Философская дилемма — работать, чтобы жить, или жить, чтобы работать — перед крестьянами сегодня не стоит. Они в большинстве своем поставлены в такие условия, что работают от зари до зари, чтобы выжить.
Но выжить (в прямом смысле этого слова) при выполнении трудовых обязанностей удается сегодня далеко не всем труженикам сельского хозяйства. Только в прошлом году не вернулся домой с работы 431 человек, а 8097 получили производственные травмы. Почти треть всех, гибнущих на производстве — работники сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс — лидер среди отраслей промышленности по количеству смертельных несчастных случаев (38% от общего числа). Очень часто инспекторам по охране труда приходится принимать участие в расследовании смертельных несчастных случаев, причиной которых становятся трактора (машины типа Т-150, Т-150К). Почему? У тракторов данного типа запуск пускового двигателя производится вручную, для чего трактористу необходимо выйти из кабины. При этом он очень часто оставляем машину с включенной передачей скоростей (то есть не переводит переключатель скоростей в нейтральное положение). Запуская пусковой двигатель, водитель находился между передним и задним колесами трактора. При включении же пускового двигателя, в случае неисправности устройства блокировки запуска основного двигателя, трактор самопроизвольно приходит в движение. Тракторист, не видя надвигающейся на него машины, как правило, не успевает увернутся от массивных колес...
Тем не менее, несмотря на высокую частоту получения водителями Т-150 смертельных травм, проблема с «тракторами- убийцами» вплоть до 1997 года оставалась неразрешенной. Именно в том году специалисты Национального научно-исследовательского института охраны труда провели исследование причин возникновения травматизма среди механизаторов АПК. Анализ травматизма показал, что к наиболее травмоопасным относятся профессии тракториста (89% смертельных случаев), комбайнера (5%), помощника комбайнера (5%). Причем чаще всего — 39% зарегистрированных несчастных случаев — причиной травмы становятся неисправные трактора (64% несчастных случаев произошло на тракторах отечественного производства, в основном на Т-150). Наибольший процент (58%) неисправности наблюдается у машин после семи-восьми лет эксплуатации. После девяти лет эксплуатации Т-150 практически полностью выходит из строя устройство блокировки запуска двигателя. Именно с этой неисправностью связан 91% смертельных случаев.
Кстати, два года назад с участием руководства Минпромполитики, Минагропрома, ЦК профсоюзов работников АПК, ОАО «Харьковский тракторный завод» (производителя тракторов Т-150 и Т-150К) провели межотраслевое совещание, результатом которого стало решение Комитета по надзору за охраной труда запретить эксплуатацию тракторов, у которых не восстановлен электростартерный запуск пусковых двигателей и не демонтирован их дублирующий запуск вне кабины.
После запрещения эксплуатации «неисправленных» тракторов количество работников, получивших травму в прошлом году на предприятиях АПК, составило 8097 (против 11456 в 1997 году), а число смертельно травмированных в 1998 году на 121 человека меньше, чем в 1997 (431 против 552). Впрочем, не исключено, что другой причиной снижения «сельскохозяйственного» травматизма является банальная остановка или закрытие предприятия, сокращение числа работающих и уменьшение объемов производства.
КСТАТИ
По данным специалистов, в промышленности сегодня эксплуатируется около 300 тысяч тракторов, 70% которых составляют машины типа Т-150. Коллективных сельхозпредприятий насчитывается почти 20 тысяч. А сколько функционирует фермерских хозяйств и какое количество техники находится в личной собственности земледельцев, точно сказать невозможно.
КОММЕНТАРИИ
Корреспондент «Дня» Михаил БИДЕНКО обратился к главному конструктору ОАО «Харьковский тракторный завод» Сергею Абдуле с просьбой прокомментировать эти факты:
— У нас есть анализ всех случаев травматизма со смертельным исходом, произошедших на тракторах ХТЗ за прошлый год и девять месяцев нынешнего. В большинстве случаев конструкция трактора не имеет никакого отношения к смерти людей. Один тракторист переехал своего напарника, другой свалился с обрыва, третий перекинулся на шоссе при обгоне такого же трактора, четвертый был задавлен в силосной яме...
