Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир МОРЕНЕЦ: Мы не будем слепо наследовать западные программы

Только около 30% наших аспирантов таки доходят до защиты своих работ, а не уходят на более выгодные должности
12 декабря, 1996 - 19:02

Наиболее благоприятный для научной деятельности период жизни украинский аспирант расходует на подтверждение своего права быть достойным членом академического сообщества. После написания своей кандидатской он приблизительно до 40 лет готовит докторскую, однако, в результате долгожданный пропуск в профессорские ряды не оправдывает израсходованных усилий ни в материальном, ни в моральном плане. Возможно, это одна из причин, почему только около 30% наших аспирантов таки доходят до защиты своих работ, а не уходят на более выгодные должности.

Вместо этого в Западной системе высшего образования сразу после бакалаврата и магистерума идут докторские студии (PhD программы). Причем система ведения молодого научного сотрудника является более открытой и подконтрольной, то есть такой, которая делает невозможным появление «проффесоров» с купленными «корочками». С целью модернизации третьего цикла высшего образования в Украине Министерство образования подписало декларацию, в которой отечественные работники образования обязались до 2010 года внедрить в Украине докторские программы, полностью соответствующие западным PhD. Однако, как выяснилось, с момента подписания декларации в Украине по собственной инициативе заработала единственная рабочая группа, инициаторами которой стали профессора Национального университета «Киево-Могилянская академия» во главе с координатором темпусовского проекта «Тренинг по внедрению третьего цикла европейского пространства высшего образования (ЕНЕА) в Украине», вице- президентом НаУКМА по научно-учебным программам, доктором филологических наук, профессором Владимиром МОРЕНЦЕМ.

Фактически этот проект был начат тогда, когда Владимир Филиппович осуществил поездку в два крупнейших чикагских университета с целью изучения американского опыта функционирования докторских образовательных программ. С того времени научно-педагогические группы НаУКМА уже посетили с рабочими визитами Университет Пьера и Марии Кюри (Франция), Автономный университет города Барселоны (Испания), Университет города Бергена (Норвегия), участвовали в Болонском семинаре «Докторские программы в Европе» в Ницце и брифинге, касающемся внедрения трех циклов образования в университетах, организованном Европейской ассоциацией университетов в Брюсселе. Накануне завершения проекта Владимир Моренец рассказал об итогах проведенной работы и рекомендациях, которые разработали профессора НаУКМА для Министерства образования.

— На первый взгляд отечественная и западная системы третьего цикла высшего образования очень похожи: три года обучения, написание диссертации, объем которой на Западе представляет собой что-то среднее между нашими кандидатской и докторской... Действительно, есть ли потребность в кардинальных изменениях?

— На Западе длительность докторского обучения колеблется от трех до четырех лет в Европе и от четырех до пяти лет в Америке. То же и с диссертациями: во Франции, например, объем диссертации составляет 300—500 страниц, а в Америке требуют только 200—250. Для сравнения, в украинской аспирантуре учатся 3 года, минимум кандидатской — 150, а докторской — 300 страниц.

Кроме того, в некоторых европейских странах тоже есть традиция двухстепенности в третьем цикле образования. Так, в Польше, Германии, Франции существует так называемая габилитация — наивысшая степень, которую доктор наук получает тогда, когда в течение определенного времени после защиты он пишет и издает основательный научный труд, и тогда просит его оценить. В Испании, Англии и Америке габилитации нет. В любом случае наша диссертация не идет ни в какое сравнение с габилитованным трудом европейского ученого, который является уже полноценным вкладом в науку. Умозрительное сходство систем действительно соблазняет нас на нехитрое переименование, однако, это является наиболее порочным путем.

— Следовательно, необходимо разобраться в существенных отличиях. Логически было бы начать сравнение с приема в аспирантуру в Украине и в западные докторантуры.

— У нас как принято: хороший юноша, возьмем его в аспирантуру. Взяли, а тогда начинаем искать ему научного руководителя. На Западе — иначе. Там кандидат в докторанты готовит проект своего научного исследования, ищет заинтересованного в этой теме профессора данного университета, а тогда тот профессор говорит: «Да, проект кажется мне интересным, наша поисковая группа как раз разрабатывает эту тематику». Таким образом, встреча с научным руководителем состоялась еще до экзаменов. Уже после них молодой научный работник сразу попадает в команду своих старших коллег, а его труд становится составляющей коллективного научного труда.

