Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вкус, который помнят

Лучшая в Украине торговая марка детского питания нуждается в государственной поддержке
22 сентября, 2009 - 20:01
ТАТЬЯНА КОЦЮБА — «МАМА» «РУМ’ЯНИХ ЩІЧОК»

По дороге в Гирныки — село на границе Украины и Беларуси, где и выпускают продукцию торговой марки «Рум’яні щічки», в представлении вырисовывался мощный современный завод с оборудованием, как для космической промышленности. Все, казалось, здесь сверкает нержавейкой, а вместо людей работают чуть ли не роботы. А каким же должно быть производство детского питания, которое победило в конкурсе телепередачи «Знак качества»?

На эту передачу случайно попала прошлой весной. Была искренне удивлена, что не только эксперты, но и народные, как говорится, дегустаторы выставили детским сокам и пюре из волынского села высшие баллы. Удивлена не высокими баллами: продукция из Гирныков есть и на прилавках луцких магазинов, и мы ее знаем. Поразило то, что полесские «Рум’яні щічки», изготовленные не из экзотических бананов или ананасов, из манго, а из волынских яблок, моркови и абрикосов, дали фору и «Нестле», и «Хиппи», и «Бебивиту» с «Гуманой» вместе. Рынок отечественного детского питания, к сожалению, слишком бедный. Однако и перед зарубежными аналогами мы уже не так восторженно снимаем шляпы. Слышали, что зарубежные производители любят генетически модифицированную продукцию, консерванты и т. п. И хотя эксперты утверждают, что все представленные на телепередаче «Знак качества» образцы отвечают всем требованиям украинских государственных стандартов, однако недаром когда-то был популярным лозунг: «Свій до свого по своє». Татьяна Григорьевна Коцюба, исполнительный директор общества «Чарівна скарбниця», которое и выпускает «Рум’яні щічки», говорит, что результаты телепередачи были и для них неожиданными. Ведь опытные образцы эксперты покупали в ближайших магазинах. Производители и не знали, что их ожидает.

А ныне на заводе в Гирныках... тишина. Нет здесь ни «космоса», которого ожидала, ни роботов и даже рабочих. Успешное предприятие, продукция которого может стать одним из украинских брендов, страдает от кризиса. Везде, говорит директор, предоплата: ни банки, ни крышек, ни сахара, ни газа не дадут в кредит. Август, сентябрь и октябрь — три месяца, которые кормят предприятие целый год. Дозревают яблоки, абрикосы, персики, айва, морковь, груша... Приобретешь продукцию — и можешь компоновать ее весь год.

В свои лучшие времена предприятие выпускало 50 видов фруктовых и овощных соков и пюре для детского питания. А какую здесь выпускали колбасу! — мечтательно пускали слюнки работники Гирныкивского сельсовета. Изготавливали на обыкновенном совхозном заводе (который и стал предшественником ООО «Чарівна скарбниця») разнообразные тушенки, сгущенное молоко, повидло, джемы, майонез и уксус, ягодные компоты и даже добывали из скважины собственную минеральную столовую воду «Гірниківська». Татьяна Григорьевна отдала этому заводу, как говорится, не только свой талант технолога пищевой промышленности: его жизнь прошла на ее глазах и с ее участием. Вспоминает, что и тогда над Николаем Круглием, директором совхоза, который затеял завод в простом, как говорится, селе, чтобы перерабатывать собственную сельскохозяйственную продукцию, сначала как будто и смеялись. Однако когда продукция пошла по всему Советскому Союзу, скептикам пришлось замолчать. Но перестройка и этот успешный завод поставила на колени, из руин его пришлось поднимать уже частникам.

БЕЛОРУСЫ СВОИХ ДЕТЕЙ БОЛЬШЕ ЛЮБЯТ?

ООО «Чарівна скарбниця» действует в Гирныках уже 16 лет. За это время, говорит директор, не только возобновили производство детского питания, правильно выбрав перспективную нишу, а и завоевали — по одному стеллажу, по одному прилавку — рынок. Выпуская уже более 30 видов детских соков и пюре, здесь нынче собираются... сокращать ассортимент. И дело не только в том, что изменились вкусы потребителей.

