Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вместо транспортного хаба – ТРЦ?

Какие недостатки проекта реконструкции киевского железнодорожного вокзала обнаружили эксперты
18 декабря, 2019 - 10:10
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Нужны ли изменения в жизни центрального вокзала в столице? Вряд ли кто-то будет отрицать. О его жизни в соцсетях гуляет множество мемов и шуток. Вокзал называют ребусом из-за засилья рекламы или «бомжатником» из-за большого количества бездомных. В АО «Укрзалізниця» несколько раз начинали борьбу с МАФами, несанкционированной парковкой и торговлей беляшами-шаурмой, и все напрасно. Вокзальный стиль жизни трудно поддается изменениям.

«НЕПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ»

На прошлой неделе глава правления АО «Укрзалізниця» Евгений Кравцов презентовал проект реконструкции центрального вокзала. Согласно его плану, первыми отсюда должны исчезнуть стихийная торговля и хаотическая парковка. Но вокзал ожидает грандиозный внутренний ремонт. Для этого планируют найти инвестора, который согласится вложить во внутреннюю реконструкцию приблизительно 70 миллионов гривен. А в итоге на основе вокзала должен появиться торгово-развлекательный центр.

Из опубликованного рендера понятно, что будущий ТРЦ разместится в высотной надстройке к вокзалу. В комментариях к посту Кравцова в «Фейсбуке» пользователи сразу возмутились: зачем Киеву очередная торговая точка, если вокзал очень нуждается в инфраструктурных изменениях, прежде всего лучшем транспортном сообщении. Ведь путь к вокзалу, например, от остановки скоростного трамвая, напоминает забег с преградами.

Так или иначе, первые оценки проекта реконструкции центрального железнодорожного вокзала уже сделаны. В частности, автор «Дня» Андрей Плахонин в номере за 12 декабря 2019 года подробно расписал, как очередная реконструкция игнорирует интересы пассажиров. Общественность тоже выпустила пару. Эксперты раскритиковали по большей части непрофессиональный подход проектировщиков в решении транспортных проблем вокзала. Традиционный вопрос — учтет ли топ-менеджмент железнодорожного предприятия все эти замечания?

«На опубликованных рендерах очевидной является фундаментальная ошибка. Неправильно расставлены приоритеты: не может парковка частных автомобилей быть ближе к входу, чем остановка общественного транспорта, — описывал позицию экспертов урбанист Мирослав ФЕДОРКИВ в обращении к Евгению Кравцову на Фейсбуке. — Правильная приоритезация относительно транспорта имеет такой вид: трамваи, троллейбусы, автобусы, такси, остановка kiss and ride для частных авто. Все! Здесь не может быть паркинга для нескольких десятков частных авто. Также перед вокзальной площадью должно быть достаточно большое общественное пространство с достаточным количеством мест для сидения и озеленением. Кроме того, путь от вокзала к входу в метро должен быть защищенным от атмосферных осадков. Призываю Вас для разработки проекта объявить открытый конкурс. И сформировать техзадачи с учетом принципов устойчивого развития транспорта и городской мобильности».

ПРОЕКТ БЕЗ КОНКУРСА

Замечания вполне справедливые. Ведь открытого архитектурного конкурса «Укрзалізниця» не проводила. В принципе это и не входит в ее полномочия. Ведь для объектов такого уровня конкурс должны объявлять КГГА или Киеврада, поскольку железнодорожному предприятию принадлежит лишь помещение вокзала, а площадь перед ним — это собственность города. Во всяком случае, конкурс должен был быть априори, просто инициировать его должна мэрия.

