Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Властелин каменного перстня

50 лет назад Борис Возницкий возглавил Львовскую национальную галерею
20 декабря, 2012 - 15:58
«СТРАЖ ЗАМКОВ. ГЕРОЙ УКРАИНЫ БОРИС ВОЗНИЦКИЙ» / ФОТО МАРИНЫ КАРПИЙ

За неполные полвека ее бывший директор выстроил единственный в своем роде «Музей музеев», спас от разрушения многочисленные исторические и культурные достопримечательности, сохранил для нас шедевры иконописца Иова Кондзелевича, скульптора Иоанна Георга Пинзеля, обогатил наше национальное наследие тем, что активно участвовал в восстановлении, и музеефикации Батурина, создании «Мистецького Арсеналу», организации многочисленных выставок в Украине и за ее пределами. К юбилею Львовское издательство «Світло и Тінь» подготовило книгу «Володар пам’ятного персня», которая содержит рассказ Романа Лубкивского и «фотовзгляд» Василия Пилипюка на личность Бориса Возницкого.

Фрагменты из книги приводятся специально для «Дня».

ОТ ЗАМКА ДУБЕНСКОГО, ПОД КОТОРЫМ ТАРАС БУЛЬБА ТРУБКУ ПОТЕРЯЛ, ДО «ЗОЛОТОЙ ПОДКОВЫ» ТВОРЧЕСКИХ ТВЕРДЫНЬ

Биография Бориса Возницкого выходит далеко за рамки привычного реестра событий и фактов, который в советские времена носил название казенной «объективки», а в настоящее время — безликого «резюме».

Представляю: подписывая их (одни — без счета, другие — еще гаряченькие, только что из компьютерного принтера), Борис Григорьевич не мог не думать о своем полноценном жизнеописании, преисполненном невероятных фактов, круто завязанных «узлов», увлекательных приключений, сногсшибательных сюжетов и неожиданных коллизий. Даже не написанная, а надиктованная книга могла бы стать настоящим бестселлером. Конспектом такого романа в воспоминаниях является скромная книга «Автопортрет на тлі часу» (изданная издательством «Центр Європи»).

Да, это действительно набросок, эскиз книги, которую, возможно, допишет дочь Лариса Возницкая- Разинкова, которая переняла руководство Львовской галереей искусств, и владеет богатейшим материалом, заведует архивами отца...

А между тем хочется помечтать и о книге воспоминаний — «Возницький очима сучасників», и о публикации его частного и делового эпистолярия, и о профессиональных публикациях по музееведению...

Биография Возницкого принадлежит к категории знаменитых жизнеописаний, потому что началось оно на легендарной волынской земле, вдалеке от старинного городка Дубно. В «польские и русские» времена это был «центр культуры и торговли хмелем». Интересным является и факт основания в XV в. крепости, важной во времена казацких войн (просуществовала она до Первой мировой войны). На формирование характера будущего культоролога, вероятнее всего, повляли несколько факторов: крепкая украинская (княжеско-казацкая) ориентация, аура чудотворной Дубенской иконы, иноязычная среда, в которой воспитанный мальчик учился распознавать людей, толерантных к родной и украинской культурам. Людей, склонных к диалогу не только благодаря торговой традиции, но и языковой и эстетической заинтересованности.

Здесь, на благословенной волынской земле парень почувствовал сокрушительные последствия взаимоуничтожения историческими соседями друг друга, нестихающие споры между приверженцами разных религий, разрушительное воздействие времени и человеческого безразличия. По гоголевской легенде, именно под Дубном потерял свою трубку казацкий «характерник» Тарас Бульба... Жаль было ему оставлять нападающим любимую носогрейку, а она, пока его вязали враги, упала на землю, и маленький Бориско захотел ее отыскать, очистить от грязи и сохранить — не для себя, а для каждого, кто захочет подержать ее в ладонях...

Важно, очень важно наблюдать за его истоками и формированием, поэтому послушаем самого Бориса Григорьевича:

«По маминой линии, и мама сама — все были очень верующими. Я был послушником в церкви, кадило подавал. У нас церковь была автокефальной — это же сначала была Россия, потом эта земля перешла к Польше, они отказались от московского православия и объявили себя автокефальными.

В войну нашел икону Св. Николая и возил с собой.

В советской армии меня продержали 7 лет, не отпускали. Там я был самым молодым. Когда взяли в армию, было мне 17. По окончании армии мне особо нечего было делать, но там был у меня коллега из Донбасса Сергей Родионов, который научил меня рисовать. Только благодаря этому я пошел потом учиться во Львовское училище прикладного искусства им. И. Труша.