Но вот очень тревожная цифра: 52 смертельных случая связаны с внешним пуском тракторного двигателя. Тракторы с пускателями мы давно не выпускаем, а с 1995 года такой запуск запрещен Госкомитетом по охране труда. Запрещен по нашей инициативе. Но хозяйства бедные, поэтому зачастую используют старые трактора и не имеют средств на их переоборудование. А в новых колхозные умельцы сами ставят пусковые устройства. И потом гибнут...
А вот мнение заместителя директора по маркетингу и сбыту ОАО «Харьковский тракторный завод» Дмитрия СЕРГИЕНКО:
— В большинстве случаев речь идет о колесном тракторе Т-150К, потому что гусеничный Т-150 настолько устойчив, что опрокинуть его очень трудно. Как правило, гибнут трактористы, работающие в нетрезвом состоянии.
Однако главная причина куда серьезнее. У нее экономические корни. Тракторы Т-150 и Т-150К были сконструированы давно. Они оборудованы панельной кабиной, которая действительно может деформироваться при опрокидывании машины и таким образом представляет опасность для жизни находящегося в ней человека. Зная это, учтя мировой опыт, наши конструкторы разработали новые прочные каркасные кабины, кстати, оборудованные кондиционерами. Так что работать в них не только безопасно, но и приятно. Они сертифицированы и устанавливаются на тракторах новых серий: ХТЗ-170, ХТЗ-121, ХТЗ-160 и на тракторах малой мощности.
Но крестьяне покупают по- прежнему Т-150К. На следующий год мы имеем заказ от Лизингового фонда Украины почти на 900 таких тракторов. Причина — в нищете нашего сельского хозяйства. Для сельхозпредприятия каждая тысяча гривен — большие деньги. Да, собственно, и пьют люди часто от бедности.
Кстати, с 1971 года наши тракторы Т-150 работают во многих странах. Это тысячи машин. И мы не получили ни одной рекламации по причине смерти оператора в панельной кабине. Там, где дисциплина труда выше, где не принято работать «под мухой», на них не жалуются. Например, Китайская Народная Республика и сейчас заказывает нам только Т-150К.
Заместитель председателя ЦК профсоюза работников АПК Украины Раиса МАЗНАЯ сообщила корреспонденту «Дня» Александру ФАНДЕЕВУ:
— Положение по безопасности труда и здравоохранению селян критическое. Даже несмотря на некоторое снижение производственного травматизма в последние годы. Проверка более 400 предприятий отрасли показала, что почти во всех регионах страны происходит тотальное сокрытие травматизма, даже со смертельным исходом. Только в одном Зборовском районе Тернопольской области, по госотчетности, зарегистрированы 18 производственных травм, тогда как, по данным лечебных заведений, их 60. Органы прокуратуры в большинстве случаев не реагируют на подобные факты. Для примера, в Херсонской области за два года облпрокуратура не возбудила ни одного уголовного дела по соответствующим представлениям: семь скрытых несчастных случаев.
Пострадавший все чаще оказывается в роли просителя, а работодатель — в роли такого себе благодетеля, от желания которого зависит, будет ли обеспечено гарантированное законодательством возмещение. Кстати, более 85% сельхозпредприятий рассчитываются с пострадавшими натуроплатой, в частности, служебным жильем или... трактором. Стремительная жизнь в условиях реформирования экономики выдвигает новые проблемы, за которыми законодательство просто не успевает. Так, еще два года назад Минагропром обязан был разработать Положение об организации охраны труда в фермерских и частных сельхозпредприятиях, а воз и нынче там, а, значит, нет ни ответственных за несчастные случаи, ни компенсационных выплат.
Профсоюзы АПК ежегодно защищают права более 200 травмированных, и уже сложилась практика судебной защиты пострадавших, когда представители профсоюзов выступают в роли адвокатов. Но мы не всесильны. Нужны четкая отраслевая система управления охраной труда, кадровое и законодательное обеспечение, а главное — государственная политика по безопасности труда.