Николай ПАВЛЮК , директор Кириловской ООШ I—III ступеней №1 (Хмельницкая область):
— Кроме программ и учебников, не хватает пособий, современных технических средств обучения. В нашей школе на один компьютер — больше девяти детей. За последние годы школы практически не обновляли мебель, парты. Бюджетное финансирование, хотя оно в нашем районе лучше, чем в некоторых других, недостаточное. Учебно-воспитательный процесс не может быть полноценным без нормального финансирования.
Главный участник учебно-воспитательного процесса — учитель, который заботится, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в школе. Если ему самому не удается, обращается, прежде всего, к родителям и директору, сказать бы, учителю учителей. В конечном счете, и директор — учитель, который дает уроки детям, показывает пример своим коллегам. Все участники этого процесса равноправны — ученик, его родители, учитель, директор. Если у ученика не складываются взаимоотношения с учителем, он идет к директору — так делается в нашей школе.
Учебное заведение в городе — это далеко не то, что в некоторых селах, где так называемые малокомплектные школы. Мы не имеем права забывать о маленьком школьнике, который каждое утро идет пешком за наукой четыре километра от дома до соседнего села. Там один учитель, которого называют «многостаночником». Сеет разумное, доброе и вечное одновременно для учеников первого, второго, третьего или четвертого класса. Там даже не представляют, что это за вещи такие — компьютер, принтер. Я не знаю точно, какой должна быть современная украинская школа для детей из сел, где по три-семь школьников...
Богдан БЕРЕЖНИЦКИЙ , учитель-пенсионер, г. Сумы:
— Школа во всем мире призвана удовлетворять познавательные интересы и социальные запросы молодежи. Структура образования, которая сейчас формируется, — разноуровневая, разносодержательная, разноцелевая — по моему мнению, это шаг в правильном направлении. Например, гимназия — это «форма, которая себя целиком оправдывает». Уже в 5—7 классах дети начинают получать дифференцированное образование, в 8—9 — профилированное. Граница образования — будущий специалист, так как не быть специалистом сегодня — самый первый недостаток. Следовательно, главное — дать ученику базовый минимум и возможность самоусовершенствоваться, серьезно и углубленно изучая 2—3 дисциплины, а именно — то, к чему он имеет естественную склонность. Дети должны самоопределяться как будущие специалисты.
Николай ЛАЗАРЕВ , профессор, заведующий кафедрой педагогического творчества Сумского государственного педагогического университета им. А.С.Макаренко:
— Помните Шевченко? «Як би ви вчились так, як треба, то й мудрiсть би була своя...» Школа должна учить мудро: умению думать и творить. Мудрость, например, в том, чтобы не впадать в крайности. Именно крайностями считаю изучение детьми Пушкина, Лермонтова в украинском переводе. Знание в совершенстве еще одного славянского языка — это же только плюс, к тому же оно дает возможность читать литературные шедевры в оригинале. Поэтому патриотизм также должен быть мудрым.
Ученик должен не зубрить, а учиться делать выводы на основании полученной информации, анализировать ее, словом — мыслить. Не нужно навязывать ему какое-то мнение. Ведь обучение результативно только тогда, когда оно побуждает к решению проблем, когда это постоянный поиск ответа на поставленные вопросы. Поэтому есть потребность внедрения новых технологий в учебно-воспитательный процесс, и касается это многих аспектов. Например, нас долго учили искусству полемики, а за границей в это время учились искусству компромисса, без которого невозможен настоящий конструктивизм. Воспитание высокодуховной, мыслящей личности — одна из основных задач школы. Хотя не стоит забывать, что формирование моральных качеств человека начинается все-таки в семье, и родители являются первыми педагогами.
Людмила БИДОЛЕНКО , заместитель директора Сумской гимназии №1:
— Мы должны воспитывать у учащихся планетарное мышление, силу духа и умение творить. С этой целью следует максимально гуманизировать содержание, процесс обучения. Философы давно предсказывали XXI век как век расцвета гуманитарных наук. Школа должна давать, во-первых, крепкие базисные знания, во-вторых — профильные, заботясь о подготовке будущего специалиста. В этом плане является эффективной методика школы «без оград», которая предусматривает сотрудничество с отраслевыми институтами. В своей гимназий мы ее практикуем. Третье — культурологические дисциплины. Основы философской, религиозной и собственно христианской этики помогут ученику сформировать свою мировоззренческую позицию. Безусловно — развитие эмоциональной сферы: музыка, живопись, литература...
Главное же — обучение обязательно должно быть личностно ориентированным, когда ученик — не объект, как это было раньше, а субъект учебно-воспитательного процесса, когда сам этот процесс становится актом двухсторонним. Причем родители также должны включаться в него.
Мария ЛЕЩЕНКО , главный специалист отдела педагогического мастерства Института педагогики и психологии профобразования АПН Украины, доктор педагогических наук, директор Полтавской альтернативной школы «Чарівний світ»:
— Мое глубокое убеждение — надо менять отношение, прежде всего, к начальной школе. То есть у нас и родители, и государство начинают всерьез думать об образовании подрастающего поколения либо в старших классах, либо в вузе. Тогда уже родители, по крайней мере, не жалеют денег на учебу любимого чада... А ведь парадокс: именно в начальных классах закладываются и интеллектуальное развитие, и все основы будущего успеха в жизни. К тому же и преподавательский состав начальной школы еще «выдерживает критику» — учителя достаточно квалифицированы и старательны. Их просто надо поддержать, как говорится, материально, и учебными пособиями, технической базой. Это один момент. Во-вторых, украинская школа будущего должна, по-моему мнению, опираться на опыт скандинавских стран. Швеция и Финляндия: там в классе не более 10 детей, максимум 15! Это оптимальный вариант для воспитания и обучения. Кроме того, там школа не феминизирована, как у нас: в Швеции 70 процентов учителей — мужчины. Сейчас в детях развивают рациональное — в ущерб эмоциональному и эстетическому. И еще хотелось, чтоб нашего учителя избавили от полицейских функций — надсмотрщика и контролера.
Софико ГОГОХИЯ , студентка Полтавского педагогического университета, будущий психолог:
— Мне повезло, есть с чем сравнивать — я год проучилась в школе в США... Конечно, хотелось бы, чтобы мы так же были обеспечены технически: по два телевизора в каждом классе, плюс видиомагнитофон, компьютер, принтер, наконец, точилка для карандашей и еще Бог весть что! Но не это главное. У американцев перенять бы те отношения — дружеские, партнерские, — которые существуют между учителем и учеником. Нет менторства. Зато в учебном процессе — масса практических занятий (у нас слишком все затеоретизировано). Очень понравилось, что в школах США гораздо больше внимания уделяют здоровью детей — физкультуре, спорту. Подготовили Алла АКИМЕНКО, г. Сумы,