Я пришел в училище в 24 года, а в 29 лет его закончил, конечно, это — уже зрелый возраст. У меня был красный диплом, и я мог поступать в наш львовский Институт прикладного и декоративного искусства или в Киевский, но я решил поступать в Ленинграде. Там я поступил на искусствоведческое отделение Института им. И. Репина Академии искусств и, будучи уже на 5-ом курсе, начал работать во Львовском музее украинского искусства — еще не защитив дипломной работы. Уже после защиты в 1962 г. я оказался во Львовской картинной галерее».

Львов послевоенный, советизируемый «ударными темпами», открылся перед юношей как фантасмагорическая реальность. Обретая некие признаки украинскости (школы, названия улиц, активизация творческой жизни), местная интеллигенция болезненно воспринимала диктатуру тоталитарной идеологии, навязывания вульгарно- халтурной «эстетики» в искусстве, не говоря уже о репрессиях относительно выдающихся деятелей культуры, уничтожении шедевров живописи, графики, «заключении» в спецфонде литературной классики, ограблении храмов с тотальным превращением их в склады. Если бы у выпускника художественно-прикладного училища был другой характер, легко мог бы устроиться на любой комбинат по изготовления «наглядной агитации», мог бы делать карьеру как ремесленник-изготовитель портретов для «первомайских» и «октябрьских» демонстраций...

Но икона, с которой он стал неразлучен, подсказала юноше иной путь. Собственно, это был решительный выбор — обучение в Петербургской Академии Искусств. Судьба приводит юношу в заведение, где приобщалось к искусству не одно поколение украинских художников, где душа Шевченко вдохновляла на постижение прекрасного, а величие архитектурных ансамблей, запасники ленинградских музеев, заполненные украинскими артефактами, побуждали к размышлениям: как же вернуть эти сокровища Украине, где они в своей родной, своей естественной среде будут возбуждать творческое воображение, обогащать казну родной культуры.

Из Ленинграда во Львов Возницкий возвращается профессиональным искусствоведом. Некоторое время работает в областном управлении культуры, далее — в бывшем Львовском Национальном музее, следовательно, переходит во Львовскую картинную галерею.

Послевоенное «обезматкобожчення» Львова (да и Львовщины) — высказывание Дмитрия Крвавича — плавно перешло в кампанию борьбы против «украинского буржуазного национализма». Из Национального музея было изъято и перенесено во Львовскую библиотеку НАН Украины сотни произведений искусства, которые были по-варварски уничтожены: скульптуры были разбиты на осколки, а полотна и листы сожжены в печах так называемого «спецфонда».

Акция проходила параллельно с такими «культурологическими» действиями, как: жестокая зачистка музейных экспозиций и их фондов, арест «подозрительной» литературы, тайное уничтожение архивов, ограбление и опорочивание церкви, костелов, часовен и т. д.

А «братский» жест — в ПНР десятками вагонов вывозятся книги, отдельные памятники. А разрушение национальных пантеонов (захоронение сечевых стрельцов на Яновском кладбище), а сваливание в одну кучу миллионов книг из сотен частных библиотек на пол в Иезуитском костеле без предварительной сортировки, каталогизирования, в конечном итоге, самого обычного учета.

И все-таки... Возвращается из ссылки дочь Иллариона Свенцицкого Вера, начинают научный труд как музейщики — Владимир Овсийчук и Вуйцик, проскрибированный Петр Лининский занимается раскопками в поисках фрагмента древней керамики. Возникает крайняя необходимость определиться с такими феноменальными явлениями, как «львовский надгробный портрет», барокковая скульптура, открытая в костелах и в греко-католических храмах, росписи деревянных церквей, мидериты церковных старопечатных книг.

Борис Возницкий возглавил Львовскую галерею ровно полвека назад. Заведение специализировалось на западноевропейском искусстве, где польская живопись занимала доминирующее место. Для равновесия власть решила дополнить структуру отделом русского искусства, и молодой директор, используя конъюнктуру, сам или с доверенными людьми, отбирал лучшее из того, что предлагали музеи Ленинграда, Москвы либо же «родное» Министерство культуры.

В то же время Борис Григорьевич открыл врата для произведений украинских авторов, которые оседали в Галерее после тематических или персональных выставок, дарились доброжелателями или же покупались у коллекционеров. Так постепенно, шаг за шагом формировалась универсальность и вместе с тем кристаллизовалась самобытность Галереи.

