Думаю, что визит глав Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Украинской Автокефальной Православной Церкви и Греко-Католической Церкви — не только экуменический процесс национального религиозного пространства, но и обращение к церкви крещения Владимира.
Радуюсь с того, что Украинская Греко-Католическая Церковь, к которой я как верующая принадлежу, инициирует и принимает участие в таких мероприятия.
Наблюдая за деятельностью Блаженнейшего Святослава с момента его интронизации, могу сказать, что сегодняшняя стратегия УГКЦ — вектор на возвращение аутентичного духовного первоисточника.
Следует вспомнить послание Блаженнешего Любомира Гузара – “Один Божий народ на киевских горах”, написанное по случаю перенесения резиденции митрополита УГКЦ в Киев.
В нем владыка четко отмечает: “В нынешней Украине среди всех, кто чувствует принадлежность к вековечной киевской традиции, зреет осознание, что это новое сияние славы Божьей “на нашей – уже своей – земле” может и должно исходить от единой Киевской Церкви ”.
Блаженнеший Любомир предлагает “оставить прошлое Богу”, то есть проанализировать нашу сложную историю, определить позитивы и негативы для того, чтобы уверенно идти в будущее. Важно, что УГКЦ развивает диалог и в пределах Католической Церкви.
Радовало, что в этом году, во время празднования Рождества в Римо-Католической Церкви, во львовском соборе состоялась праздничная месса, в которой принял участие Блаженнейший Святослав. Поэтому на примере УГКЦ можно понять, что через самоидентификацию и постоянные диалоги внутри самого сообщества можно размыкаться на диалог с другими.
Примечательно, что 6 мая состоялся также экуменический молебен и в рамках празднования дня города во Львове, в котором приняли участие представители всех церковных сообществ, который возглавил Патриарх УПЦ КП Филарет. Конечно, сегодня, учитывая проблемы украинского общества, мы должны быть едиными и ментально, и духовно.
Поэтому мероприятия, проходившие и в Ивано-Франковске, и во Львове, – свидетельство нашего национального духовного ренессанса, ведь, обращаясь опять же к истории УГКЦ, помним, как упорно стремились ее уничтожить на протяжении практически всех этапов украинской истории.
Но это в целом не только история УГКЦ — это в глобальном измерении прошлое наступления на украинскую духовность, потому что народ, как и каждого отдельного человека, можно опустошить тогда, когда «высушишь» его сердце. Поэтому в этом контексте вспоминаю известные строки: «в єдності — сила народу, Боже, нам єдність подай!»