Россия наспех переписывает учебники по истории, дополняя их новыми разделами о Крыме и Севастополе. Российские ученые должны до 15 августа написать обновленные разделы к историческому школьному курсу о роли этих аннексированных территорий в судьбе «Российской империи, СССР и современной России». Украинские ученые говорят, что история — это наука, которую должны писать специалисты без спешки и без паники. Поэтому мнение, что Украина отстает в этом плане от России, не поддерживают. Говорят, что время расставит все на свои места. Новые учебники по истории Украины, где будут разделы о Майдане, Революции Достоинства, аннексии Крыма Российской Федерацией, информационной пропаганде против Украины — с мощным переосмыслением событий, расстановкой правильных акцентов, учетом разных точек зрения — обязательно появятся. Но не сейчас, со временем. Гнаться за тоталитарным прошлым не нужно, и действовать теми же методами, что и неототалитарная Россия — тоже не стоит, говорят ученые.
Вместе с тем нужно говорить о последних событиях с учениками и студентами. Учителя и преподаватели истории, которые чувствуют на себе ответственность за формирование интеллекта, патриотизма и достоинства нового поколения, посвящали уроки и лекции последним событиям без указания «сверху». И пытались расставить правильные акценты в этой войне смыслов и интерпретаций.
«День» уже долгое время расставляет исторические акценты на свои места, публикуя книги, создав интернет-ресурс «Україна Inсognita», встречаясь со студентами в разных уголках страны для обсуждения общественно важных тем, изучая новые страницы истории. Кстати, рубрика «Україна Inсognita» уже давно завоевала расположение и рядовых читателей, и непосредственно учителей истории. Например, наш преданный читатель, заместитель директора Кировоградского областного института последипломного педагогического образования им. В. Сухомлинского Андрей Иванко поделился опытом, что страницы с этими материалами вырезает из газеты, собирает в отдельную подшивку, а затем прорабатывает во время репетиторства с учениками.
В свою очередь комитет Верховной Рады по вопросам науки и образования собирается направить обращение в Министерство образования и науки, чтобы подготовить новые дополнительные материалы для учителей именно по вопросам освещения новой истории.
— Разъяснительно-информационная работа, без сомнения, нужна, потому что страна пережила трансформационные изменения за последние месяцы. Для учителей истории эти события новейшей эпохи, которых еще нет в учебниках, должны быть разъяснены в дополнениях, на курсах повышения квалификации учителей, должны быть рекомендательные материалы, — объясняет Лилия ГРИНЕВИЧ, председатель комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования. — Крым остается территорией Украины, с чем соглашается весь цивилизованный мир. И это наша позиция. То, что Россия переписывает и под себя подстраивает учебники, вовсе не означает, что Крым не является Украиной. Рано или поздно историческая правда возьмет верх, и Крым вернется в лоно Украины. Поэтому все эти идеологические попытки России создать для себя благоприятное информационное поле через содержание образования напрасны, они могут тешить себя иллюзиями.
Историк Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, по учебникам которого училось не одно поколение школьников, убежден, что действия Украины на историческом поле отвечают требованиям времени. Станислав Владиславович рассказал, что сейчас его коллеги готовят к печати книгу «Український Крим», где на 400 страницах в форме вопросов и ответов освещают проблемы региона. А на днях в Институте истории НАН Украины состоялась конференция ученых по восточным и южным регионам как раз о прошлом и современном Донбасса, Причерноморья и Приазовья.
— Не нужно паниковать, то, что сделано, и то, что произошло, должно отражаться в учебном русле. Однако пересмотр учебных программ и написание новых учебников — это будет позже, разумеется. Мы должны существенно сделать новые акценты в учебниках по истории, не полемизируя с российскими. Нужны все те тезисы, которые сейчас выплескиваются, и о «русском» Крыме, и о Новороссии, освещать так, как было на самом деле. В действительности же южная Украина имеет полторы тысячи лет истории, когда там не было ни украинцев, ни россиян, здесь была своя жизнь, и это нужно в наших учебниках описывать. Ко мне недавно обратился редактор журнала для учителей, в интервью ему я рассказываю, можно ли назвать Донбасс украинским и был ли он когда-либо российским, — говорит ученый.
