Его не ждали — он нагло приперся. Его особо и не приглашали, не открывали ни ворота, ни двери, не стелили красные дорожки и не встречали с караваем. Он пытался вначале всего лишь незаметно проникнуть в форточку. Но неожиданно накрыл ураганом отдельные места на карте Украины.
Никто и никогда из членов правительства страны не воспринимал украинский внутренний туризм, как что-то серьезное, как мощный экономический ресурс, как гуманитарную стратегию объединения страны. Наверное, самым красноречивым тому подтверждением является огромный туристический салон, который был в столице именно в пиковые дни туристического сезона.
Верхи не видели и не видят собственного гражданина как главного потребителя национального туристического продукта. Оборот родной гривни в несколько миллионов за сезон им не интересен. Куда более привлекательно принимать чартер с турками, пакистанцами, китайцами. Именно на восточный въездной поток туристов сейчас сориентированы взгляды тех, кто формально ответственен за туризм Украины. На другие чартеры теперь нечего надеяться.
Въездной, выездной, но не внутренний. Не потому ли с 1997-го мы так и не получили новую редакцию «Закона о туризме», где в первую очередь должны были поддержать тех, кто профессионально развивает туризм в своей стране. Отсутствие правил игры на внутреннем рынке теперь демонстрирует нам не мягкую улыбку, а саркастический оскал. Казалось бы, почему же не порадоваться, если за последние пару лет недвижимая страна вдруг не просто сдвинулась с места, а стартовала с безумной скоростью. Ездить стало модно. Едут все. Едут в места давно известные и новораскрученные загадочными авторами сомнительных топ-рейтингов. Львов и замки, Буковель и околицы, Закарпатье с термалами, Одесса, Черновцы, Винница с фонтанами, уманская «Софиевка», Букский каньон, Шацкие озера в пиковые дни сезона уже страдают от орды туристов. Нерегулируемый поток посетителей напоминает стихию, которая буквально сносит все на своем пути. Поток, оставляющий за собой горы брошенного мусора на территориях национальных парков, природных заповедников, водных рекреациях.
С подобными турпотоками даже странам с высокоразвитым уровнем туризма трудно справиться. Что уже говорить об отечественных туристических объектах, которые никто никогда не готовил к подобному количеству посетителей. Отсутствие туалетов, мусорников и возможности вовремя (порой несколько раз на протяжении дня) освобождать территории от мусора, отсутствие паркингов для туристического и частного транспорта, отсутствие какого-либо контроля за соблюдением правил поведения на территориях природных заповедников, парков и просто в общественных местах и — едва ли не самое главное — отсутствие наказания за несоблюдение этих правил. Подобными темпами за пару лет такой туризм будет приносить в разы больше убытков и вреда, чем пользы.
Анжела САВЧЕНКО: Организованные туристические потоки, лимитированный доступ (согласно установленной пропускной способности конкретного объекта) посетителей, обеспечение туристических объектов достаточным количеством туалетов, мусорников, паркинга, устранение торговых точек на территорий заповедников и парков, создание рекреационных зон, контроль и наказание за нарушение правил пребывания на территории экскурсионных объектов — только такими методами мы сможем направить туризм в русло. Регулируемый поток будет способствовать равномерному и регулярному посещению
Не уверена, что средства, собранные как экологический сбор в заповедниках или стоимость входных билетов (даже при условии нескольких тысяч посетителей на протяжении дня), покрывают расходы на содержание и возвращение к нормальному состоянию заповедников или парков. То, что мне пришлось видеть в легендарной «Софиевке» в конце сентябрьского субботнего дня, просто шокировало. Вулканы мусора, торжище ширпотребными сувенирами на центральной аллее и палатки с напитками-хот-догами вблизи большого пруда, нетрезвая публика. Интересно, какой процент из тех тысяч посетителей осознает свое пребывание на территории парка и, главное — ценность парка как объекта национального культурного наследия.
Впервые я обратила внимание, что мы (культурный и туристический секторы страны) не готовы к стремительному росту внутреннего туризма, весной, когда поток посетителей Черновицкого университета, казалось, был нереальным. Больно было наблюдать вытоптанную молодую травку на газонах, потоки людей, движущихся по дренажным системам, движение по которым запрещено. Сочувствие вызывали трое штатных коллег-экскурсоводов, которые к середине дня уже просто потеряли голос.
Заглянем за границу и посмотрим, как регулирует экскурсионный поток соседка Польша. Практически все туристические объекты имеют ограниченное количество посетителей. Через сайт вы можете приобрести билет индивидуальный или зарегистрировать группу. Без предварительной регистрации попасть в соляные шахты Велички или королевские палаты на Вавеле почти нереально. Любой объект в Польше, Австрии, Италии или Украине имеет пропускную способность. И чрезвычайно важно этой нормы придерживаться. Ведь если взвесить, то более ценным для нации в действительности является сохраненный объект историко-культурного наследия, а не посетитель на объекте.
Наш историко-культурный и природный ресурс и без того исчезает на глазах. Беспредел священников отдельного патриархата, которые безнаказанно «улучшают» на свое усмотрение шедевры отечественного зодчества. Стихийное уничтожение лесов и высасывание соков земли — янтаря. Застройка исторических центров и парковых зон. И верхом цинизма выглядит турист-варвар, турист, который посещает заповедник, музей, парк ради удовлетворения потребностей эгоистичных, а не культурных или интеллектуальных.
Куда несется стихия украинского туризма? И нужен ли нам ТАКОЙ туризм? Туризм как сила разрушительная, а не созидательная и объединительная?
Поэтому сейчас очень необходимо урегулировать хаос на рынке внутреннего туризма, который возник в результате отсутствия четкой законодательной базы и напоминает торговлю в переходах. На рынке внутреннего туризма, где теперь специалисты все: гиды без квалификации, перевозчики без разрешений, организаторы путешествий без элементарной осведомленности (уже промолчим об образовании) о работе в туристической сфере и любой ответственности.
Организованные туристические потоки, лимитированный доступ (согласно установленной пропускной способности конкретного объекта) посетителей, обеспечение туристических объектов достаточным количеством туалетов, мусорников, паркинга, устранение торговых точек на территорий заповедников и парков, создание рекреационных зон, контроль и наказание за нарушение правил пребывания на территории экскурсионных объектов — только такими методами мы сможем направить туризм в русло. Регулируемый поток будет способствовать равномерному и регулярному посещению.
«Нет» — стихии, «да» — организации, качественному сервису, профессиональности. Туризм — это экономика, культура и просветительство, а не базар. Туристические объекты — это национальное сокровище, а не продукт одного дня, который мы обязаны сохранить для следующих поколений.