Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вето на лицемерие

До 8 января необходимо решить, будут ли инвестиции в производство автомобилей в Украине
3 января, 2003 - 00:00

24 декабря 2002 года Верховная Рада Украины приняла поправку к Закону «О едином таможенном тарифе». Принятая поправка возлагает дополнительные пошлины на продукцию предприятий, осуществляющих крупноузловую сборку автомобилей в Закарпатской области. Именно через предприятия крупноузловой сборки мировые автоконцерны входят на новые рынки, и Украина — не исключение. В Закарпатье сейчас уже созданы предприятия по производству «Шкод», а в течение еще одного- полутора лет могут быть построены заводы «Фольксвагена» и «Тойоты», которые принесут Украине сотни миллионов инвестиций, десятки тысяч новых рабочих мест и большие поступления в государственную казну. Упомянутая поправка направлена против новых автопроизводств в Украине. В случае, если 8 января 2003 года Президент Украины одобрит упомянутую поправку, то страна окажется изолированной от западных автопроизводителей еще на 5—6 лет. Украина уже оказывалась в подобной ситуации в 1997 году, когда западные автогиганты приняли решение строить свои заводы не в Украине, а в Чехии, Словакии и Польше.

По мнению экспертов уже через 2—3 года Украина имеет реальный шанс стать автомобильным центром всего СНГ и стран Черноморского бассейна. Западные автомобильные компании заинтересованы в освоении большого рынка стран СНГ как с целью развития производства автомобилей, материалов и комплектующих, так и для их реализации. Непримиримое сопротивление АвтоВАЗа в России резко повысило интерес мировых автомобильных концернов к созданию крупных производств в Украине. Специалисты считают, что партнерство с западными автомобильными компаниями уже через 1 — 1,5 года может принести Украине более $ 420 млн. инвестиций и до 180 тыс. новых рабочих мест. Сегодня задача украинского правительства состоит в том, чтобы использовать с максимальной выгодой для государства сложившеюся на автомобильном рынке конъюнктуру.

Нынешняя политика государства в отношении автомобильной промышленности исходит из представлений о том, что в Украине есть только один отечественный производитель автомобилей. Но это не так. На самом деле в Украине сегодня существует уже несколько отечественных производителей автомобилей. Наиболее крупными среди них являются: компания «Еврокар», производящая в Закарпатской области крупноузловую сборку автомобилей «Шкода», компания «Дженерал Моторз Украина», наладившая производство грузовых автомобилей в г. Киеве и другие. Еще более десяти автоимпортеров планируют в ближайшем будущем, при привлечении соответствующих заводов-производителей в качестве инвесторов, открыть предприятия по производству автомобилей в Украине. Так, уже в январе 2003 года в Украину приедет председатель правления компании «Шкода — Авто», а в конце марта планируется приезд делегации концерна «Фольксваген» для ведения переговоров о создании крупных автомобильных производств в Украине.

Льготы, которые ранее имелись у производителей в рамках Закона «О СЭЗ «Закарпатье»», открыли этот регион для входа мировых автоконцернов на Украинский рынок. Принятие парламентом 24 декабря указанной выше поправки к Закону «О едином таможенном тарифе» может уничтожить плацдарм для создания мировыми автоконцернами производств в Украине. Эта поправка значительно увеличивает ввозную пошлину на машинокомплекты, из которых в Закарпатье производят автомобили.

Очевидно, что поправка направлена именно против автопроизводителей. Так как новые пошлины предлагается применить только для автомобильных машинокомплектов, а не для всех субъектов Закарпатской СЭЗ. Кроме того, практика избирательной отмены льгот, как и их избирательного предоставления, является недопустимой, так как равные условия конкуренции — это один из ключевых принципов ВТО. Льготы должны быть отменены, но отменять их нужно лишь синхронно, одновременно и в равной степени для всех предприятий отрасли. В противном случае мы имеем дело с откровенным выталкиванием западных компаний в пользу предприятия, которое не платит доходов в бюджет уже 6 лет.

Поправка, очевидно, принята в интересах запорожского автозавода. Сегодня, по словам президента Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Игоря Сотуленко, чтобы производить автомобили в Украине, западный инвестор должен платить налогов на 40% больше, чем платит предприятие «АвтоЗАЗ-Дэу». Напомним, что льготы «АвтоЗАЗу» предоставлялись под целый комплекс обязательств, связанных с ростом числа работающих, экспортом, локализацией производства. В 2001 году обязательства, взятые на себя «АвтоЗАЗ-Дэу», были не выполнены. Странно, что реакцией на невыполнение инвестиционной программы, стала ее отмена парламентом, а не отмена льгот. Между тем, численность рабочих на ЗАЗе начала сокращаться. Уже сейчас, по данным Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, она составляет 13 тыс. вместо 18 тыс., которые были в 2000 году. В 2001 году «АвтоЗАЗДэу» должно было экспортировать 70 тыс. двигателей, сейчас же предприятие производит 17 тыс. машин, из них более 8 тыс. составляют «Деу», собираемые из корейских крупных узлов. По сути, стремясь собирать почти готовые корейские машины и экспортировать их, «АвтоЗАЗ-Дэу» пользуется льготами отечественного производителя. Но, что хуже всего, ценой льгот для одного предприятия является отсутствие новых производств и поступлений в бюджет. Поддержка украинского предприятия переросла в монополию одного завода на автомобильном рынке. И государство не имеет от этого никаких доходов.

Между тем, именно новые производства содержат в себе потенциал роста. Советские хозяйственные комплексы устарели, потенциал их исчерпан. А работа новых предприятий построена на новых технологиях и в сотрудничестве с западными автогигантами. Уточним, что все мировые автогиганты начинают входить на рынок каждого государства именно с крупноузловой сборки машин и производства комплектующих и материалов, затем переходя на строительство заводов полного цикла производства.

Сейчас Украина вновь имеет шанс стать автомобильной державой. Более того, автомобильным центром СНГ. Именно в 2003 году мировые автоконцерны вновь будут строить новые заводы в Восточной Европе. Если украинские власти поступят мудро, то уже через несколько лет украинские граждане смогут ездить на собранных в Украине «Фольксвагенах», «Пежо», «Шкодах» и «Ауди». Причем стоимость таких автомобилей составляла бы не более 2/3 от стоимости предлагаемых сегодня автомобилей в автосалонах дилерских сетей.

В 1996 году Кабинет Министров Украины сделал ставку на сохранение советской автоиндустрии и отказал западным автоконцернам в сотрудничестве. В результате Украина оказалась вне мирового автомобильного рынка. Вместо крупного и перспективного отечественного производителя, каким было предприятие «АвтоЗАЗ» в начале 90-х, Украина сегодня осталась с выживающим за счет многочисленных льгот предприятием.

Сегодня Украина имеет шанс, которым она обязана воспользоваться. Президент либо подпишет поправку Закона «О едином таможенном тарифе», либо ветирует ее. Если поправка будет отменена, Украина сможет стать по-настоящему автомобильным государством. И автомобильная промышленность начнет приносить прибыли за счет новых производств. Тем более, что для развития западных производств в Украине есть все условия, так как научно-технический потенциал страны велик. Производство западных автомобилей позволит использовать мировой опыт и технологии автомобилестроения для возрождения отечественного автомобиля. Украина либо будет сотрудничать с мировыми автоконцернами, либо будет дальше изолирована, делая при этом вид, словно верит в возможности существования «независимого украинского автомобиля».

Владимир АЛЕКСЕЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