Рассказывает Богдан ГНАТОВСКИЙ:
— С Игорем Билозиром мы познакомились где-то 20 лет назад
— 1 января 1980 года вышла моя первая статья о нем. В последние годы мы
встречались чуть ли не ежедневно. 8 мая моя хорошая знакомая праздновала
свой день рождения в кофейне «Цісарська кава». У нас было очень интеллигентное
общество: две учительницы, мы с Игорем, еще один мужчина — преподаватель
из Академии искусств. Я запел песню Билозира: «То не яблуні цвіт, не май,
то не пізній бузок весни, в нашу зиму приблудив білий лебідь молодий».
Это очень красивая лирическая песня — Игорь вообще был чудесный мелодист.
Когда мы пели, за соседний столик подсел гитарист и начал
«лабать» какой-то блатной романс. От другого столика подошел мужчина и
довольно грубо сказал: «Бросьте петь, не мешайте нам отдыхать». Я привстал
и объясняю: «В чем дело ребята? Вот с нами народный артист, Игорь Билозир,
мы поем его песню». Там же рядом стоял наряд милиции, и парень вернулся
за свой столик. После этого Игорь еще подошел к их столику и о чем-то с
ними перемолвился. Настроение было испорчено, и минут через 5 — 10 после
этого инцидента мы решили расходиться. Я отвернулся и не видел, что и как
произошло и кто ударил Игоря, но когда я обернулся, то увидел, что он от
чьего-то удара упал на колени. Я поднял Игоря левой рукой, а правой держал
чемоданчик. Вдруг и меня кто-то ударил: рассек губу (потом в больнице мне
наложили три шва). Это все происходило около самого кафе, а дальше мы с
Игорем пошли домой по проспекту Шевченко. Лишь отошли на 50 — 60 метров,
как вдруг, за несколько метров от прокуратуры, подбегают те двое, что сидели
в кафе — один в светлой рубашке, другой — в темной. Меня ударили, и я стал
терять сознание, вдруг слышу — Игорь падает со стоном и хрустом (это был
удар кастета). Я начал отбиваться, и тут подъехала милиция. Одного нападающего
забрали чуть ли не из моих рук, поймали и другого, бившего Игоря, посадили
в патрульную машину, а нам вызвали «скорую». Это было где-то около 11 часов
вечера, никого из людей на улице уже не было, и было очень темно — фонари
не горели.
Приехали мы на травмпункт больницы скорой помощи. Долго
ждали, пока к нам подошли, потом мне наложили швы, а Игоря направили на
рентген. Я сам возил его по больничным этажам, он чувствовал себя очень
плохо, но еще двигался и что-то говорил. После рентгена, по-видимому, это
было уже около 4 часов утра, я положил его в палату на кровать и поехал
домой. На следующий день еле дозвонился в эту первую нейрохирургию, где
он лежал, но мне ответили: «Прошу пана, сегодня праздник, в больнице только
дежурный врач, так что вам вряд ли смогут ответить о состоянии здоровья
больного». Я звонил и домой Игорю, но там также никто трубки не брал —
его жена уехала из города к родителям. Если бы я мог тогда представить,
что Игорь не выберется из той беды, я, конечно, действовал бы решительнее.
Нападавших на нас завезли в райотдел, и я не утверждаю
этого, но люди говорили, что видели, как они вернулись вместе с милиционерами
в «Цісарську каву» и там вместе отдыхали. Подследственный отрицает этот
факт, другие свидетели на этом настаивают. Больше я вряд ли могу что-то
рассказать, потому что идет следствие, а я — официальный свидетель.
