Владимир МОРИНЕЦ, вице-президент по научно-учебным студиям Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Необходимо последовательное выстраивание своей исторической преемственности на всех уровнях образования. Посредством государственных программ, посредством фундаментальной науки создается образ собственной истории — как она осмысливается всем народом. Ведь, как сказал профессор Кристиан Гернер из Швеции, история — не только то, что было зафиксированным фактом. Факт имеет интерпретацию. Кроме того, она, история, всегда касательна к сегодняшнему дню и, в зависимости от интерпретации, в которой направляется, также окрашивает факт. Это задает определенное направление для рассуждения. Яркий пример — тот же Мазепа, который интерпретирован еще русской имперской мыслью в одном ключе, и на этом поставлена точка. Одним словом, нужно помнить, что история — не только то, что было, но и то, что будет.
Отец Юрий МИЦЫК, рофессор Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Научная общественность и так многое делает. Государство, к сожалению, далеко не все делает. Есть определенные политические силы, которые, как когда-то проклинали Мазепу и Петлюру, так и сейчас не хотят видеть самостоятельной Украину. Это — коммунисты, социалисты, в значительной степени — регионалы. Если из Партии регионов только двое отдали свои голоса за признание украинского Голодомора геноцидом... Есть вопрос и к народу. Свыше 300 лет он находился под чужим господством. Уничтожали лучших, вместо этого выращивали рабов. Знаете, в Римской империи раб, выросший в неволе, стоил дороже, нежели раб, которого взяли на войне, ведь знали, что последний взбунтуется в неволе. Вот и из нас воспитывали рабов. Богу достаточно было дня, чтобы вывести евреев из Египта, но евреям нужно было сорок лет, чтобы Египет вышел из их нутра...
Татьяна ЛЮТАЯ, кандидат исторических наук, директор Музея украинской славы НАУКМА:
— Общественность должна знать, что на следующий год выпадает годовщина полтавских событий. Это, возможно, должно быть поучительным и санационным мероприятием, потому что все те события, которые происходили во времена Мазепы, очень интересно накладываются на современную политическую ситуацию: распутье, различные политические ориентиры... А рядовому украинцу вообще нужны знания о гетмане Мазепе и его эпохе. Как когда-то говорил Ярослав Дашкевич о Михаиле Грушевском: «Он не был прав, потому что проиграл...». Подобная ситуация сложилась и с Мазепой. Бесспорно, все что Иван Степанович делал на ниве культуры — знаменательно. Но все другие события нуждаются в абсолютно трезвом изучении и представлении. За период от Петра I и до 1917 года с наложением анафемы и другими мерами, порожденными политикой российской империи, фактически, не знаем ничего о Мазепе! Мы все переписываем из определенных источников, додумываем то, что, возможно, не всегда источники отображают. Известно, что вот только недавно издан сборник универсалов и переписки Мазепы, а все то, что лежит в хранилищах и архивах других государств, остается до сих пор закрытым. Но история — это элитарная наука, которая требует денег. А наши историки — бедны. Они не могут по несколько лет сидеть, например, в краковских собраниях. Поэтому у нас будут неожиданные открытия — кто-то куда-то поехал и нашел, только вот государственной поддержки не будет. В Украине нет весомых изданий по данной тематике, в отличии от России, где, например, «Документы Петра Великого» издавались при любых обстоятельствах и социальных переменах, то есть — как во времена Российской империи, Советского Союза, так и в новейшие.
Я могу предположить, что сейчас захотят снять фильм о Мазепе. Я бы хотела, чтобы он отличался от уже существующих картин о наших гетманах. Кстати, когда за границей создают историческую картину, к работе над ней приглашаются специалисты. Насколько мне известно, продолжается работа над фильмом о Калнышевском. Между прочим, к нам, ученым, не поступил ни один вариант сценария... Ведь очень важно талантливо, умело, мудро представить украинцам их героев.
Владимир ПАНЧЕНКО, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Эта конференция, по сути, организована Киево-Могилянской академией. Очевидно, организаторов должно было бы быть больше: Министерство культуры и туризма, Министерство образования и науки... К сожалению, участие государства — минимально. И это видно хотя бы из работы оргкомитета по подготовке отмечания-чествования 300-летия Полтавской битвы под руководством Ивана Васюника — за полгода с шестой попытки никак не может состояться заседание в Полтаве.
У государства есть много институций для того, чтобы укреплять исторические знания на уровне массового сознания. Проблема заключается в том, что наука, так или иначе, пытается сформулировать какие-то заключения, истины, но они ведь остаются в замкнутом кругу научных знаний. А вот когда уже речь заходит об исторических знаниях на уровне общества, здесь возникает много вопросов. И, по моему мнению, это именно то, чем должно было заняться государство — уменьшение этого разрыва между наукой и массовым сознанием. А для этого есть известные проверенные рычаги: кино, телевидение, СМИ и, безусловно, различные научно-популярные издания. Вспоминаю, несколько лет назад на Берлинском кинофестивале Степан Коваль получил наивысшую награду за мультфильм «Шел трамвай 9-й номер». Я читал комментарии различных экспертов по этому случаю: мол, если бы это произошло в какой-то другой стране, под такого молодого и талантливого Степана Коваля была бы уже создана студия — чтобы он продолжал свои творческие эксперименты. Ведь речь идет о культурной вести, которую должно нести каждое государство. Это — весомый вопрос — какую культурную весть несет Украина миру и какова в этом роль государства. Вспоминая о мультипликаторе, я имел в виду, что и мультфильмы должны быть на исторические сюжеты. Когда я был маленьким, помню, с каким колоссальным восторгом смотрел известный мультсериал о казаках, которые в футбол играли, мушкетерам помогали... В нем замечательно передан, что называется, психотип каждой нации. Скажем, французы делают па на футбольном поле, украинцы также представлены со своим характерным колоритом. Такие вещи отпечатываются в детском сознании. В моем запечатлелись также.
К вышеперечисленным рычагам воздействия на общественное сознание я прибавил бы еще систему образования. Ну, здесь как раз все выглядит вроде бы лучше, потому что есть новые учебники, историки с новым видением, которые пишут те учебники. Но это тот случай, когда много не бывает.