Эта самобытность была отражением личности Бориса Возницкого.

Выразительным проявлением характера руководителя стал замковый дебют — событие неслыханное, сенсационное во времена хрущевской оттепели.

«Замки будут взяты штурмом» — где-то я вычитал это залихватское «кавалерийское» заглавие. Да, оно залихватское, не более. Я бы выбрал несколько иное: «Замки будут взяты осадой». Это в большей мере отвечает характеру Возницкого, но и это не вся правда. Ведь осада первого из «завоеванных» замков — Одесского — оказалась продолжительной.

Сегодня каждому школьнику известно, что замок, который первым «покорился» Борису Возницкому, был семейным гнездом последних русских князей Даниловичей, впоследствии здесь работал отец Богдана Хмельницкого Михаил Хмельницкий. Украинское «наполнение» здесь было абсолютно логичным, как и портреты гетманов и львовских вельмож и даже «поясные» изображения скандального «пана Канёвского» (шляхтича Николая Потоцкого), который прославился не только химерами, но и строительством православных церквей. Усилят этот контекст и громадные деревянные скульптуры в то время никому не известного мастера Пинзеля, и картина итальянского живописца Мартина Альтамонте «Битва под Веной», где на переднем плане победитель — польский король Ян Собеский, а вдалеке виднеются хоругви казацких полков.

Отстаивая и утверждая свое, украинское, Борис Григорьевич возвращал дар речи безмолвным, а часто безхозным экспонатам; исследователь доказал, что запущенная украинскость является составляющей европейского художественного пространства, что любой экспонат — старинный меч, инкрустированный стол, икона на стекле, пышный гобелен, гуцульський подсвечник-троица, надгробный портрет, чернолощенная керамика, из ближнего хутора Гавареччина — не является случайным накоплением, а вдохновенно-выстроенной экспозицией, способной учить, волновать, увлекать.

Как у режиссера после первого успешного спектакля или у операторов после удачного монтажа, у Бориса Григорьевича утвердился вопрос наполнять приобретенными сокровищами другие замки.

Следующий — Золочивский — был получен также в очень плохом состоянии, а уже третий — Пидгорецкий — был передан Возницкому после перевода туберкулезного санатория в бывшую военную часть под Бродами, в значительном часовом промежутке.

Одним из наиболее проблемных оказался Золочевский замок. Ему за многолетнюю историю приходилось играть самые разные роли: сначала королевской резиденции, впоследствии оборонной твердыни, затем — через интервалы — тюрьмы оккупационных режимов, военной части, профтехучилища, а после стал никому не нужным «бесхозным» объектом, разоренным и замусоренным.

И только Возницкого он устраивал таким, каким стал. Его восстановление длилось значительно дольше, чем в Олесске (да и можно ли с уверенностью утверждать, что здесь все завершено?!), потому что Возницкий уже посещает Подгорцы, уже мечтает о Поморянах, уже его снова зовет «первая любовь» замок в Свирже, а еще — беспокоит крепость в Старом Селе и замки-дворцы в Жовкле, Бродах, в г. Буськ, а еще живописные руины тех роскошных архитектурных комплексов, которые в позапрошлом веке зафиксировали в своих полотнах художники Наполеон Орда и Карл Ауэр... По следам этих подвижников Возницкий, наверно, вдоль и поперек обошел Волынь, Подолье,

Галичину, но здесь, на Львовщине, чувствовал как будто собственную ответственность за то, что десятки первоочередных достопримечательностей гибнут на глазах.

Читатель, возможно, захочет прочитать мою версию «приближения» Бориса Григорьевича к Золочеву, Подгорцам, Свиржу и Поморянам, и должен признать его правоту, потому что на это определенное право имею и я: где-то как наблюдатель, а где-то как участник «действа».

Так, о возможном восстановлении Свиржского замка мы с Борисом Григорьевичем разговаривали в конце 80-х годов прошлого века. Появился шанс адаптировать восстановленный замок под Дом творчества писателей, за это брался областной профсоюз... А Свиржский замок на то время уже считался «действующим» — принадлежал Союзу архитекторов, который не сумел удержать в своих руках эту ценную жемчужину...

Подгорцы мы посещали приблизительно в то же время. А по пути — как ни остановиться на час-два на Плиснесском городище, о котором вспоминает автор «Слова о полку Игореве», как ни войти во двор знаменитого монастыря отцов Василиан, а отсюда — перейти к приселку, где над живописным обрывом возвышается спасенная Борисом Возницким и Игорем Кудиным деревянная церквушка, к которой прислоняется старое-престарое кладбище с вросшими в землю крестами — чем не пейзаж из «Страшной мести» Гоголя! Но еще более жуткое ощущение охватило нас двоих, когда мы, отворив примитивную, склепанную из каких-то железок калитку, очутились перед величественными стенами Подгорецкого замка.