КОММЕНТАРИЙ МИЛИЦЕЙСКИЙ
По просьбе корреспондента «Дня» Александра СЫРЦОВА официальную
версию трагедии изложил заместитель начальника Львовского областного
управления МВД Богдан ВАСИЛИК:
— 11 мая было возбуждено уголовное дело по ст. 206 ч. 2
УКУ (злостное хулиганство) по поводу хулиганства, совершенного относительно
Гнатовского и Билозира и по ст. 101 ч. 1 УКУ — причинение тяжелых телесных
повреждений народному артисту Украины Игорю Билозиру. Дело было возбуждено
Галицким РУГУ. В связи с актуальностью этого дела, оно было мной передано
для расследования в следственный аппарат области. В процессе расследования
было установлено, что к хулиганским действиям и нанесению тяжелых телесных
повреждений причастны Воронов Дмитрий Александрович, 1972 г. р., и Калинин
Юрий Владимирович, также 1972 г. р. 19 мая Воронов был задержан, 22 мая
его взяли под стражу, сейчас он находится в СИЗО. Относительно Калинина
проводятся оперативно-сыскные меры для его задержания.
28 мая в связи со смертью Игоря Билозира ч. 1 ст. 101 УКУ
переквалифицировано на ч. 3 — преднамеренное тяжкое повреждение, вследствие
которого наступила смерть пострадавшего, что тянет за собой лишение свободы
сроком до 12 лет.
Воронову 28 лет, у него есть семья. Отец Воронова — заместитель
начальника львовской городской милиции, прослужил в органах четверть века,
кроме раскрытия преступлений и помощи нашим краянам, ничем другим не занимался.
А то, что случилось с его сыном, на мой взгляд, никак не может повлиять
на его пребывание в органах. Он написал рапорт, сейчас находится в отпуске.
Дело получило нездоровый резонанс, ведь кое-кто хочет нажить
на нем политический капитал, делает вид, что знает больше, чем следствие.
Мы не строим доказательств на домыслах, работаем в правовом поле.
— Считаете ли вы профессиональными действия патруля,
который прибыл на место происшествия, когда конфликт только разгорался?
— Когда подъехал патруль, то конфликт еще не был настолько
серьезным — это бытовое поведение, не забывайте, в каком заведении это
происходило. Сильные эмоции появились позже, патруль не мог этого предусмотреть.
Это не была ссора на межнациональной почве, хотя именно этот вопрос сейчас
поднимается. Там была еще третья компания, певшая русские песни, но конфликта
с нею не было. К тому же, с самого начала другим компаниям не было известно,
что это Игорь Билозир, поэтому нельзя говорить о преднамеренной акции.
Не надо искать подводные течения, какую-то политику в этом печальном инциденте
— повторю еще раз, конфликт разгорелся из бытового.
КОММЕНТАРИЙ МЕДИЦИНСКИЙ
Из сообщения коммунальной городской клинической больницы
скорой помощи в пресс-центр областной государственной администрации от
19.05.2000: «Билозир И.И., 45 лет, был доставлен бригадой скорой медицинской
помощи в городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи 09.05.2000
в 0 час. 35 мин. с проспекта Т.Шевченко.
Травму получил 08.05.2000 — избит неизвестными. После осмотра
дежурного нейрохирурга был госпитализирован в 1-е нейрохирургическое отделение
с диагнозом: ушиб головного мозга. Переломы лобной кости справа. Состояние
больного в течение 9 мая считалось стабильным, средней тяжести. Больной
получил соответствующее лечение. 10 мая 2000 года больному Билозиру И.
И. была проведена в условиях областного диагностического центра компьютерная
томография, на которой подтвержден предварительный диагноз: ушиб головного
мозга, переломы лобной и теменной костей, установлено субарахноидальное
кровоизлияние.
10.05.2000 больной переведен в реанимационное отделение,
где ему проводилось консервативное медикаментозное лечение. Больной был
в сознании, общее состояние его улучшалось.
15.05.2000 у больного появились расстройства сердечной
деятельности, которые 16.05.2000 в 6.00 час. привели к остановке сердца.
Благодаря проведенным реанимационным мерам сердечную деятельность
у больного удалось возобновить. С этого времени состояние больного остается
тяжелым, с элементами нестабильной гемодинамики. Больной находится на искусственной
вентиляции легких под постоянным мониторингом жизненно важных функций организма.