Так или иначе, реагировать на современные вызовы истории Украина будет. Корреспонденты «Дня» попробовали выяснить, что должны делать в первую очередь при освещении новейшей истории, чтобы не отставать от России, как новую веху осмыслить и интегрировать в учебный процесс, и откуда сейчас педагоги черпают информацию, а также чем живут в смысле интеллектуального переосмысления.
КОММЕНТАРИИ
«ТОЛЬКО ПЛОХИМ ЗНАНИЕМ СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТОТ ФАКТ, ЧТО ВСЕ НАШИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКТРИНЫ НЕ ПРЕДПОЛАГАЛИ, ЧТО САМЫЕ СЕРЬЕЗНЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ НАС МОГУТ ПРИЙТИ ИЗ РОССИИ»
Владимир ПАНЧЕНКО, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия», доктор филологических наук:
— Я не удивляюсь, что в России сразу после аннексии Крыма взялись переписывать учебники по истории. Они там хотят быть в собственных глазах великой империей, и им хочется, чтобы их все боялись. Поэтому и выстраивают соответствующую идеологию и пропаганду, частью которых являются и учебники истории. Имея представление о природе российской ментальности, думаю, что когда-то все эти «надувания щек» закончатся для России плохо: она должна рассыпаться. Когда это случится — не знает никто, однако относительно исторической перспективы прогноз сомнений не вызывает. Все империи обречены, это закон. Только Россия — особо тяжелый случай: она никогда не была НЕ-ИМПЕРИЕЙ! Поэтому когда наступит время распада, «грохота» будет много. Как писала Леся Украинка по поводу будущего падения РОССИЙСКОЙ ТЮРЬМЫ, «великий буде жах, велике й визволення, — тоді впадуть всесвітнії окови»... Карта Российской империи за последние сто лет уже сократилась, как шагреневая кожа, — поэтому, возможно, со временем окажется, что политика Путина — агония империи?
Россия нас ненавидит из-за того, что МЫ ЕСТЬ, что мы другие. И это ломает им все представления о собственном величии и собственной истории.
Да Бог с ними, нам нужно думать о своем. В том числе и об учебниках истории, которые не имеют права быть «табачниковскими». Очень важно, чтобы наши учебники показывали украинскую историю как часть европейской; чтобы формировали национальное самосознание; чтобы учили понимать современность в ее связях с прошлым и будущим. Ведь посмотрите: только плохим знанием собственной истории можно объяснить тот факт, что все наши государственные доктрины (в том числе — и военная) не предполагали, что самые серьезные угрозы для нас могут прийти из России. А теперь наступил момент истины. И мы должны выйти более сильными из той драмы, которую переживаем сейчас. Учебники же истории должны в этом помогать — и нам, и нашим потомкам.
«НУЖНА АКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ, РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА»
Тарас БУКРЕЕВ, преподаватель истории, Херсон:
— Настоящее должно быть переосмыслено историками, а события на востоке и в Крыму — интегрированы в школьный курс истории. Но сейчас переписывать учебники и программы — сложно, дорого, нерационально. Ситуация меняется очень быстро и то, что мы считали актуальным несколько месяцев назад, уже не так важно по сравнению с сегодняшними событиями. Лично я вижу выход в активной учебной, разъяснительной и воспитательной работе с учетом специфики наших дней. Учителя должны больше внимания уделять именно этой теме. Как на специальных кружках, клубах, уроках, так и во внеурочное время, в резервные часы и т. п. На своих парах я стараюсь проводить исторические аналогии с разными периодами, показывать, что история — не скучные тексты и даты, а насыщенный процесс, который продолжается и сегодня. Кроме того, на занятиях по правоведению, когда речь шла о выборах, мы раскрывали проблему референдумов, говорили, почему то, что проводилось в Крыму и на Донбассе нельзя назвать законным, легитимным.
Сегодня преподаватель должен мотивировать ученика к поиску информации в достоверных источниках, ведь телевизора и хаотического интернета — недостаточно. Со своими учениками мы часто обсуждаем прочитанные исторические тексты, дискутируем. Кстати, много материалов берем с портала «Україна Incognita». И я замечаю, что интерес к истории рождается даже у тех, кто учится ниже среднего уровня, дети не безразличны к тому, что происходит в стране.