И в дальнейшем сотрудничество происходит не в плоскости« аспирант — научный руководитель», а в системе «молодой научный работник — научный руководитель и научные консультанты». Ведь большинство диссертационных работ являются междисциплинарными, то есть охватывают сразу несколько специальностей, а значит и советоваться аспирант должен со специалистами по каждой, важной для его исследования, отрасли.

Учитывая междисциплинарный характер работы, составляется и учебный план. В Украине он является одинаковым для всех аспирантов: две обязательные дисциплины (философия и английский язык), а все остальное — работа над диссертацией. А в Европе учебный план составляется индивидуально для каждого молодого исследователя при участии специальной докторской комиссии, которая советует ему прослушать определенные специализированные курсы, касающиеся темы его исследования. Если студент чудесно владеет английским или основательно знает философию, следует дать ему возможность сдать экзамены по этим предметам экстерном, чтобы он это время посвятил другим наукам, в которых он менее осведомлен. Мы уже делаем таким образом в могилянском Магистериуме.

— Украинский аспирант может в идеале видеться со своим научным руководителем ежедневно в лаборатории, теоретически может видеться с ним еженедельно, но фактически их встречи иногда сводятся к двум в год, а иногда и к одному — на аттестации. На Западе, наверное, такая безответственность является недопустимой?

— В западных университетах существует положение о докторантуре, в котором прописаны обязанности обеих сторон: например, аспирант не имеет права выбиваться из графика, иначе профессор не обязан читать его работу вовремя. В таком положении все прописано с учетом не только выходных дней, а и даже религиозных праздников, чтобы каждый мог воспользоваться своим правом на отдых. Это не так, как у нас: аспирант приносит свою работу в последнюю ночь перед аттестацией.

К тому же научный руководитель фиксирует каждую встречу с аспирантом в специальной тетради. Молодой научный работник, со своей стороны, готовит вопросы и демонстрирует объем сделанного, а профессор дает рекомендации и фиксирует прогресс. Даже если руководитель посоветует обратиться к другим консультантам, его подопечный все равно обязан рассказать о тех советах, которые ему дали другие ученые. Таким образом количество часов, необходимых для еженедельных встреч с аспирантом, индивидуальных занятий в границах спецкурсов научного руководителя, прочтение работ выливается в реальное количество часов педагогической нагрузки. У нас же научный руководитель получает 50 часов за каждого аспиранта, но эта цифра взята с потолка и проследить ее реальное наполнение невозможно. То есть произвол и диктат научного руководителя с одной стороны и безответственность молодого научного работника с другой стороны сохраняются.

— А если сравнить украинского аспиранта и европейского докторанта...

— Европейский докторант уже считается не студентом, а молодым научным работником, который работает вместе со старшими партнерами. В соответствии с Зальцбургскими принципами, его рекомендуют привлекать на должность младшего научного сотрудника и доверять ему самостоятельное исследование в пределах творческой группы, где он учится. Таким образом докторант сразу становится членом команды; он получает заработную плату, независимо от своей стипендии; он чувствует себя совсем иначе, чем человек, которого еще до сих пор учат. Согласитесь, что такой статус является намного более привлекательным. А главным является то, что докторант уже работает на науку, потому что в процессе командного исследования у него естественным образом рождается свое маленькое открытие, которое оформляется в соответствии с жанром и защищается. А в Украине аспиранты, по большей части, пишут в угоду форме, исходя из того, что диссертабельной считается работа с таким-то количеством страниц, с такими- то жанровыми признаками. Если западная философия исходит из того, самостоятельное, оригинальное ли это исследование или нет, является оно научным исследованием или нет, а после этого его оформление в диссертацию уже является довольно формальным.

— Но ведь пока что в Украине академическая карьера не дает никаких преимуществ в реальной жизни, а наоборот, обрекает на малообеспеченную судьбу преподавателя или сотрудника научного института. И даже преподавательских кафедр для всех выпускников докторантуры не хватит.

