Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вместо Чкалова — Валента, вместо Ленина — Бандера

Памятники, которые вскоре могут появиться в Луцке, должны в первую очередь стать иллюстрацией его самобытной истории
14 марта, 2013 - 12:43

Почти всю свою сознательную жизнь Ирина Левчановская прожила в старинном доме по улице Глушец с ее большим транспортным потоком. Вместо родительского имения в селе Линев Локачинского района — одна комнатка. Ирина Левчановская была не только известным в Луцке краеведом, но и талантливой кино- и фотолюбительницей. Прожив долгую жизнь (ушла из этого мира на 98-ом году), в своих фотографиях сохранила для нас пейзажи Луцка за несколько десятилетий. По ее фотоальбомам можно изучать историю города. В ноябре этого года пани Ирине исполнилось бы 100 лет. И на том стареньком доме, в котором она доживала свои годы, предлагают установить мемориальную доску. А ее маме, первой женщине-сенатору от Волыни в сенате Речи Посполитой 1922—1927 годов, есть идея установить памятник. Сенатор Левчановская отстаивала права украинцев, колонизованных Польшей.

Проект скульптуры сейчас уже имеется у киностудии «Волынь», к которой прямое отношение имела дочь сенатора Ирина Левчановская. Руководитель киностудии, заслуженный работник культуры Украины Борис Ревенко показывает муляж будущего памятного знака, автором которого является известный скульптор Владимир Шолудько. Инициаторы такого почтения памяти сенатора Левчановской видели бы памятный знак ей в скверике по улице, которая носит ее имя. Памятник и вправду красивый и стал бы украшением этого луцкого уголка. Но вряд ли у городской власти, на которую уповают инициаторы, появятся деньги на такие проекты. В последнее время в областном центре Волыни активно обсуждают установление новых памятных знаков. Ведь мы, как говорит Борис Ревенко, в первую очередь мастера сносить старые обелиски, а не возводить новые, почитая этим и достойных людей, и собственную историю. В Луцке были, оказывается, памятники Богдану Хмельницкому, Чкалову и даже... Неизвестному харцеру (харцер — член польской скаутской организации), который воевал против коммунизма. Наличие скульптурных изображений людей, прославивших Луцк или имевших отношение к его истории, по мнению Ревенко, не только придает городу туристическую привлекательность, но и воспитывает у его жителей чувство граждан этого города.

Теперь же в Луцке только продолжаются многолетние дискуссии — кого и где увековечивать и нужны ли нам памятники вообще?! О том, что эта тема актуальна, свидетельствует уже традиционная предвыборная «памятникомания». Вот и недавно, перед последними выборами в областной совет, дочери талантливого композитора и певца Вячеслава Хурсенко, который внезапно умер несколько лет назад, но оставил свои неповторимые песни, позвонил давний друг семьи. Вдова Славы Ольга Хурсенко говорит, что товарищ, который не один раз при жизни мужа бывал у них дома, предупредил, что один из кандидатов хотел бы профинансировать в будущем памятник Вячеславу. Поэтому чтобы семью не удивляло объявление об этом... Но избирательная кампания прошла, и больше ни одного звонка не было. Собственно, пани Ольга, скорее, хотела бы видеть даже не памятник, а хотя бы мемориальную доску, чтобы люди знали и помнили, кем был для города и нашей культуры Вячеслав Хурсенко. Разумеется, хотелось бы и большего распространения его творческого наследия. Помню, какой фурор прошлым летом во время фестиваля «На хвилях Світязя» произвело выступление студента из Одессы, исполнявшего хит Хурсенко «Соколята». Но он эту песню случайно «нарыл» в интернете. Ольга Хурсенко говорит, что усилиями семьи и с помощью хорошего ее друга (но уже, к сожалению, покойного) Алексея Левченко изданы альбомы с песнями Вячеслава. Но их нужно распространять, продавать. А вдова теперь не имеет таких возможностей. После смерти же Левченко (который, кстати, хотел присвоить имя Вячеслава Хурсенко улице и издать сборник его поэзий) никто этим делом не интересуется, и поддержки нет.

Святослав Кравчук, первый заместитель луцкого городского головы, говорит, что, по его мнению, в городе памятниками и памятными знаками стоит чествовать людей, которые имели к его истории непосредственное отношение. Людей, которые просто достойны этого. Поэтому и ведутся переговоры с бизнесом по поводу именно такого чествования. Ведь тратить бюджетные средства еще и на памятники для Луцка сегодня — нереально. Должен бы, по мнению Святослава Кравчука, появиться и памятник Хурсенко. Для него уже присмотрели место: на бывшей аллее роз около областной филармонии. Один из благотворительных фондов просят подарить городу два, так сказать, памятничка, потому что по размерам они должны быть — как известный лучанам Швейк около кафе по улице Леси Украинки. Таким образом хотят почтить память Костя Шишко и Александра Валенту — людей, которые, как и Хурсенко, стали своеобразными символами и брендами Луцка. Кость Шишко — самобытный литератор и художник, поэт-шестидесятник, перу которого принадлежат известные строки о том, что украинцы «...не подпольная организация, мы — Нация!». И за свое творчество он получил от тогдашней советской карательной машины искалеченную жизнь, прожил скромно, но честно. Полотна же Александра Валенты имеются у коллекционеров многих стран мира, он был художником от Бога, при этом — художником Луцка.

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