Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Волнующая встреча амазонки авангарда и украинской моды

Впервые: совместный проект дизайнера Лилии Пустовит и Национального художественного музея к Всемирному Дню музеев
18 апреля, 2008 - 00:00

Александра Экстер принадлежит к украинским художникам, незаслуженно обделенным вниманием украинского же общества, зато адекватно оцененным миром. Большинство работ художницы, которую называют амазонкой украинского авангарда, дружившей с Пикассо и Аполлинером, и ставшей, согласно исследованиям искусствоведов, объектом наследования для суперраскрученного Малевича, хранится в частных коллекциях во Франции и... в российских музеях. Экстер как и многие другие талантливые художники, в 20-х годах прошлого века она была вынуждена выехать из родного ей Киева и поселиться в Париже.

Главный хранитель Национального художественного музея Украины Юлия Литвинец рассказывает: так сложилось исторически, что несмотря на то, что долгое время Экстер жила в Украине, работала в Киеве, и фактически весь ее творческий путь проходил здесь, у нас в стране почти ничего не осталось.

С 1924 до 1949 года — года своей смерти, Александра Экстер жила в Париже. Детей у нее не было. Все свое творческое наследие перед смертью она завещала своему ученику из Киева Семену Лиссиму, жившему в то время в Нью-Йорке. Он хранил это наследство, много произведений передал в американские музеи. В своих воспоминаниях он пишет, что на время (50 е годы) музеи не очень охотно принимали картины Александры Экстер. Перед своей смертью Семен Лиссим разделил свое наследство между тремя парижскими коллекционерами. Так работы Экстер снова возвращаются в Париж.

— Коллекционер, обратившийся к нам с предложением организовать выставку Экстер в Киеве, — это один из тех трех коллекционеров. Идея привезти ее работы сюда возникла еще в прошлом году. Но потом парижский коллекционер отказался от своего предложения. Несмотря на это, у нас процесс сбора экспонатов сдвинулся с места, и потому мы решили не останавливаться.

На выставке, которая откроется 18 мая — в День музея, планируется представить около 50 работ. Все сохранившиеся непосредственно в Украине.

— Немного больше или немного меньше, точно сказать не могу, ведь мы работаем с коллекционерами. И иногда это бывает очень сложно, потому что сегодня они соглашаются, а перед открытием могут отказаться, — рассказывает Юлия Литвинец.

В частности, в экспозиции будут представлены работы, хранящиеся в Национальном художественном музее (два живописных произведения и пять графических — это тиражируемая графика, созданная Экстер в 1930 году), Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины, Днепропетровском художественном музее, Киевском музее русского искусства.

— Мы провели поисковую работу по Украине, чтобы найти как можно больше работ художницы, мы общались с известными искусствоведами, чтобы выяснить как можно больше информации об Александре Экстер, — говорит директор Национального художественного музея. — И в определенный момент у нас возникло желание создать выставку лишь на основе того, что есть в Украине, — для того, чтобы показать проблему: у нас ничего фактически не осталось. Украинский мастер — а произведений нет. И таких художников очень много. Шансы вернуть их работы в Украину небольшие.

Безусловно, к этой проблеме необходимо привлекать внимание. Как и к тому, что музеи в Украине — не самые популярные заведения. Очень важно, что об этим беспокоятся не только работники музеев, но и известные люди, мнение и деятельность которых может оказаться авторитетным для общества. Лилия Пустовит — видимо, единственный такой представитель из мира моды. Своим показом, посвященным творчеству Александры Экстер, она откроет выставку художницы 18 мая в Национальном художественном музее и попытается привлечь внимание к музейному делу так называемой гламурной тусовки. Которая, в свою очередь, будет распространять этот интерес на все общество. «День» специально встретился с Лилией в стенах музея, чтобы подробнее поговорить о том, зачем известному украинскому дизайнеру заниматься популяризацией отечественных музеев.

— Дизайнеры часто вдохновляются искусством. Но, как правило, это вдохновение выявляет себя в рамках сезонных коллекций. Как у вас появилась идея отдельного проекта, и в чем его основная суть?

— Мы выделили это событие в отдельный проект, во-первых, потому, что хотели привлечь больше внимания к Национальному музею Украины. Сегодня здесь работает очень мощная команда. Они не консервативные, не догматичные и работают по- новому. Это молодые девушки, очень стремящиеся внедрить такие методы работы, исповедуемые во всем мире. Акция, которая должна состояться, — действительно культурологическая, и она сравнима с мировыми. Потому презентацию выставки Александры Экстер было решено провести именно в День музея. Это событие будет максимально освещено со всех сторон, и мы преследуем цель привлечь внимание светской публики к музеям, потому что в этой среде есть трендсеттеры (trendsetter — тот, кто диктует тренды), которые могут сделать музеи модными. Есть также намерение организовать прямую трансляцию мероприятия в интернете, чтобы это событие можно было увидеть онлайн по всему миру. Надеюсь, все запланированное реализуется. Потому что это, как мне кажется, очень важное событие для Украины.

— Почему дизайнер беспокоится о судьбе украинских музеев? Почему это событие для вас важно?

— На самом деле я не считаю себя дизайнером одежды в первую очередь. Как в следующем сезоне будут кроить выточки — это для меня не самое главное в мире. Во-первых, я украинка. Во-вторых, меня вообще очень многие вещи интересуют в мире. По правде говоря, я не такая уж и осведомленная в современном искусстве, но я стараюсь в это погрузиться. И это одна из важнейших частей моей жизни. И мне очень приятно, я поражена тем, что сегодня в Украинский национальный музей приходит очень много людей, особенно на выходных. И в основном это молодежь. Даже очереди стоят... Я уже давно такого не видела — разве что заграницей. Мне действительно приятно, что в стране начинается движение в этом направлении. И, конечно, я не могла остаться в стороне.