Разрушение, запустение — это еще легко сказать о внешнем виде грандиозного когда-то комплекса, спроектированного гениальным Гийомом Левассером де Бопланом. А через дворик, вымощенный монументальными плитами, переходим в коридор, ведущий к «приемным покоям» туберкулезного санатория, покоя, который размещается в замковой каплице, перекрытой по высоте и по бокам неказистыми диктовыми «листами», кое-как заляпанными жековской масляной краской.

Борис Григорьевич ни жестом, ни взглядом не показывал растерянность: наоборот, он светился в предчувствии новых трудностей, новых препятствий, мол, это все пустое, когда есть перспектива вернуть достопримечательность к жизни. Да еще какую достопримечательность!

Приходилось бывать в Подгорецком замке и позже; после того как он, наконец, был передан Львовской картинной галерее.

Нетерпеливый директор буквально разнес ненавистные перегородки — не только внизу, но и на втором этаже, и здание вздохнуло облегченно, открывая свои объемы и пространства величественных залов. Шагнули на свет Божий роскошные камины из черного мрамора, проявились резные обрамления окон и дверей. А Борис Григорьевич, указывая пальцем в направлении ободранного потолка, заверял, что его богатейший декор возобновить будет легче всего, потому что, мол, внутренний декор королевских палат в Краковском Вавеле списан точь-в-точь с замковых потолков в Подгирцах...

По-видимому, нелегко было Борису Григорьевичу делить свою привязанность между Олесском, Золочевом и Подгорцами. Последние были источником его фантастических видений, потому что, мол, родом из этих краев княгиня Ольга, а в заросший всевозможным отребьем, далеко не «регулярный» парк он виртуально возвращал сюда, на свои места мраморные статуи античных богов и героев из Петербуржского Летнего Сада (их когда-то из Подгорцев «прихватил» жадный император Московии Петр I). Только Возницкий мог утверждать, что величественное классическое здание костела посреди села, перед которым неспешно прогуливались козы и плескались в луже гуси, внутри расписанная армянином Яном Рустемом, учителем Шевченко «у Вільні, городі преславнім» (литовцы называют художника Рустемасом...)

Лишь пан Борис часами мог рассказывать о подвигах (реальных и вымышленных) одного из хозяев Пидгорецкого замка Вацлава Жевуского, который велел называть себя арабским эмиром, а в зависимости от «козакофильського» настроения — «атаманом Ревухой». А впрочем, буйная фантазия пана Бориса базировалась на исторических фактах, научных исследованиях.

Остается только удивляться, как в Золочивском замке ему удалось восстановить королевский тронный зал, создать «экспозицию в экспозиции» Музей восточных культур, а тюремной камере вернуть первоначальное предназначение замковой часовни, и между бастионами оборудовать надворный мозаичный алтарь с распятым Иисусом, чьи открытые глаза встречают и провожают каждого, кто пришел в замок помолиться за десятки и сотни невинных людей, украинцев, евреев, поляков, — замученных здесь гестаповскими и энкаведистскими человеколовами.

А в нескольких комнатах на посетителей смотрят глаза жертв, звенят ключи недремлющих охранников, вьется дымок из папиросы, вставленной часовым в щели между седыми камнями...

Окурки 1939-го и послевоенных лет сохранились достаточно хорошо. Он собирал казацкие трубки на полях между Дубном и Берестечком, согревал свое утомленное сердце горьковатой и едкой сапухой самокрутки из газеты «Правда», воткнутой в щели тюремной стены не обязательно оккупантом, а «своим», мобилизованным в «краснозвездную армию» бедолагой в мундире чужестранца, с оружием чужестранца «на нашей, не своей земле».

ТЕРНИИ И ЛАВРЫ ДЛЯ ПАНА БОРИСА, ИЛИ ДОН КИХОТ В СТРАНЕ ОБЕЗДВИЖЕННЫХ МЕЛЬНИЦ

Патриотический подъем на Львовщине конца 80-х годов прошлого века вывел интеллигенцию — творческую и техническую, городскую и сельскую — на широкие просторы бурной общественной деятельности: друг за другом создаются или возобновляются инонациональные и национальные общества, набирает силу «Народний Рух за перебудову», массово учреждаются центры, такие как «Товариство рідної мови» (впоследствии «Товаристов української мови імені Тараса Шевченка»). А молодежное «Товариство Лева» разворачивает культурологическую деятельность.