Отдельно стоит говорить о самих учителях. Не секрет, что многие педагоги имеют негосударственнические взгляды и так же поддаются пропаганде российских СМИ. Вместе с тем, они проявляют низкую инициативность, читают лекции «по накатанной», не интересуются новыми источниками, научными исследованиями. Думаю, что именно поэтому в сфере образования нам нужна европейская система здоровой конкуренции. Когда преподаватель будет заинтересован в научных поисках, написании статей, методических разработках, потому что ему за это будут достойно платить. Также нужно бороться с бюрократией в учебных заведениях. Она отбирает много времени у педагогического творчества.
«ОТ УЧИТЕЛЯ ЖДУТ СОВЕТА, НАДЕЖДЫ, ПРОГНОЗА»
Андрей МЕЛЬНИК, учитель истории Луцкой гимназии №21 имени Михаила Кравчука:
— Досаднее всего, что после Майдана теперь нет системных изменений. АТО, которая длится бог знает сколько, десятки и сотни трупов украинцев... В первую очередь — изменить полностью властную вертикаль и саму модель распределения властных полномочий. Я находился на стажировке по вопросам образования в США, Франции, Нидерландах, Великобритании, Польше — нигде нет такой «забюрократизированной» образовательной системы. Ни школа, ни вуз не имеют реальной автономии. Я до сих пор не понимаю, для чего нам областное управление образования как таковое и настолько искусственное городское управление образования. Их роль со времен СССР почти не изменилась — проверки и контроль, раздутые штаты. Поэтому — массовое сокращение чиновников в образовательной системе, прозрачные процедуры, связанные с материальной составляющей, свободный рынок учебников и пособий без всяческих грифов. Новое (а не подправленное) законодательство в образовательной сфере. Еще одна причина «отставания» — неготовность видеть в «брате» врага. Часть не готова стрелять в «бывших братьев». Однако для значительной части молодого поколения — они уже не братья.
Учитель сегодня завершил учебный год и с тревогой и надеждой смотрит в день завтрашний. Хочет реальных и разумных изменений. Хочет сам выбирать учебник и нести за это персональную ответственность, хочет иметь возможность выбирать альтернативные программы, хочет реальной профилизации старшей школы, хочет достойной оплаты труда за свою работу и уважения от власти и общества, а не очередных обещаний, грамот и непрозрачных турниров, конкурсов или олимпиад. Хочет, чтобы власть не вмешивалась в процесс обучения детей и не перекладывала лишь на плечи школы воспитание подрастающего поколения.
Переписывание истории было всегда. Официальная история — социальный заказ. Главное — иметь возможность видеть альтернативы и не замалчивать факты, какими бы досадными они ни были. Не нужно бояться правды истории или другого мнения. Нужно бояться отсутствия аргументов и однобокости, специального искривления и перекручивания событий в угоду идеологическим клише, правящей партии или лидеру. И в этом смысле мы вовсе не отстаем, а намного опережаем Россию, вернее современную российскую власть. Сегодняшнему учителю истории одновременно и легче, и сложнее. Легче, потому что события последних месяцев позволяют проводить очевидные исторические параллели, вызывают незаурядный интерес к прошлому. Тяжелее — потому что учитель не только носитель знаний, от него ждут совета, надежды, прогноза. А при такой скорости и непрогнозируемости событий это сделать крайне сложно. И главное — учитель должен подавать пример не только словом, но и делом. Удивляюсь своим коллегам по цеху, которые возвеличивали Майдан, но сами ни разу не мерзли вместе с людьми в Киеве или хотя бы в Луцке. Дети, как никто, чувствуют фальшь. Учитель должен быть собой, настоящим, живым, не бояться ошибиться или показаться смешным и вообще не бояться. Не бояться говорить то, что думаешь, делать то, что считаешь нужным, не пресмыкаться перед властью, уважать мнение других. В этом смысле украинский учитель значительно опережает российских коллег.
«КОГДА ЗАКОНЧАТСЯ ВСЕ СОБЫТИЯ, ТОГДА И БУДЕМ ПИСАТЬ»
Андрей ЗАКАЛЮК, учитель истории, Львов:
— Ничего странного нет в том, что в России уже начинают переписывать учебники по истории относительно тех событий, которые происходят сейчас на востоке Украины. Все очень просто. В России историческая наука — это не наука, это политика. То есть историческая наука настолько заполитизирована, что уже дальше некуда! Поэтому вполне закономерно для России, что она уже пишет об истории так, как выгодно ей — без учета мнения мирового сообщества, мнения украинцев.
