Кстати, напомним, что постановлением Кабмина в июне в правила
дорожного движения (ПДР) были внесены изменения, по которым автовладельцы
должны были бы с гордостью демонстрировать по требованию работников ГАИ
договор обязательного гражданского страхования. Однако поспешное внедрение
новации, которую немало водителей восприняли как очередную бесцеремонную
попытку залезть в их карманы, было приостановлено. А 2 ноября парламентарии
порекомендовали правительству изъять из ПДР «проблемный» пункт и обязали
его внести законопроект об обязательном страховании на рассмотрение ВР
Украины до конца этого года.
Большинство народных депутатов пока что за добровольность
автострахования, констатировал А. Хмелевой. Однако государство не имеет
средств на возмещение дорожных имущественных убытков, которые по неофициальным
данным составляют 1,5 млрд. грн. в год, не говоря уже об ущербе, нанесенном
здоровью и жизни граждан. Ведь ежегодно на автодорогах государства происходит
до 150 тыс. ДТП, около 5 тыс. соотечественников погибают в необъявленной
«войне». Поэтому все равно придется, заверил народный депутат, урегулировать
цивилизованные взаимоотношения между субъектами дорожного движения.
Как ни обидно, страховым «автобальзамом» отечественного
розлива в 6 млн. его потенциальных потребителей, по словам председателя
Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Николая Лутака,
нынче воспользовались только более 600 тыс. человек, или каждый 10-й автовладелец.
По результатам деятельности страховых компаний, сумма страховых выплат
составила в сентябре в среднем 3600 грн. В одном из случаев, закончившемся
смертью пострадавшего, страховой компанией была выплачена рекордная сумма
в 85 тыс. грн. К сожалению, засвидетельствовал Николай Лутак, мы зафиксировали
непонимание закона и очень слабую правовую культуру автовладельцев. Одну
из причин невосприятия водителями нововведения председатель МТСБУ видит
в том, что «мы не разъяснили людям правовые коллизии и их гарантии, а постановление
Кабмина они не читали». В частности, многие понятие регресса, т.е., возврат
страховой компании ее расходов, применяют ко всем ДТП, тогда как речь идет
только об отдельных случаях, скажем, когда водитель был нетрезв, не имел
права на управление или совершил ДТП на похищенном автомобиле.
Через год деятельности автостраховых компаний (со времени
принятия кабминовского постановления) МТСБУ, которое выступает гарантом
их платежеспособности, обещает проанализировать ситуацию с тем, чтобы совершенствовать
механизм страхования, сделать его более прозрачным, гибким, понятным и
даже подкорректировать суммы страховых взносов. Не спровоцируют ли страховые
полисы их счастливых владельцев к слишком раскованному поведению на автодорогах?
Во всем мире, заверил председатель МТСБУ, есть хорошее лекарство против
этого — жесткие административные штрафы и система льгот для образцовых
водителей. А страховой полис возить с собой нашим водителям, возможно,
и не придется, высказал он надежду. Ведь в Украине действует единственная
среди стран СНГ компьютерная система регистрации автомобилей, в которую
параллельно можно было бы занести сведения о наличии у их владельцев страхового
договора.