Борис Григорьевич оказался нужным не только родной Галерее с ее филиалами, но и организаторам изобразительных выставок, распорядителям альбомов и справочных изданий и даже чиновникам, которые, почувствовав «ветер перемен», быстро начали перелицовываться и массово записываться в руховские ряды, демонстративно украшать свои «маринарки» сине-желтыми лентами и позолоченными тризубцами.

Борис Возницкий с полным правом мог бы «призывать» на многочисленных вечах и митингах, рассказывать первым попавшимся слушателям и о себе, совсем юном стрелке УПА (псевдо «Пугач») и об обвинении в «проявлениях украинского буржуазного национализма» на партийных пленумах и конференциях...

Не делал ничего такого. Использовал каждую возможность для реализации новых идей, для расширения фондов Галереи, изучения и исследования зарубежных музеев и библиотек. Очень любил делиться впечатлениями от посещения замков и дворцов наших соседей-поляков, и всегда тень печали ложилась на его лицо: вот как консолидированная нация умеет уважать и пропагандировать свою историю и культуру, с каким вкусом и вместе с тем научно и по-современно там формируются экспозиции музеев.

Но изменения, которые стремительно врывались в жизнь, несли на своих крыльях и хлопоты, и тревоги. К Возницкому целыми потоками хлынули представители религиозных общин с требованиями вернуть церковное имущество: иконостасы, «царские врата», старинные книги, кресты и подсвечники, хоругви и плащаницы. Кое-что отдавалось, но самое ценное Борис Григорьевич пытался задержать в фондах. Какими аргументами мотивировал свой отказ? Наверное, ссылался на пример митрополита Андрея Шептицкого, по Инициативе и стараниями которого создавалась во Львове коллекция церковных раритетов, которая вскоре превратилась в Национальный Музей, единственный в своем роде во всей Украине! Но в одном случае Борису Григорьевичу пришлось уступить. Возницкий вынужден был покинуть комплекс Онуфриевского монастыря, в котором находился филиал Галереи — Музей книгопечатания. Славился музей не только богатой экспозицией, но и традиционными Федоровскими чтениями и Праздником Книги, основанным Музеем в День славянской письменности (24 мая каждого года). Таких праздников — со Словом об украинской книге — было проведено, и достаточно успешно, уже несколько, и резонанс был хорошим и большим. Изюминкой был «бокал вина» за книгу и слово, который в обществе Бориса Григорьевича поднимал каждый из приглашенных. А затем, сидя на грубых дубовых брусьях колокольни, наполняли чашки крепким черным кофе...

Писатели полюбили Возницкого. Одним он дарил почти детективные сюжеты о «подвигах» авантюристов Николая Потоцкого или Вацлава Ржевуского, других завораживал толкованием таких уникальных народных шедевров как громадная икона «Страшный Суд», а кому позволял ночевать в одной из комнат Олесского замка, чтобы проникнуться мыслями и настроениями последних защитников русской твердыни на землях галицких и волынских... Сам Возницкий уже тогда казался таким сильным, что не нуждался в чьей-либо опеке. А оказалось: и ему нужна защита!

Не знаю, чья это была инициатива где-то в 1988-м или 1989-м году уволить его с должности директора Галереи. Тогда, во времена «бури и натиска» молодая демократическая львовская власть допустила не одну кадровую ошибку в результате «революционной замены специалистов на «людей с мегафонами». С целью предоставления «неотложной помощи» в Союзе была устроена товарищеская встреча с Борисом Григорьевичем. Вспоминается, что настроение подавленности — и его, и многих писателей и общественных деятелей — было развеяно в ходе разговора. Это произвело на властных радикалов надлежащее впечатление и ни одна «руководящая» рука не отважилась подписать приказ о замене директора: более достойного на эту должность не оказалось...

Буквально за несколько месяцев перед принятием Верховной Радой Украины «Декларации о государственном суверенитете Украины» Возницкий становится лауреатом Шевченковской премии. Это был прецедент: высшая в государстве премия присуждена не за конкретные произведения или научные труды, а за «многолетний труд по сохранению, исследованию и популяризации культурного наследия». Возницкий становится олицетворением национального возрождения, его называют Рыцарем и Романтиком. С этими титулами энергичный и деятельный руководитель Галереи встречается с мечтой далекой волынской юности...

Роман ЛУБКИВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