Работы мастера, собранные в его удивительном «доме с химерами», стали украшением древнего Луцка и местом настоящего паломничества любителей искусства. Территорию усадебного комплекса, признанного архитектурным памятником современности, который сам скульптор предпочитал называть «домом-вернисажем», сейчас украшают более 500 скульптур, воспроизводящих своеобразный внутренний мир этого самобытного автора.
Это интервью с хозяином дома с химерами, записанное во время его посещения в составе делегации Литературно-художественного коша «Ріднокрай», публикуется впервые. Пусть слово художника, воссоздавшего в камне свой внутренний мир, станет сопутствующим его посетителям.
- Чем живет сегодня художник, сотворивший луцкое чудо?
- Живу тем, что я живу, вижу хороших людей, у меня хорошие ощущения от того, что я делаю. Конечно, в жизни было пережито немало и счастливых, и горьких моментов, пришлось пережить потерю сына. Слава Богу, что от сына у меня есть внук и еще один меньший внук – от дочери. Пока я переживаю в своей жизни уже третье возрождение. Сейчас, как никогда, у меня столько внутренней работы, что даже во сне развиваю свою творческую мысль. Хочу сказать одно, что тот внутренний мир, который мне судьбой было написано познать, я сейчас и воспроизвожу.
- Помните свою первую творческую работу?
- Мои первые художественные работы появились, наверное, еще при керосиновой лампе. Именно при ней и рождались в детстве мои первые картинки. А вот с моей первой скульптурной работой определиться сложнее. Могу только сказать, что один из наиболее интересных ранних периодов моих скульптурных начинаний связан именно со львовской школой. По сути, влияние этой школы ощущается и по сей день. Да это и не удивительно, ведь свою академическую школу в течение десяти лет, с 16 до 26, я проходил во Львове. Пришлось немало и по Московиям, и по миру поездить, чтобы найти свой творческий путь, свое творческое видение и свою творческую манеру. И когда я что-то находил, то это приходило действительно через хороших людей.
- Что вы можете сказать о собственном скульптурном стиле?
- Мое любимое направление – барокко. Хотя я не безразличен и к готическому, романскому стилю, модерну, а также к народному искусству. Все эти направления, наверное, и переплетаются в моих скульптурах, по крайней мере, они являются для меня мощным источником творческого постижения и средством выражения моих замыслов.
- При знакомстве с вашими работами возникло немало дискуссий по поводу того, в каком именно материале они выполнены. Так с какими материалами вы работаете?
- Ничего загадочного здесь нет. Я работаю и с натуральным, и искусственным камнем. То есть с материалом, изготовленным на основе бетона и арматуры, слитками в виде песчаника, известняка и т.д. А вообще мне приходилось с разными материалами работать, даже с таким очень тяжелым для скульптора камнем, как гранит.
- Сколько лет ушло на создание вашей уникальной усадьбы-галереи?
- После того, как снесли родительский дом на окраине Луцка, и я получил этот земельный участок под мастерскую, прошло почти сорок лет. Знаете, лучшие мои годы прошли, конечно, в родительском доме, потому что это были годы моей молодости. А здесь начались годы уже более сознательной творческой и супружеской жизни.
Но еще раз хочу подчеркнуть: я счастлив от того, что здесь в старом городе люди постоянно приходят ко мне, и это дает мне творческое воодушевление, как говорится, тот внутренний адреналин творчества, без которого, по большому счету, художник не может по-настоящему творить.
Поэтому я благодарю Творца, что он дает мне такую возможность, спасибо, что я родился именно в Украине. Скажу напоследок, возможно, несколько пафосно, но Украина имеет столько всего разнообразного, что его в кучу, казалось, и не слепишь, но главное, что есть у нее талантливый народ, талантливые мастера своего дела во всех отраслях и талантливые художники, благодаря которым все это и держится вместе. Так что хочется пожелать всем нам здоровья, мощи, единства и мира.
Вечного творческого полета душе твоей, мастер.