Еще несколько лет, и Всемирный день воды 22 марта — или День окружающей среды 19 апреля — станет важнее Нового года или 8 Марта. Человек уже давно забирает у природы больше ресурсов — воды, воздуха, земли, зеленых насаждений и т.д., чем отдает. И природа уже «благодарит» тем же. В первую очередь это касается того, без чего человек долго не протянет — воды. В Украине проблема качества питьевой воды касается и сельской местности, поскольку нередко подземные воды сильно загрязнены, от чего умирают младенцы (большой резонанс получили случаи на Тернопольщине и Полтавщине), и, конечно, больших городов. Поэтому в канун Всемирного дня воды тему «Вода в городе. Урбанизация и проблемы питьевого водоснабжения» недавно рассмотрели на четвертом заседании пресс-клуба «Аква» при поддержке ТМ «BonAqua».
Проблема качества питьевой воды и вообще водоснабжения является глобальной, она важна не только для Украины, но и всего мира. В частности, и из-за урбанизации: по данным экспертов, впервые за историю человечества большинство населения мира проживает в городах (3,3 миллиарда) и ежесекундно оно увеличивается на 2 человека. Основные проблемы, которые при этом возникают, — нагрузка на инфраструктуру, коммунальные сети, а также — уровень санитарии в городах (ежедневно в мире 2 миллиона тонн отходов жизнедеятельности человечество сбрасывает в водоемы).
— Материально-техническая база производства питьевой воды из года в год в Украине ухудшается, отмечается неудовлетворительное содержание ведомственных водопроводных сетей. Больше всего жалоб мы получаем на качество воды — из-за неудовлетворительного состояния этих сетей. Граждане сетуют, что в воде — повышенный уровень железа, что она имеет определенный цвет, что неудовлетворительное состояние воды создает неприятный запах в доме или офисе, — говорит главный санитарный врач Святошинского района Киева, бывший заместитель главного санитарного врача Киева Сергей Пастушенко. — Причина в том, что или 30—40 лет тому назад установили сети не такими как надо, или несвоевременно проводится промывка и дезинфекция, или и то и другое стало причиной такого положения. К тому же в санитарных зонах Днепра и Десны располагается немало строительных организаций, промышленных объектов, которые могут сбрасывать вредные вещества в водозаборы... Хочу еще сказать, что люди для улучшения качества воды используют фильтры, но при неправильном применении они могут еще и ухудшить ситуацию.
Внутренние сети, их изношенность — это, наверное, наибольшая проблема среди всех жилищно-коммунальных вопросов. Так, по данным специалистов, степень их изношенности — 50—70%. Но это касается всей системы, по которой вода попадает из источников в краны. (Кстати, в Киеве водоснабжение осуществляется из трех источников — Днепра, Десны и артезианских скважин: она вся смешивается, и артезианская вода юрского периода, которую, как говорят специалисты, «можно разливать в бутылки», идет на слив унитазов и ванны). Поэтому изношенными являются не только трубы, но и поверхностные водозаборы — на 63%, станции водоснабжения — на 56%, подземные водозаборы — на 60%, насосные станции — на 54%.
— Средний срок службы сетей — 50 лет. Они по большей части — аварийные, а это приводит к высокому уровню потерь воды. Может произойти поломка, которую не всегда можно обнаружить, поэтому вода просто выливается. В среднем в Украине потери питьевой воды составляют 30%. В Донецкой области — 45—50%, — говорит директор Государственного предприятия «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства» Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Валерий Кравченко.
По словам специалистов, в Киеве нет худших или лучших районов «по качеству воды»: везде — старые водопроводные сети, и фактически все трубы нужно было бы заменить.
Хорошей новостью могло бы стать то (и об этом много говорилось несколько лет подряд), что уже больше года в Украине действует новый государственный стандарт качества питьевой воды. Этот стандарт — на уровне европейских требований: количество показателей, по которым оценивается вода, — токсикологических, радиологических, биохимических и других, — значительно расширяется. Но сейчас мы его придерживаться не можем.
— Более 70% станций в Украине этот стандарт выполнить не может, потому что нет соответствующего оборудования, — отмечает Валерий Кравченко.
Поэтому и дальше спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Если говорить о водопроводной воде, то без предшествующей очистки через фильтр ее лучше не употреблять. «Использование для дезинфекции газообразного хлора может способствовать тому, что вещества, образующиеся при этом в воде, могут негативно воздействовать на здоровье», — замечает Сергей Пастушенко. По его мнению, от использования хлора нужно отказываться, как это делают во многих странах, но у нас все упирается в деньги, и легче, по большому счету, работать по инерции. Поэтому, выбирая фильтр для водопроводной воды, нужно узнать о производителе и поинтересоваться характеристиками, собственно, воды, которая будет очищаться, — от чего нужно ее очистить. И вовремя менять картриджи.
— Если вовремя не менять фильтр, то те вещества, от которых вы воду очищаете, будут опять поступать — это будет еще хуже, — подчеркивает Сергей Пастушенко.
Но и это еще не все. Нередко можно услышать сетование, что в воде, которая прошла сквозь фильтр, уже ничего «полезного» не остается, что она мертва. В сущности, так оно и есть. И поэтому специалисты Украинского института экологии человека советуют обогащать воду минералами. Очень легко это сделать с помощью кремния — минерала «молодости», который можно положить в кувшин из-под фильтра. «Тогда вы получите ключевую воду», — говорит директор Института экологии человека Михаил Курик.
Таким образом, и в наших условиях можно получить качественную воду и не за очень высокую цену. Нужно только серьезно подойти к тому, что мы пьем и из чего хотим состоять.