Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вместо руин – галерея

Киев восстанавливает заброшенную усадьбу Александра Мурашко. Как использовать этот опыт для спасения других памятников истории?
1 июня, 2017 - 10:47
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Этого решения киевская общественность ждала много лет. Даже первые заявления о начале реставрационных работ в полуразрушенной усадьбе Мурашко казались, скорее, популизмом городских чиновников, нежели правдой. Проект реставрации был готов два года назад, сразу после возвращения достопримечательности из частной в коммунальную собственность. Но почему-то первая смета в пять миллионов гривен сократилась до полутора миллиона гривен, а после кратковременного появления строителей на территории усадьбы в конце прошлого года все утихло. Поэтому реальных оснований думать, что реставрация состоится не только на словах, было мало.

УМЕЮТ НЕ ТОЛЬКО УНИЧТОЖАТЬ

Впрочем, мэрия уверяет, что в этом году город будет продолжать восстановительные работы. По словам заместителя председателя Киевской городской госадминистрации Анны Старостенко, в ближайшее время объявят открытый тендер на закупку строительных работ по зданиям усадьбы на сумму 4,37 миллиона гривен. В аварийном доме отремонтируют крышу, демонтируют балконы, деревянные балочные перекрытия и перегородки, усилят дверные и оконные проемы, сообщила чиновница. А после завершения реставрации город планирует открыть здесь музей или галерею.

Еще месяц назад реставрация помещения, где жил известный художник Александр Мурашко, была под большим вопросом. Чтобы уточнить, продлятся ли восстановительные работы, «День» отослал запрос в департамент культуры КГГА. В ответе отмечается, что на выполнение работ по проекту «Реставрация зданий 14А, 14Б (памятников истории и архитектуры национального значения) и 12А, 12Б (памятников истории и архитектуры местного значения) по улице Малая Житомирская (городские усадьбы Александра Мурашко)» предусмотрено финансирование за счет средств специального фонда в сумме более пяти миллионов гривен. В первую очередь город нашел подрядную организацию для выполнения противоаварийных работ на здании 14А, на что пошло 1,3 миллиона гривен. Потом город искал исполнителей реставрационных работ для других объектов усадьбы.

Александр ГЛУХОВ, активист и единственный житель одного из домов усадьбы, оставил на своей странице в Facebook шуточную заметку, что город должен был вывесить здесь плакат: «Памятники культуры в Киеве умеют реставрировать, а не только разрушать». В целом мужчина положительно оценивает намерения власти относительно восстановления усадьбы. Однако бдительность не теряет. Киевляне тоже должны тщательно следить за реставрацией, как раньше за судами, на которых решалось, вернется ли достопримечательность в собственность города.

РЕСТАВРАЦИЯ С УМОМ

Возможно, этот опыт того, как историческое здание отвоевать у инвестора и вдохнуть в него новую жизнь, пригодится власти и общественности Киева при спасении других объектов культурного наследия. Например, усадьбы авиаконструктора Игоря Сикорского или Гостиного двора на Контрактовой площади. Впрочем, общественный деятель и депутат Киеврады VII созыва Виктория КУСТОВА напоминает, что у каждого заброшенного дома-памятника — своя история, для каждого из них нужно искать индивидуальный способ спасения.

«По примеру усадьбы Мурашко Киев должен возвращать другие приватизированные объекты культурного наследия в коммунальную собственность, — продолжает Виктория Кустова. — В первую очередь власть должна выделять деньги именно на консервацию полуразрушенных достопримечательностей, чтобы состояние объекта не ухудшалось. Для усадьбы Мурашко за нашу каденцию выделили средства на проект консервации и подготовили смету. После этого Киев должен объявлять инвестиционный конкурс, чтобы люди, готовые принять участие в сохранении памятника и его реставрации, приобщились к нему. В этом конкурсе обязательно нужно выдвинуть требование, чтобы предложения, что в этом доме может быть, выносились на основе исторической справки. Вот, например, в здании хотят сделать гостиницу, и для этого оно должно иметь два выхода, а у данного объекта есть только один выход. То есть нужны варианты проектов приспособления, потому что реставрация не имеет целью перепланировку, достройку этажей, других подобных изменений. Вместо этого должно быть максимальное сохранение объектов. Несмотря на то, что реставрация — достаточно дорогая вещь, при желании можно сделать все, главное — с умом».

Как добавляют в департаменте культуры КГГА, реставрация усадьбы Мурашко растянется на 26 месяцев. Поэтому, если ничего не помешает, через два года увидим оживленную усадьбу, где когда-то жил знаменитый художник.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