Известная украинская спортсменка, фехтовальщица Ольга Харлан на днях получила эксклюзивное отличие от Национального олимпийского комитета Украины — она в десятый раз добыла в борьбе звание лучшего спортсмена месяца, поэтому из рук президента НОК Сергея Бубки получила статуэтку эксклюзивного дизайна — на ней 9 маленьких изображений статуэток лучшего спортсмена месяца с датой получения. Олимпийская чемпионка Пекина-2008, бронзовый призер Лондона-2012, двукратный призер Рио-2016 по фехтованию Ольга Харлан единственная украинская спортсменка, которая десять раз была признана лучшей в Украине. Это высокое и памятное отличие она получила благодаря очередному триумфу на чемпионате мира, который состоялся в немецком Лейпциге. В индивидуальном первенстве наша спортсменка, несмотря на недавнюю реабилитацию после травмы, в очередной раз доказала, что остается лучшей в мире.
«День» поздравил Ольгу Харлан с очередным спортивным успехом эксклюзивным подарком — книгой «Сестра моя, София...» и фирменной футболкой от газеты «Файні дівчата читають «День».
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
— Благодарю за то, что следите на нашими успехами, и за подарки, — сказала Ольга Харлан корреспонденту «Дня». — Это только начало олимпийского цикла. Сейчас я мотивирована, как никогда. Из-за травмы и операции у меня был короткий сезон — всего 4 соревнования. Для меня это очень нехарактерно. Знаете, это впервые за все 12 лет моей спортивной карьеры, когда так мало выступала. Я очень хотела фехтовать, сразу после операции буквально рвалась в бой, много тренировалась. Практически не выходила из зала, но были люди, которые говорили, что после травмы нужно придержать свой запал, быть не только физически, но и психологически готовой к соревнованиям уровня Чемпионата мира. И прежде всего такие советы давали мне тренеры. В финале ЧМ мне удалось показать тот результат, который я хотела и который наставники от меня требовали. Вы знаете, после операции я стремилась быстро восстановиться, вернуться в спорт, поэтому много тренировалась, в том числе и на левой руке, в частности с маленькими спортсменами, и я проигрывала им. Но именно травма, которая выбила «из колеи», это невероятное ощущение, что несмотря ни на что необходимо опять подниматься на свой уровень, — навсегда убедило, что фехтование — моя самая большая страсть, собственно, это моя жизнь. Я опять захотела почувствовать золотой вкус победы.
— Оля, что вас мотивирует на победу? Как удалось после травмы и лечения настроиться на чемпионат мира?
— Нахожу мотивацию в семье, которую радуют мои победы, и, безусловно, в глазах украинцев, которые болеют. В нынешнее непростое для страны время нам всем не хватает историй успеха — Украина очень сильная, и она обязательно победит. Это доказывают наши спортсмены в частности. Наш гимн должны слышать чаще, наш флаг должен подниматься выше... Для меня очень важным является то, что за меня, за нашу команду болеют наши военные на востоке. Они на самом деле следят за спортом. Я не знаю, как им это удается, — они думают о стране, о своих семьях, о своей жизни, но пишут, что находят утешение, болея за нас. И это также мотивирует и трогает до слез.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Своими результатами, стараниями, достижениями и медалями мы, спортсмены, пытаемся также приблизить победу. Хотя бы на уровне поддержки военных — эмоциями от наших побед. Мы воюем в своем мире — в спорте. На площадке показываем — кто сильнее на самом деле, если соревноваться по правилам. Я уверяю, наша команда будет пытаться больше тренироваться и в результате показывать вдвое, втрое лучшие результаты, чтобы военные на востоке нами гордились.
Знаете, журналисты, бывает, спрашивают, посвящаю ли я кому-то свои победы? Ответ очень простой — все свои медали я посвящаю семье и своей стране — тем людям, которые болеют за меня, которые вместе со мной волнуются перед каждым стартом, и тем более тем людям, которые меня и мою страну защищают. Если бы не они — я бы не смогла добыть в борьбе медаль для Украины, и, возможно, мне не куда было бы вообще возвращаться с соревнований.
— Когда в соревнованиях вам выпадает бороться против россиянок, болельщики в социальных сетях часто на этом заостряют внимание. А вы чувствуете особенное напряжение перед такими поединками?