Лечение больного находится под постоянным контролем ведущих
специалистов области и медицинского университета».
От 24.05.2000: «Администрация КГКБСМП сообщает,
что в течение 22 — 24.05.2000 состояние больного И.И.Билозира остается
очень тяжелым. Больной находится в коматозном состоянии, без сознания,
на искусственной вентиляции легких. Гемодинамика нестабильна, поддерживается
медикаментами. Медикаментозное лечение получает в полном и необходимом
объеме».
Игорь Билозир умер в ночь с 27 на 28 мая. Как сообщил корреспондентам
«Дня» Зиновий Гузар, начальник управления здравоохранения Львовского городского
совета, теперь окончательные выводы о причинах смерти композитора сделает
судебно-медицинская экспертиза. В упреках, раздающихся в львовской прессе,
относительно непрофессиональности врачей, Зиновий Гузар видит поиски дешевой
сенсации, «желание заинтересованной стороны переложить, хотя бы частично,
ответственность за совершенное преступление на медперсонал больницы».
30 мая Игоря Билозира похоронили на Лычаковском кладбище,
неподалеку от могилы Владимира Ивасюка. Проводить композитора в последний
путь пришли около ста пятидесяти тысяч человек.
КОММЕНТАРИЙ РАДИКАЛЬНЫЙ (НА СЕГОДНЯ ВО ЛЬВОВЕ — САМЫЙ
ПОПУЛЯРНЫЙ)
Игорь КАЛИНЕЦ, поэт:
— Люди почувствовали национальную несправедливость — чувство,
которое мы ощущаем ежедневно наедине с собой. Трагедия заставила людей
почувствовать солидарность, которую они утратили. Во вторник его хоронили,
и на улицу вышли полторы сотни тысяч львовян. Таких похорон Львов не видел
с 1944 года, когда хоронили митрополита Шептицкого. Сейчас партии правой
и ультраправой ориентации очень радикально заявляют о своих намерениях
навести порядок во Львове. Мы были очень вялыми, толерантными, демократичными,
одним словом, бесхребетными, и позволили сесть на голову русской части
населения. Вечерний Львов превращается в русскоязычный Львов, даже иногда
забываешь, где ты находишься. Такое впечатление, что в украинском государстве
делается все для того, чтобы дать широкую дорогу именно русской культуре,
оставив для украинской узенькую обочину. Так что Львову сейчас нечем похвалиться,
галицкий Пьемонт постепенно превращается в город, где преобладает русскоязычный
культурный продукт — звучит русская популярная музыка, широко продается
русская книга, в киосках доминирует русская пресса.
28 мая во Львове собирались отметить в Оперном театре 10-летний
юбилей первой сессии демократического областного совета, избравшего своим
председателем Вячеслава Чорновила. Я тоже был депутатом того совета, но
не собирался идти на юбилей, потому что, по моему мнению, за несколько
последних лет мы потеряли все то, о чем говорилось на заре украинской демократии.
Но в этот день я узнал о смерти Игоря Билозира и пришел, чтобы выступить
перед людьми, собравшимися у памятника Шевченко. Я говорил о том, что произошло
политическое убийство, которому потакали мы все, простые люди, ибо слишком
мягко относились к русификации Львова. Виновна и власть Львова, и городской
голова, которому и я лично неоднократно говорил о разгуле в городе русского
шовинизма, но он и пальцем о палец не ударил, чтобы его остановить. Я заявил
довольно категорически, что после такого трагического события Куйбида должен
бы пойти в отставку, как человек, потакавший русификации Львова. Неслучайно
же, когда в прошлом году Игорь собирался торжественно отметить 20-летний
юбилей своего ансамбля «Ватра», он не смог найти спонсоров для концерта.
И это в то время, когда городская и областная власти носились с русскими
звездами.