— У нас продукции с морковью было до десятка разновидностей, а теперь — две-три, — говорит Татьяна Григорьевна. — Почему? Когда-то моркови перерабатывали 100 тонн, а теперь едва 15, представьте, какая разница! Раньше сок морковный с мякотью был популярным, и очень сильно. А теперь его торговля не берет. И зря. От низкого гемоглобина страдают не только дети, но и мамы. Печень не каждый ребенок будет кушать, а морковный сок тоже хорошо поднимает гемоглобин. Так же и тыквенный. Раньше мы имели целые плантации тыквы сорта миндальная. Красивая, благоухающая тыква, для меня сок из нее был более вкусным, чем персиковый. На сегодняшний день торговля заказывает только сок «Тыква-абрикос» и пюре «Тыква-яблоко-абрикос». Раньше и сок из кабачков шел на ура. Мы кабачков столько не могли вырастить, такой был спрос. Нынче же не то что ассортимент меняется полностью, но немного тасуются карты... В один год одна продукция популярна, на следующий — совсем иная.

Популярная, нужно добавить, не у потребителя. Потому что, когда Татьяна Григорьевна рассказывала, какой ассортимент имеют коллеги из соседней Малориты, поневоле, по-доброму, завидуешь белорусским детям.

— В Малорите был тоже колхозный овощесушильный завод. Его оставили в государственной собственности и перепрофилировали для производства детского питания. Государство дало им два миллиона евро: вы представляете эту сумму?! Там, действительно, как вы сказали, «космос», переоснащено по последнему слову техники. Везде нержавейка, стоят компьютеры... Теперь этот завод значительно больше нашего.

Белорусские коллеги, делится директор, могут получать кредиты под низкий процент и не иметь проблем с закупкой сырья, как украинские. Они успешно работают с научно-исследовательским институтом, готовя новые образцы продукции. Постоянно экспериментируют. То сырок в пюре добавят, потому что кальция детям не хватает. То лесных ягод, то сливок... А институт, проверив, выдает так называемые технические условия для внедрения продукции в массовое производство. Белорусы уже разработали технические условия соков для деток с хроническим пиелонефритом, анемией. У них пищевая продукция уже имеет и лечебное назначение. «Чарівна скарбниця» пробовала сотрудничать с Одесским научно-исследовательским институтом пищевой промышленности, однако эта процедура обходилась ей слишком дорого. Чтобы приобрести технические условия, нужно иметь очень много денег. Вероятно, что эта сумма непосильна не только для небольшого, но перспективного завода в волынской глубинке, а и для других украинских производителей. Потому что, такого разнообразия детского питания, как у белорусов, в украинских магазинах мы еще не видим.

Однако Татьяна Коцюба все же надеется на лучшие времена для предприятия. За милую, как говорит, душу пошли бы сувенирные наборы ассорти: по баночке малины, голубики, черники и калины. А почему бы не перерабатывать для детского питания, как это делают сябры-белорусы, смородину красную и черную, ту же клубнику, которую по старой памяти считают аллергенами, а волынские дети в сезон потребляют их немеряно?.. Ясно, что те салаты, которые когда-то выпускали на гирныкивском колхозном заводе, уже, может, и не пойдут. В моде нынче овощные ассорти в небольшой расфасовке. Хотя польская хозяйка и не потеет летом над консервацией, а покупает готовую продукцию (те же салаты) в магазине... Нет в планах «Чарівної скарбниці» и выпуска знаменитой гирныкивской колбасы. С эрзац-товаром невозможно пробиться на рынок, это раз. Во-вторых, колбаса из мяса стоила бы действительно непомерную сумму, хотя в Украине уже есть потребитель, который хочет натурального продукта. А в-третьих, это хорошая колбаса — из качественного сырья, а с мясом в Украине нынче действительно «напряженка». Стоит, пока что, без дела на заводе в Гирныках и линия по производству сгущенного молока. Дело в том, что она рассчитана на... натуральное молоко, а не на различные химические добавки.

— У нас же было простое производство, — вспоминает Татьяна Григорьевна. — Из молока выпаривалась влага, добавлялся сахар — и происходило сгущение.

Натуральными продолжают оставаться и детские соки, и пюре. Фрукты и овощи для них — волынские, а вот натуральные сливки удалось отыскать лишь на одном из заводов в Киеве.

Наталия МАЛИМОН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