Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Восторг обананивания

23 марта, 2007 - 00:00

О людях, овладевших «кубинским вариантом испанского», влюбившихся в народ и страну, стал почти своим, — коренное население говорит: обананился.

Не влез на пальму и не слез с нее. Но понял что-то глубинное. Это что-то имеет неисчислимое количество измерений. Один из первых законов старой Кубы обязывал строить неповторяющиеся, а по результату неповторимые здания — виллы. Остров — начинавший свою биографию как перевалочный пункт для контрабандистов и пиратов; потом — мощнейший производитель тростникового сахара, остров любви и уникального климата не ниже 28 и не выше 35 ° С остров, доходя до которого разворачивались самые сокрушительные ураганы, научился по-барски покуривать сигары и созерцать.

Сегодня архитектурное великолепие Кубы, особенно в Гаване, осыпается и рушится на глазах.

Кивают на влажность воздуха и грибок. Причина иная. Кубинская революция ничего и ни у кого не отбирала. Хозяева покинули свои дома, в основном служившие островными дачами, добровольно. Ныне в них живут либо оставшаяся прислуга, либо самовольные и безнаказанные переселенцы, чаще всего попавшие в столицу из провинции на волне революции. Поэтому дома и не реставрируют как бесхозные. Да и с краской и другими стройматериалами трудновато.

Блеск и нищета социализма, хорошо понятные советским с особенной гордостью, сегодня в апогее. Каждый гражданин получает зарплату в национальной (по- нашему деревянной) валюте. Ее достаточно, чтобы по талонам приобрести необходимые товары первой необходимости — в числе которых и несколько простеньких сигар. За все остальное надо платить национальной конвертируемой валютой. Двойная валюта, как все помнят, и двойная мораль ходят под руку. На Кубе все и все поощряет иностранцев к щедрости. Порою это конвертируемое радушие бесит, но в основном общая атмосфера покуризма, наряду с природной веселостью, придают жизни в этом живописном и уютном уголке аромат радости существования. Музыкальные ансамбли, певцы и танцоры, курсирующие вечерами по всем — а не только дорогим ресторанам, порой настолько высоко профессиональны, что становится неловко есть и пить во время их выступления. Гаванские кабаре имеют вековую традицию и в свое время спорили с парижскими коллегами.

Сегодня победа за ними, правда, только в размере цены на билет. В известной с 30-х годов прошлого века «Тропикане» билеты втрое дороже, чем в парижском «Лидо».

Варьете отеля «Националь» в цене сравнялось с парижским, но, как и первое, отстает от моды в этом жанре. Нет акробатов, вольтижеров, постановочных трюков и спецэффектов, но задор, темперамент, народно-демократическое, радостно-социалистическое «гуляем!» так бодрит и радует, что всякие сравнения и попытки анализа оказываются бесполезными.

В городе-музее Тринидаде проходил фестиваль ансамблевой музыки. Простенькая сцена на площади перед многоступенчатой широкой «аля-потемкинской» лестницей. Пару тысяч зрителей, они же танцоры и бэк-вокал в первый день собрались часам к 10 вечера. Мужчины с литровыми бутылками отечественного рома, женщины и без того прекрасные и грациозные с какими-то особенным способом (говорят, секрет в пеленании) сформированными выступающими частями тела, приглашают пригубить всех, всех и еще раз всех.

Церемония открытия началась немного позже полуночи. А окончания концертов знаменовали начало следующего дня. Кубинская музыка грустная или веселая отличается упругостью жизненного стержня.

А вот кубинский драматический театр, судя по всего лишь двум увиденным спектаклям, еще и дерзок, остер на слова и наблюдения, совсем не островной и очень злободневный.

«Карлос Диас и Театр «Зритель» не перестает удивлять своих поклонников. Это происходит с тех пор, как он переехал в старинное здание, на улице Линия» — пишут центральные газеты Гаваны. «Связи Клары» по Ди Лохеру спектакль- экскурсия по парадным комнатам старинной вилы и закоулкам души героини. Коммунисты, фашисты, китайцы — конфуцианцы, мудрости жизни у которых хочет научиться Клара, от своих идейно-философских великолепий легко снисходят до простоты сексуальных отношений. Во всех сценах есть половой акт, представленный со всей возможной откровенностью и уже никого не удивляющий вариативностью. Но чувственный опыт по лестнице осмысления приводит и физически тоже на второй этаж виллы, а по сути, к способности анализировать, взвешивать и ответственно принимать решения.

Для Кубы — знойной, веселой, страстной — мысль совсем не очевидная, чтобы не сказать раздражающая и не подумать обвинительная.

Пьеса Жасмин Реса «Искусство» переведена на 35 языков (кроме украинского) имеет успех в 99% постановок. Режиссер с актерами Освальдом Доймеауносом, Гектором Нааса и Гербесом Мартиносом также не избежали этой участи. Спектакль насыщен аллюзиями из политической, культурной, экономической составляющей современной жизни острова и оформлен тоже красноречиво. Во всем белом художники рисуют Белый квадрат. Творение Малевича буржуазно-революционно в силу цветовой чернухи. А надо жить лучше и веселей, дорогие товарищи! Даже кресла в зале обелили чехлами. Под палящим солнцем прожекторов белое иногда открывалось черным. Как в жизни. Впрочем, съешь банан и улыбайся. Проблем с питанием на Кубе нет, а проблемы с человеком мыслящим есть везде и всегда.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, художественный руководитель театра «Сузір’я», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