Виктор ПЕТРУК: Чтобы выбрать действительно самое лучшее техническое решение, нужно провести профессиональный и честный конкурс. Тогда между железной дорогой и городом не будет такого себе «междусобойчика», — считает Виктор Петрук. — Кравцов хочет что-то изменить, но он не понимает, как. Он доверился не очень профессиональным людям. Ему нарисовали рендер, где нет транспорта. Но проведите реальное исследование, тем более, в настоящее время для этого есть все необходимые инструменты, загрузите данные о транспортных потоках — и увидите, что это не работает

Как видно из проекта реконструкции, «Укрзалізниця» планирует после внутренних работ в помещении создать пешеходную зону перед входом в вокзал, высадить здесь деревья и установить скамейки, а также обустроить для авто отдельную парковку. Однако, как еще раз замечают эксперты, железная дорога не имеет права распоряжаться этой территорией.

«Понятно, что железная дорога будет настаивать на своих решениях. В «Укрзалізниці» есть своя небольшая проектная группа, которая рисует эти замечательные рендеры. Но все же проектная группа должна выйти на открытый конкурс и честно отстоять свои решения», — считает эксперт-транспортник Виктор ПЕТРУК.

Соревноваться «Укрзалізниці» есть с кем. Так, в команде «Агенты изменений» два последних месяца на курсе по урбан-дизайну Projector работают над проектом реконструкции Вокзальной площади. В отличие от замысла «Укрзалізниці», урбанисты пытаются учесть все до мелочей. Студенты курса исследовали всю территорию Паньковщины, это историческое название территории вокруг вокзала. Также узнали историю этой территории, собрали информацию о возрасте зданий и имеющихся архитектурных памятников, выяснили функцию зданий, собрали данные об озеленении и публичной инфраструктуре. Урбанисты собрали контекст, отталкиваясь от которого, можно по-умному спроектировать будущую жизнь железнодорожной станции.

«Узнали, что Вокзальную площадь оторвано от оживленного городского центра широкой промышленной зоной, которая проходит вдоль железнодорожных путей. Из-за этого вокруг вокзала нет озеленения, активных первых этажей, публичной инфраструктуры и, как следствие, комфортного общественного пространства. Поэтому Вокзальная площадь постепенно маргинализируется, ею пользуются лишь при крайней необходимости», — подбивают «Агенты изменений» итоги своего исследования.

«ВЕРНУТЬ НА ПЛОЩАДЬ ТРАМВАЙ»

Евгений Кравцов через соцсети заверил, что уже интересуется разработками «Агентов изменений». Однако повлияет ли это существенно на планы «Укрзалізниці» относительно вокзальной реконструкции, — гарантий никаких.

«Чтобы выбрать действительно самое лучшее техническое решение, нужно провести профессиональный и честный конкурс. Тогда между железной дорогой и городом не будет такого себе «междусобойчика», — считает Виктор Петрук. — Кравцов хочет что-то изменить, но он не понимает, как. Он доверился не очень профессиональным людям. Ему нарисовали рендер, где нет транспорта. Но проведите реальное исследование, тем более, в настоящее время для этого есть все необходимые инструменты, загрузите данные о транспортных потоках — и увидите, что это не работает».

«В 2014—2015 годах мы исследовали проблему транспорта у вокзала. Готовили предложения о предоставлении приоритета общественному транспорту, — продолжил эксперт. — В настоящее время напротив центрального входа есть несколько шлюзов для разных видов транспорта, но шлюз для общественного транспорта самый отдаленный от вокзала. Люди должны прыгать через шлюз такси, шлюз частного транспорта, и потом попадать на общественный транспорт. Поэтому были предложения отделить общественный транспорт от частного, сделать шлюзы такой ширины, чтобы там нельзя было парковаться, как это сегодня происходит. И, в конечном итоге, — вернуть на площадь трамвай».

Кстати, Евгений Кравцов раньше обещал запустить к вокзалу скоростной трамвай. Об этом шла речь полгода назад во время первой презентации проекта реконструкции вокзала. Теперь обществу презентуют повторно другой проект, где общественный транспорт опять работает вразрез с жизнью вокзала. Сооружение, которое должно было бы стать транспортным хабом, удобным для пассажиров, рискует так и остаться асоциальным объектом.

Инна ЛИХОВИД
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