— Кроме собственно модного, в этом проекте есть в первую очередь художественный акцент. А еще просветительский — ведь в Украине Александру Экстер почти никто не знает. Какой акцент для вас первоочередный? Или, возможно, есть еще и другие?

— Наверное, просветительский и культурологический — это самое главнее. Но было бы неправдой сказать, что лично мне, как дизайнеру, это не интересно. Потому, что здесь я хочу максимально самовыразиться, я имею возможность сделать что-то совершенно иначе, чем я обычно делаю, — не коллекцию прет-а-порте, а что-то, более связанное с понятием «арта».

— Почему именно Александра Экстер? Вы чувствуете внутреннее созвучие с творчеством этой художницы или просто считаете ее недостаточно оцененной украинцами?

— Год назад мне в руки попала большая книга-собрание ее работ. Мне она показалась очень интересной, потому что Экстер много работала с костюмами. Больше всего меня поразила ее сценография и то, что она делала для Московского камерного театра Таирова. Кроме того, мне очень близка и интересна мода времен 20—30 х годов ХХ века.Именно на это время пришелся выход фильма Якова Протазанова «Аэлита», для которого Александра Экстер разрабатывала костюмы — также, между прочим, необычайные. И это еще не все. Когда я начала изучать биографию художницы, оказалось, что она очень часто — как Малевич и еще многие из украинских авангардистов — бывала в Вербовке, в имении Давыдовых. Это была весьма известная в то время семья, в имении которой всегда гостили известные мировые художники, музыканты (Чайковский, Бердяев), философы и другие. Они фактически продвигали культуру в Киеве и в Украине вообще. Когда я услышала название Вербовка, мне оно показалось очень знакомым. Оказалось, что именно там жила моя прабабка, прадед... Мне сразу пришло в голову, что, возможно, моя прабабка также занималась искусством, рисовала, и именно ее рисунки и вышивки собирала Экстер.

— То есть фактически вы почувствовали определенную связь с художницей?

— Я не могу этого сказать о ее картинах, возможно, я еще не развита до такого уровня. Возможно, не все мне понятно. Но мне очень понятно то, что украинский авангард и его истоки начинались с народного искусства. Оттуда — и цветовая гамма, и какие-то геометрические сочетания.

— А что переняли от Экстер вы? На открытии выставки вы покажете свою специально созданную коллекцию. В чем она повторяет, наследует или намекает на творчество Экстер? Как вы трансформировали авангард Экстер в одежду от Пустовит?

— Это будет коллекция на основе ее творчества в сфере моды, на основе разработанных ею образов для фильма и для театра. Она очень талантливо вписывала костюмы в сценографию. Специфическое движение очень ей присуще — очень много в ее одежде различных лесенок, работы со светом.

— Собственно, такие же мотивы характерны и для вашей последней коллекции прет-а-порте сезона осень-зима 2008—2009...

— Конечно. Архитектоническое построение, скульптурность, графичность — это, во- первых, очень значительный тренд последних лет, и подобной была также предыдущая коллекция — также под влиянием Экстер. Но, наверное, коллекция, которая будет презентоваться на открытии выставки, поставит большую точку. С другой стороны, мне кажется, что сколько я буду работать с этим материалом, столько он меня и будет вдохновлять, потому что каждый раз, когда я открываю книгу с работами Экстер, я всегда вижу что-то новое. Для меня также очень важно то, что эти работы выглядят абсолютно современно, и меня восхищает такое умение предугадывать будущее — потому что это же было почти 100 лет назад.

Творчество Александры Экстер очень напоминает мне творчество Ёджи Ямамото. А это один из моих самых любимых дизайнеров, мой кумир, под влиянием его творчества я формировалась как дизайнер в 90 егоды. Этот дух мне близок и понятен. Именно так я когда-то старалась работать и буду стараться в будущем.

— Расскажите подробнее о том, как будет проходить открытие, каким будет это действо?

— У меня есть идея. Я приглашу несколько нетипичных моделей, не молодых девушек шестнадцатилетних, а важных для меня личностей, с которыми я уже в течение десяти лет делаю коллекции. Ведь за это время мне попадалось несколько не просто моделей, а действительно интересных личностей. Они уже преимущественно не работают в этой сфере, но некоторые из них уже выразили согласие снова выйти на подиум. Этим показом откроется сама экспозиция. Это будет небольшой показ — от 10 до 15 моделей, но они все будут арт-кутюрные. И потом гостей сразу после показа пригласят на выставку.

Также мы надеемся сделать интересную фешн-стори под таким углом, который, как мне кажется, мог бы быть интересен самой Александре Экстер. И по тем принципам, которые она использовала в своей сценографии.

— Пресс-анонс события намекает на то, что ваше сотрудничество со «Swarovski» в рамках этого проекта получит продолжение. Вы планируете запустить третью линию совместно с этим брендом, или это будут одиночные проекты? Есть ли уже какие-то планы относительно этого?

— «Swarovski» поддерживают дизайнеров. Это не впервые они поддерживают украинского дизайнера, но в таком объеме поддержки еще не было. И именно под брендом «Crystallized», потому что это новый бренд, и именно он должен расширять границы — говорить, что это не просто модные, а действительно современные художественные события. Когда я собиралась посетить музей «Swarovski» в Австрии, я думала, что там повсюду будут камушки и изделия из камней. Но там фактически этого нет. Там очень много комнат, в каждой из которых своя атмосфера. Есть даже две или три медитационные комнаты. Там есть работа со светом, современные визуальные эффекты. Мне приятно, что «Swarovski» поддерживают эту акцию именно потому, что это проходит в Национальном музее, потому что это событие рассчитано на высший уровень развития, духовный и культурный.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