Наталья РУДЕНКО, директор Симферопольского учебно- воспитательного комплекса «Украинская школа-гимназия»:
— Интеллигенция в наших селах, слава Богу, еще есть. Я выскажу сейчас крамольное мнение: будущее нашего, как и всякого другого, государства ныне делают не Президент и не правительство, а полумиллионная армия украинских учителей за закрытыми дверями своих классов. Бисмарк как-то сказал: дайте мне сто лучших учителей и я сделаю великую Германию. Так и наши учителя: сейчас именно они делают Украину, но как именно и какой будет результат!?
Дело еще в том, что сельской интеллигенции очень мало. Я вижу много сельских учителей, но они катастрофически не читают. В нашей гимназии огромная библиотека, в ней изобилие современной литературой, но нам приходится формуляры контролировать: сельские учителя сейчас устали от будничности, у них большая нагрузка, им приходится зарабатывать свою копейку, дома всегда огород и скот, они просто физически не могут развиваться. А все это передается ученикам...
Известно, что культура состоит из образования и воспитания. Во всем мире эти пути национальные, учителя всегда идут национальными прогрессивными путями. А как у нас? Я видела кабинеты директоров школ: они практически без книг, я видела в них портреты Ленина и в Симферополе, и в селе, в некоторых еще и ныне установлены красные флаги, флаги несуществующего государства. Я видела ленинскую комнату, которая еще и до сих пор бережно сохраняется здесь, под Симферополем, и что эти директора могут дать современным детям? Они просто настолько мало знают, настолько не интересуются историей, современными науками, не интересуются тем новым багажом знаний, который возник после 1991 года, что они просто не могут быть не то что директорами или учителями, они же просто не представляют, что происходит вокруг, и что произошло в нашей истории.
Антонина БОЙКО, бухгалтер фермерского хозяйства «Кузьминцы» (Теофипольский район, Хмельницкая область):
— Какая в селе интеллигенция?! Учителя, воспитательницы в детсаде, завклубом и завбиблиотекой, бухгалтер, экономисты раньше были личностями. А теперь — просто труженики. Имеют по 80 соток огорода, еще дали им президентским указом по два гектара земли. Куры, гуси, индюки, утки, свиньи, коровы — это у них на первом плане. Потому что на зарплату 130 или даже 170 гривен не проживешь. И это — у человека с высшим образованием. Содержат по корове или и по две-три, сдают молоко. Кто младше, тот, может, перед сном еще что-то прочитает в книжке или в газете, старшим уже не идет в голову наука.
Что делать? Дать сельской интеллигенции нормальную зарплату. Чтобы могли одеться, обуться. Государство это должно сделать, а кто же еще? Оно не выполняет своей функции, это фермерское хозяйство что-то делает, поддерживает интеллигенцию, чтобы не пропала как класс, не вымерла, как мамонты.
Валентина ДИАКОВСКАЯ, председатель Черновицкого областного отделения Украинского фонда культуры:
— Считаю, что интеллигенция «как класс» в последние годы многое потеряла. Ведь это не только наличие диплома о высшем образовании, но и общий уровень образованности, интеллекта и знаний. Скажем, если человек не знаком с мировой культурой, классической литературой, его трудно считать всесторонне развитым. С другой стороны, не обязательно приобретать знания в вузе, есть немало умных, образованных людей, которые не имеют университетских дипломов. В целом же, думаю, сегодня трудно говорить об интеллигенции в целом, есть только отдельные люди, которых можно назвать действительно таковыми.
Тамара РОМАНЮК, заместитель председателя Гайворонской райгосадминистрации Кировоградской области:
— Сейчас в образовании остро стоит вопрос компьютеризации школ. К сожалению, с этим в сельских школах большие проблемы. А компьютеризация сельских школ не только ликвидировала бы дисбаланс в обучении сельских и городских учеников (последние имеют больше доступа к компьютерной технике), но и содействовала бы профессиональному совершенствованию педагогов. Нужно заботиться о сельских учителях, тогда и будет надлежащая отдача с их стороны.
Василий ИВАШКО, директор Чернянской ООШ Виноградовского района Закарпатской области:
— Сегодня я хожу в костюме, а завтра беру «тормозок» на плечо, одеваю робу и еду строить ферму на Восток Украины, чтобы заработать зерна для своего скота и сахара для утреннего кофе себе. Поэтому так нас воспринимает и ученик. Как он может верить в свое счастливое будущее, когда видит, что его учитель сам не уверен в завтрашнем дне.
Эдуард БАЛАГУРИ, профессор Ужгородского национального университета, доктор исторических наук:
— Сельскую интеллигенцию нужно настойчиво воспитывать. Но со студенчества почти все хотели бы бежать подальше от родительского дома — в бизнес, на таможню. Туда, где можно легче заработать или, чего греха таить, украсть. К сожалению, именно такие требования диктует сегодняшний день. А радость учить сельскому учителю возвратит только высокая зарплата. Он должен, в прямом смысле, быть первым человеком на селе, а не вороватым владельцем придорожного киоска.
Людмила ХАНИНА, учитель Октябрьской общеобразовательной школы Белопольского района Сумской области:
— Можно ли отнести к категории интеллигенции людей, которые вынуждены содержать по две коровы, обрабатывать огород, думать о хозяйстве вместо того, чтобы прочитать лишнюю книгу? Руки у сельского учителя потрескавшиеся, а возможности для самосовершенствования ограничены. Для того, чтобы учить, необходимо постоянно учиться самому, а у нас недостает денег на литературу.
У нас есть способные ученики, которые собираются бросить школу после девятого класса. «Зачем мне продолжать учебу? — спрашивает школьница. — Мама сказала, что двух студентов она все равно не «потянет», так что будет поступать в вуз брат, а не я». Что говорить, как убеждать?
Сельский учитель обеднел, к сожалению, и материально, и духовно. Теперь родители школьников не снимают при встрече с ним шапку, как это было раньше. Но он во всяком случае должен ощущать, что работа его нужна и ценится государством. Только тогда труд ему будет в радость.
Галина СОРОКАТЮК, директор Маковского коллегиума (Дунаевецкий район, Хмельницкая область):
— Чтобы вернуть учителю радость обучения, нужно создавать такие условия, при которых он мог бы полностью отдаваться делу обучения-воспитания. Материальное положение учителя и его семьи такое тяжелое, что в конце концов приводит к разочарованию в призвании. Угасают патриотизм, энтузиазм, рвение. Поэтому молодые учителя оставляют школу, едут на заработки за границу. Подавляющее же большинство их старших коллег от ранней весны до зимы занимается землей, ухаживают за скотом и птицей. Собственно, влачат жалкое существование. Поэтому после уроков спешат не к книге — источнику знаний, а на огород, в хлев. Учителю не за что купить книгу, газету или журнал. Бедная школа не может быть источником радостей ни для учителя, ни для его воспитанников.
Станислав БИДЕНКО, работник банка, г. Харьков:
— Бедное то общество, в котором те, кто учат, лечат и судят, живут беднее, чем те, которых учат, лечат и судят. Кстати, в Германии зарплата учителя является эталоном для измерения благосостояния работников разных категорий. Если он получает столько, сколько учитель средней школы, то, считается, этот Ганс многого достиг в жизни.