Водка, табак испокон веков были монополией государства.
И то государство, которое действительно хочет обеспечить социальный рост
и прогресс, обязано вернуться к такой монополии, как изначальной стадии
формирования доходной части бюджета. Мы в Крыму об этом забыли. Сегодня
из-за пределов Крыма осуществляется «колонизация», если хотите, крымского
водочного рынка…» — говорил глава крымского парламента Леонид Грач при
посещении Азовского ликероводочного завода в Джанкойском районе. Это высказывание
примечательно главным образом тем, что знаменует новый поворот в крымской
бюджетной политике. В чем же здесь суть дела?
19 июля сессия Верховной Рады Крыма опять была вынуждена
внести сокращения расходов в бюджет 2000 года. По той простой причине,
что, утверждая его в прошлом году, исходила из того, что Верховная Рада
Украины отдаст Крыму все налоги и сборы, собираемые на его территории,
в том числе общегосударственные акциз и НДС. «Размечтавшись», крымские
депутаты тут же подвели эти «доходы» под расходы и намеревались за их счет
финансировать целый ряд программ. Однако Киев поступил по-своему, то есть
согласно закону: хоть и отдал Крыму больше, чем другим — сразу три налога
(в том числе и акциз!), — но не отдал общегосударственный НДС. В бюджете
Крыма на этот год образовалась «дыра» в 280 млн. грн., которую правительство
сейчас пытается перекрыть за счет сверхплановых доходов. Но, как видно,
миллионов 90—100 так и не дотянет. В целом, как считает председатель бюджетной
комиссии Верховной Рады Крыма Людмила Золотова, так блестяще сформированный
бюджет будет выполнен всего процентов на 95—97, часть программ так и повиснет
в воздухе…
Удивительно, но даже после того, как отстоять свое право
на все налоги и сборы Крыму не удалось даже в Конституционном суде Украины
— он ответил, что центр прав и противоречия в законах нет — в прошлую среду
сессия Верховной Рады снова утвердила бюджетную резолюцию на 2001 год,
которая обязывает правительство к августу представить проект нового бюджета
опять на основе той же «одноканальности». Почему? На основании чего крымские
депутаты посчитали, что на этот раз Киев поступит по-другому и «за красивые
глаза» отдаст им и НДС, а не заберет себе даже акциз?
Действительно, Крым нуждается в средствах. Нужны деньги
на выплаты зарплат бюджетникам, на пенсии, на то, чтобы закрыть те дыры,
которые образовались в казне по вине депутатов, утвердивших заведомо нереальный
бюджет на 2000 год, как оказалось — с дефицитом почти в 35 процентов. Более
того — собирающихся утвердить заведомо нереальный бюджет и на 2001 год.
Где их взять?
На Азовском ликероводочном раньше разливали 197 тыс. бутылок
«горькой» в день! Это давало 12 млн. грн. налогов в бюджет. Сейчас завод
попал в долги и работает на 3—5% своей мощности. Кстати, здесь не обошлось
без участия парламентариев, которые «сконструировали» такую систему налогообложения,
что попали в долги и Нижнегорский, и Ялтинский ликероводочные заводы —
они тоже «обанкротились». Значит ли это, что в Крыму не хватает водки?
Нет! Все ее разновидности продаются не только законно в магазинах, но и
незаконно в ларьках. В Крыму существует разветвленная дилерская сеть многих
украинских фирм — автор насчитал их около двух десятков. На крымском водочном
рынке, казалось бы, установилось справедливое для отечественного потребителя
равновесие: согласно подсчетам экономистов, 50% потребностей рынка удовлетворяется
за счет крымских производителей, другие 50 процентов — за счет заводов
и фирм с других регионов Украины. Это, видимо, не учитывая местного «самоката»,
поэтому реально ситуация, по мнению специалистов, наверняка совершенно
иная — местной 80, а привозной процентов 20. На полуострове имеют лицензию
на изготовление водки 41(!) цех, не считая подпольных, конечно. А потребители
не всегда хотят пить только местную водку. А налог-то магазин все равно
заплатит в крымский бюджет. Да и вообще, какое потребителю дело, в какой
бюджет пойдет его налог за водку?
Но это не устраивает крымский парламент. На сессии в среду
депутаты приняли «Положение об экономическом стимулировании предприятий-
производителей подакцизных товаров» в Крыму, то есть местных ликероводочных
заводов. Этим решением поставлена задача, говоря словами Леонида Грача,
«защитить отечественный (читай — крымский!) рынок и наполнить бюджет автономии».
Почему же депутатов не устраивает баланс водочного рынка
50 на 50? А вот почему. Поставив задачу разработать и на 2001 год «одноканальный»
бюджет, видимо, Леонид Грач считает, что Киев на этот раз отдаст Крыму
все налоги. Глава правительства Сергей Куницын на недавней пресс-конференции
сказал (это было до принятия этой бюджетной резолюции), что «проект бюджета-
2001 Совмин готовит в полном соответствии с законодательством Украины.
И по-другому не будет». Председатель бюджетной комиссии Верховной Рады
Крыма считает, что парламент может по бюджету принять решение либо политическое,
либо реальное. Леонид Грач сказал, что «надо отстаивать полномочия автономии
по- настоящему», и депутаты приняли политический бюджет, видимо, осознавая,
что и на этот раз обрекают правительство на дефицит средств теперь уже
на 310 млн. Чем-то их же надо компенсировать?
Можно телевизорами, судами, машинами, швейными изделиями
— но это нудно, ненадежно и долго. Проще всего — водкой. Себестоимость
ничтожная, рентабельность сказочная, налоги — жестокие! Это как ответ Чемберлену:
не отдаст Киев нам НДС, а мы не пустим в Крым украинскую водку! Наполним
свой бюджет за счет продажи собственного спиртного. Вполне еще коммунистический
метод. Вот только к чему он привел — известно.