— Понимание того, что между нашими странами, мягко говоря, очень непростые отношения, никогда меня не оставляет. Но с россиянками напрямую о политике, о ситуации между странами, войне мы не говорим. Они знают, что для нас эта тема болезненная и непростая. Думаю, что они прекрасно понимают, что происходит в действительности между соседними странами. Но кое-кто из российских спортсменов верит своему президенту и своим медиа. Мы, украинцы, верим своему Президенту, мы здесь и видим своими глазами, что происходит под нашими окнами. Но спорт есть спорт. И для того, чтобы не было каких-то расхождений и дрязг, мы выбрали тактику борьбы в спорте, то есть в своем деле доказывать, кто в действительности лучше, сильнее. Я помню Олимпийские Игры, когда меня много критиковали, говорили — как ты можешь стоять рядом на пьедестале с россиянками, поздравлять их с победой и обнимать. Я тогда даже не думала о том, с кем именно рядом стою и как это потом будут интерпретировать. Я стояла на пьедестале с самыми сильными спортсменами мира, которые честно победили, которые поздравляли меня, и я поздравила их. Тогда я думала только о своей медали и о том, что я победила. Я убеждена, что каждый должен профессионально своими результатами и достижениями двигать страну к победе. Мы, спортсмены, своими медалями и эмоциями пытаемся поддержать страну в целом и военных в частности.
ФОТО РЕЙТЕР
— Знаю о вашей особой любви к Крыму. Вы много там провели времени — тренировались, отдыхали. Что, по вашему мнению, нужно Украине сделать, чтобы вернуть полуостров?
— Мне трудно ответить, насколько реально вернуть Крым и что для этого нужно сделать. Но оставлять все как есть — точно нельзя. Я гражданка Украины, и я мечтаю, чтобы моя страна была в тех границах, которые имела в 1991 году. Я люблю Украину и хочу, чтобы она была суверенной, демократической и независимой. Крым — это действительно моя особая любовь. Конечно, я там много отдыхала, у нас на полуострове были сборы — это невероятное место, жемчужина нашей страны. То, что произошло, аннексия полуострова, если называть вещи своими именами, — это просто недопустимая вещь. Чтобы его вернуть, очевидно, нужно желание самих крымчан и их усилия. Те регионы, в частности и Киев, и юг, где пытались раскачивать ситуацию, не дали этого сделать. Дестабилизация не прошла. Потому что этого не допустили люди. После аннексии Крыма я там ни разу не была, не хочу и не буду туда ездить, пока полуостров не вернется в Украину. Это оккупированная территория, а значит, это временно не моя страна. Я люблю базу «Спартак», где практически выросла, люблю проводить там лето. Мы в Крыму готовились к Олимпиадам в Пекине, Лондоне. Сколько приятных воспоминаний об украинском Крыме, что сейчас я просто думать об этом не хочу. Конечно, повторюсь, нужно чувствовать готовность крымчан вернуться домой, но, безусловно, украинская власть также должна предложить более активный план возвращения полуострова. Я убеждена, что это вполне реально.
— Оля, знаю, что вы очень много времени проводите в тренировках. Имеете ли вы возможность отдыхать и как вообще настраиваетесь на новые соревнования?
— На самом деле, если идет цикл подготовки к соревнованиям, свободного времени крайне мало. Я давно хочу подтянуть свой уровень английского, научиться чему-то новому, много читать, в частности исторические книги, которые мотивируют на новые достижения. Но когда начинается тренировочный сезон, личной жизни практически нет — две, три тренировки в день. И когда ты приходишь домой, то остается сил только на несколько страниц книги. И все. Переутомление. Перед самыми главными соревнованиями, в частности последним чемпионатом мира, на тренировку идет еще больше сил и нервов. Безусловно, нужно отвлекаться от спорта, чтобы не перегореть. Я люблю читать, поэтому особенно благодарю за подарок — книгу «Дня». Я ее обязательно прочитаю и, если хотите, на следующей встрече расскажу вам, какие моменты больше всего поразили. Эта страница истории, которую затрагивает ваше издание, мне интересна. Тем более, «День» выпускает книги на украинском языке. Для меня как для русскоязычной украинки это крайне важно — читать по-украински и развивать знание языка. Также люблю... просто гулять по городу.
— Читать ваши посты в соцсетях — просто наслаждение. Вы делитесь своими эмоциями, поздравляете других спортсменов с победами, пишете о деталях тренировки и отдыха. Возможно, я ошибаюсь, но кажется, что в «Фейсбуке» вы достаточно откровенная и искренняя. Что для вас соцсети — это дополнительная возможность самовыразиться или прежде всего инструмент коммуникации с болельщиками?
— Благодарю за такой комплимент. В действительности каждый из нас в «Фейсбуке» что-то распространяет прежде всего для себя. То, что ему интересно лично, и очень хорошо, когда находятся люди, которые разделяют твои взгляды и то, что интересно и важно для тебя, задевает других также. Безусловно, это возможность общаться с болельщиками, которые много пишут, разделяют радость победы и поддерживают в периоды неудач. В целом соцсети — невероятный коммуникатор с людьми, с которыми ты не можешь пообщаться напрямую. Фото в поддержку волонтера или военного, комплимент нашему украинскому спортсмену — это сегодня важные публичные знаки внимания. У нас дружный украинский спорт, мы радуемся успехам друг друга и искренне об этом пишем. И хотим, чтобы украинский спорт только развивался и чтобы еще большему количеству болельщиков чаще приходилось радоваться нашим победам.