На другой день была образована комиссия по делам погребения,
в которую я также вошел. Комиссия заставила Василия Куйбиду объявить в
городе траур. Он неохотно согласился, аргументируя тем, что умирали и многие
другие выдающиеся люди, но такое не практиковалось. Но ведь речь шла не
о человеке, умершем своей смертью, поэтому объявление траура — в данном
случае политическая акция. В день похорон мы пикетировали прокуратуру с
требованиями отставки Воронова и запрещения русской музыки по львовским
кафе.
Я считаю, что это политическое убийство, потому что Воронов
и Калинин прекрасно знали, кого они бьют и за что — их раздражало то, что
люди поют украинскую песню. Неслучайно же милиция сейчас не заинтересована
в поисках Калинина, потому что в сложившейся ситуации Воронов, сынок высокого
милицейского начальничка, на суде будет иметь возможность все валить на
Калинина. Если же Калинина найдут, то и Воронов получит по полной программе.
Юрий ВИННИЧУК, писатель (из статьи под псевдонимом
«Юзьо Обсерватор» в газете «Поступ» от 01.06.2000): «Убийство Билозира
двумя обезумевшими кацапами с такими красноречивыми фамилиями — В-нов и
К- нин — было воспринято как циничная пощечина по нашему гонору. Оба —
сыночки местной кацапской элиты. Это она взлелеяла убийц, воспитала в них
ненависть ко всему украинскому, ведь они прекрасно знали, кого убивают.
Поруганная национальная честь взывает о мщении».
КОММЕНТАРИЙ МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ
Виктор МОРОЗОВ, музыкант, композитор, переводчик
— В нашем криминализированном обществе все время кого-
то бьют, и музыкантов в частности. Вот недавно избили вокалиста «Піккардійської
терції», который просто возвращался поздно вечером домой. Но учтите, что
этот факт не вызвал такого шока во Львове, потому что это действительно
бытовое хулиганство. А то, что произошло с Билозиром, — событие знаковое,
когда совпало в одно много странных вещей. Композитора убили за песню,
которую он написал. Неслучайно все сразу вспомнили загадочное убийство
Ивасюка, так и не раскрытое с 1979 года. В том же году, когда был убит
Ивасюк, Игорь Билозир пришел во Львовскую филармонию. Умирает Ивасюк —
приходит Билозир, который в результате погибает за то, что поет свою песню
и мешает «отдыхать» каким-то юнцам «своими рогульскими песнями». Знаково
и то, что это происходит во Львове, который всегда считался центром украинской
культуры. Следовательно, русская экспансия во Львове, хоть и постепенно,
но становилась все более агрессивной. Только крайность случая повлекла
за собой вспышку радикальных настроений.
Погибнуть за свою песню... Если Игорь оттуда все видел,
то он наверное сказал: «Вот куртка на вате». Он вообще никогда не употреблял
нецензурных слов, и «куртка на вате» — это было самое грубое его выражение.
Поэтому я не согласен, когда драку пытаются списать на алкоголь. Он был
совсем другой структуры человек, чем те, которые, выпив рюмку, лезут драться.
Понятно, что люди, отмечавшие в кафе день рождения, были нетрезвы, но не
это повлекло за собой конфликт — предлогом стала песня.
Я уверен, что случайностей не бывает. Часто в жизни все
так сходится, что только со временем можно понять скрытую суть событий.
А тут... Я понимаю так, что Игорь неосознанно принес себя в жертву, чтобы
люди, во всяком случае во Львове, очнулись от сна. Кстати, одна из последних
песен Игоря, написанная незадолго до смерти, называется довольно символически
«Встань з колін, народе мій».