— В Европе их уже не хватает, и там об этом говорят открыто. Не знаю, хорошо это или плохо, но сегодня на Западе уже исчезает ориентация докторантуры на подготовку будущих кадров исключительно для академической сферы. Наоборот, современные докторские программы содержат такое количество дополнительных практических курсов, дающих возможность выпускникам идти в бизнес, в экономику, то есть быть в любой сфере общественной жизни специалистом, который выполняет свою работу намного производительнее и, соответственно, заслуживает высшую зарплату. Считается, что благодаря докторам наук, которые будут работать вне академической среды, будет формироваться так называемое общество знаний.

— Как будет осуществляться унификация новообразованных украинских PhD программ с западными, и все ли университеты получат признание за границей?

— Я акцентирую внимание на том, что мы не будем заниматься обезьянничанием западных программ. Мы убедились, что каждая страна адаптирует эту систему к своим традициям и особенностям, поэтому мы и пытаемся так подробно изучить опыт испанских, норвежских, французских, английских университетов, чтобы взять от них то, чего недостает нам. Но в самом главном должна быть согласованность и единство, поэтому со стороны Ассоциации европейских университетов и международного научного сообщества будет осуществляться мониторинг украинских PhD в соответствии с десятью Зальцбургскими принципами, Берлинской декларацией, ниццкими рекомендациями.

На сегодня Украина имеет соглашения о признании дипломов о высшем образовании с Россией, Польшей и частично Францией, но, поверьте, что французский работодатель сначала будет смотреть, из какого университета тот или иной специалист, какие его научные достижения, а наличие межгосударственного соглашения будет играть в этом процессе последнюю роль. Каждый хочет отобрать самых лучших профессионалов, а соглашение может только облегчить легитимизацию процесса трудоустройства и начисления зарплаты. Всюду действует главный принцип, согласно которому диплом доктора наук выдает не ВАК (Высшая аттестационная комиссия) или любая другая обезличенная организация, а определенный университет, отвечающий за свой продукт своим реноме.

Также добавлю, что способ определения успешности докторантуры тоже изменится. Сегодня у нас наиболее успешной считается та докторантура, которая подготовила больше всего ученых для своего университета. В результате всем хорошо известно, кто от кого пришел и какую концепцию отстаивает. В то же время, в Америке вообще не принято, чтобы докторант оставался в своем университете. Он обязательно должен пойти работать в другой университет, побыть в среде с другим горизонтом надежд, с другими идеями. Если выпускник Колумбийской докторантуры устроится на работу в Ельский университет, это будет свидетельствовать о высоком уровне подготовки такой докторантуры. А тогда, после 3—5 лет, этот профессор возвращается в свою alma mater со всем добытым вне ее стен опытом и обеспечивает таким образом циркуляцию научных идей. А у нас десятилетиями взращивают те же самые идеи, передают их младшему поколению, да еще и гордятся своим хуторством.

— С украинской стороны в этом проекте принимают участие только профессора НаУКМА?

— Необходимость реформирования отечественных аспирантуры и докторантуры является очевидным для многих ученых, эта идея уже вызрела в академическом обществе. А в КМА просто собралось около полтора десятка лиц, которые получили PhD за границей по различным специальностям (Декан факультета юридических наук НаУКМА Андрей Мелешевич (PhD в сфере права), выпускник Кембриджа Михаил Винницкий (PhD по политологии) и другие) и готовы присоединиться к созданию докторских программ в Украине, потому что они в совершенстве осведомлены с западной системой и уже достаточно долго преподают в украинских университетах.

Также нашим проектом интересуются члены Консорциума по самоуправлению — это 9 близких нам по духу университетов, среди которых Донецкий национальный, Днепропетровский, Львовский, Черновицкий, Харьковский, Католический университет во Львове, университет «КРОК» и другие. Представители этих вузов были приглашены на международную конференцию, которая состоялась в середине ноября. Кроме двухдневной дискуссии и обсуждений в рабочих группах, мы предложили всем участникам книгу, в которой собран западный опыт по разработке и внедрению докторских исследований. Ведь наша цель на сегодня — не сказать, как нужно сделать, а показать то, как это уже делают в Европе, чтобы вместе мы могли выработать оптимальную для Украины модель докторантуры.

Юлия МОРОЗЮК, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