Эта трагическая смерть только проявила настроения, давно
бытовавшие в обществе. Во всяком случае здесь, во Львове, люди четко высказали
свою неудовлетворенность культурной политикой государства, отсюда и требования
о запрещении русскоязычных теле- и радиоканалов. Я же убежден, что не надо
ничего запрещать, следует пойти более мудрым путем. Например, во времена
Советского Союза учителя русского языка получали надбавку к зарплате. Таким
образом, якобы никто никому ничего не запрещал, но материальное поощрение
вырабатывало и общественное мнение якобы о превосходстве одной профессии
над другими, а соответственно — и одного языка над другим. Так и сейчас,
украинскому государству надо действовать методом поощрений и льгот, например,
налоговых. Государственный протекционизм нашей культуре очень необходим.
Ни для кого сегодня не секрет, что только введение жестких квот на национальный
культурный продукт в радио- и телесети спасло Канаду от культурной экспансии
намного более мощной массовой культуры США. Канадская массовая культура
тогда пребывала в зачаточном состоянии, и законы о квотировании вещания
так же, как и у нас, встретили безумное сопротивление. Зато теперь канадские
звезды известны на весь мир.
КОММЕНТАРИЙ ПОЛИТИЧЕСКИ АКТИВНЫЙ
Юрий НАЗАРУК, студент факультета международных отношений
Львовского университета, центр «Молодая дипломатия»
— Когда в родном городе тебя убивают за то, что поешь на
родном языке — это ужас, и не реагировать на это невозможно. Центр «Молодая
дипломатия» созывал пресс-конференцию «Молодежь против москализации». Категоричность
названия акции смягчает ее лозунг: «Москаля нужно убивать не на улице,
а в себе». Суть нашей акции в том, что мы призываем молодежь к бойкоту
радиостанций и телекомпаний, ведущих вещание на русском языке, кафе и клубов,
где отдают преимущество русскому языку и русской музыке.
Я не говорю о том, что произошло заказное политическое
убийство, но произошло такое событие, которое может стать поворотной точкой
развития украинской культуры в Украине. Это событие — только взрыв в ситуации,
нагнетавшейся в последнее время.
КОММЕНТАРИЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
Михаил БАРБАРА, музыкант, лидер группы «Мертвий півень»,
главный редактор Радио Инициативы «Нова хвиля»
— Я вернулся во Львов в понедельник, 29 мая, и сразу сел
за радиопульт. У нас было просто безумное количество звонков. Львов начал
говорить, выливая негативные эмоции против жужиковско-жулицко-бандитской
культуры (а она же 100-процентно русскоязычная!). Меньше всего говорили
о национальном. Звонили и украинцы, и россияне, и поляки, высказывая возмущение
против доминирования «блатной» субкультуры в обществе, во многом на нее
возлагая вину за трагедию, произошедшую с Игорем Билозиром. В праведном
гневе люди обвиняли всех и вся, от системы образования до коммунальных
служб, и вообще все, что содержится за счет налогоплательщиков.
Это далеко не первый случай «шакальих» набегов, но самый
трагичный. Недавно во Львове избили одного из вокалистов «Піккардійської
терції», «Мертвий півень» также после концертов в родном городе неоднократно
имел проблемы с агрессивными жужиками, Тарас Чубай, работающий теперь в
Киеве, несколько раз вспоминал о подобных ситуациях. Думаю, это такая шакалья
реакция на любые проявления украинской интеллигентности: раньше «оно» как
бы пренебрежительно поглядывало на «украинского лоха», но тут поняло, что
это другая культура, великая, до которой оно не может дотянуться. Отсюда
и раздражение, звериный инстинкт убивать.
Украина сейчас — это типичный третий мир, для полноты картины
не хватает только маковых или конопляных посевов и наркобаронов (зато у
нас имеются нефтебароны). Люди, находящиеся у власти, считают себя своеобразной
кастой неприкасаемых (только в Индии это низшая каста, а у нас высшая).
В этой ужасной ситуации вспоминается старая песня Юрия Шевчука: «Откройте
рты, сорвите уборы, по улице чешут мальчики-мажоры». Законы — и государственные,
и гуманные — существуют не для них. Это очень хорошо, что событие вызвало
громкий общественный резонанс, ведь речь идет о самоуважении — не только
национальном, а просто человеческом.
Я никогда не сижу в кофейне, где играет плохая, как на
мой вкус, музыка — попса, блатняк. Это не только неприятно, но и вредно:
психологи говорят, что все сигналы, воспринимаемые органами чувств человека,
откладываются на подкорке, следовательно, это прямой путь дебилизации.
К сорока дням со дня смерти Игоря мы бы очень хотели сделать
большой концерт, собрать классиков украинской эстрады и молодые группы,
которые бы исполнили песни Ивасюка и Билозира.
КОММЕНТАРИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ
Оксана ГОРЕЛИК, пресс-секретарь культурно-творческого
центра «Дзига», заместитель директора Радио Инициативы «Нова Хвиля»
— Ситуация, сложившаяся в результате убийства Игоря Билозира,
заострила многие до сих пор не решенные культурные проблемы. «Нова хвиля»,
вышедшая в эфир совсем недавно, пытается реагировать не ораторскими дивертисментами
в затянувшихся перепалках, а делом. Собственно, мы предлагаем своим слушателям
иную музыкально- эстетическую концепцию, чем ту, которую обычно дают другие
радиокомпании. У нас звучит очень много классики, а также современной украинской,
польской; европейской и американской музыки — в основном джаз, рок. Русскую
музыку мы также ставим охотно, но для нас принципиально, чтобы это была,
например, не Алена Апина, а «Машина времени» или «Аквариум». Мы игнорируем
неамбициозную музыку. И это касается не только русской попсы.
ЕЩЕ ОДИН КОММЕНТАРИЙ. МОЙ
Самое страшное в истории человечества — гражданские войны.
Самая страшная причина гражданских войн — наслоение критериев, разграничивающих
общество, на «тех, кто» и «тех, против кого», когда социальные факторы
превращаются в разделение по национальному (религиозному, языковому) признаку.
Львовское убийство остро проявило наличие социального кризиса на всех уровнях
существования человека в украинском обществе — от гарантий жизни и здоровья
до удовлетворения культурных потребностей. Кажется, еще никогда человек
не ощущал себя настолько незащищенным. Выступив на защиту своих культурных
предпочтений, Игорь Билозир спровоцировал ситуацию, страх которой актуален
для большинства из нас — не дай Бог, столкнуться с криминализированной
властью, которая (кстати, в отличие от нас с вами) готова отстаивать даже
свои «культурные ценности» с кастетами в руках, чувствуя при этом свою
полную безнаказанность.
Языково-культурный аспект национального недовольства во
Львове, впрочем, не является этаким вечным антуражем любой галицкой проблемы.
Первый вопрос, который я задавала всем своим собеседникам — почему убийство
Игоря Билозира в условиях общей политической апатии украинского общества
вызвало настоящий взрыв в городе. Что сплотило людей? Самые разные ответы
можно свести к следующему: вера в несправедливость всего, что только связано
с нынешней украинской властью и ее бессмысленной политикой без идеи и идеологии.
Тогда как во Львове, где даже вывески на магазинах и кофейнях воспроизводят
одухотворенность языковых реликтов, многие с опаской говорят о «русскоязычном
вечернем Львове» и все, с кем мне пришлось общаться, твердят о тотальной
русификации (в первую очередь из-за того, что за десять лет государство
так и не сподобилось на более-менее концептуальную украинизацию), на российском
канале ОРТ (30 мая, программа «Здесь и сейчас» («Время»)) авторитетный
«взглядовец» Александр Любимов сообщил российским зрителям, что во Львове
от побоев молодых националистов (!) умер известный композитор Иван (!)
Билозир, который пел в кафе свои песни на русском (!) языке. Кажется им,
в России, трудно даже представить себе ситуацию с точностью до наоборот.
Зато мы знаем, что такое жить в государстве без государства и полагаться
только на себя.