Почему мы не переписываем историю? Да потому, что сейчас — не время! Когда будем иметь хороший, позитивный для нас всех финал всех этих событий, тогда и будем писать! А пока мы говорили с детьми на уроках о текущих событиях, объясняли, и они понимают, что происходит.
«ПРЕПОДАВАТЬ НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ ДОЛЖНЫ МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ БЕЗ НОСТАЛЬГИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ О СОВЕТСКОМ ПРОШЛОМ»
Федор ТОБАР-ЦАРЕВ, ученик 10 класса Херсонской многопрофильной гимназии №20 им. Бориса Лавренева:
— Я считаю, что России рано еще переписывать свои учебники по истории. Она вершится на наших глазах слишком быстро. Еще год назад никто и представить не мог, что Крым захватит Россия. Поэтому пусть сначала пройдет лет 5—10, а там посмотрим. Население Крыма должно осознать все недостатки «свободной жизни» в РФ в полном объеме. Также нужно и нам переосмыслить новейшую историю Украины и понять, что в ней уже нет места братским, или, по крайней мере, соседским отношениям с государством-агрессором. В учебниках по истории нужно, прежде всего, расставить акценты на том, кто нападал и кто не имел возможности даже защититься. На справедливости и чести. Отдельно нужно вынести раздел о тотальной лжи всей российской системы, начиная с президента, и заканчивая интернет-ресурсами. Тогда украинские дети следующих поколений поймут и без «переписывания» истории, кто в этом конфликте неправ. Главное — привести в ней факты и правду. А преподавать новейшую историю должны молодые учителя без ностальгических воспоминаний о советском прошлом и «советском» (читай — «российском») Крыме, потому что многие из старших преподавателей живут именно прошлым и спокойно воспринимает аннексию Крыма, как восстановление исторической справедливости. Так не должно быть. Крым — это Украина, и именно от учителей зависит, как этот тезис усвоят ученики.
«СТОИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКИЕ ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, КАК ВСЕУКРАИНСКИЕ ФЛЕШМОБЫ, ЦЕПИ ЕДИНЕНИЯ»
Андрей СТЕЦЮК, учитель истории гимназии № 9, Черкассы:
— Длительное время в нашем государстве национальная политика, составляющей которой является образовательная сфера, была дискредитирована и удачно срежиссирована настоящим украинофобом — бывшим министром образования. Наши «северные братья», в отличие от нас, образованию и работе с молодежью всегда уделяли особое и пристальное внимание. Поэтому наша первоочередная задача заключается в том, чтобы «исторически очиститься» от «великороссийской» крайне шовинистической идеологии, избавиться от комплексов неполноценности и делать то, что делают они — гордо говорить: «Мы — украинцы».
А следовательно, задача учителя истории, который, надеюсь, прошел сегодня саму люстрацию, — не стесняясь, с гордо поднятой головой говорить ученикам правду о Крыме, Слобожанщине (Брянск, Курск, Воронеж и другие города), Кубани, землях между Прутом и Днестром, о Владимире Великом (и где он принял крещение). Одним словом, называть вещи своими именами. Путем таких внеурочных форм работы, как всеукраинские флешмобы, цепи единения... Популяризацией украинского как модного бренда очень легко уничтожить наконец миф «о разделении Украины на Запад и Восток», «о колыбели братских народов с их общей историей» и т. п. Как раз сейчас актуальным является создание настоящей национальной истории Украины, когда уровень национального сознания достиг нужной фазы. А источниками для такого интеллектуального переосмысления являются очевидные вещи: журналистские расследования, социальные сети, общественное ТV и, безусловно, «величие и трагедия Небесной Сотни».
«НЕОБХОДИМО СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ»
Игорь СОЛОМАДИН, преподаватель харьковской гимназии «Очаг»:
— Мы сейчас находимся в состоянии «перезагрузки» нашей государственной и общественной жизни, которая происходит в условиях необъявленной «гибридной» войны — реальной угрозы нашей свободе и суверенитету. Поэтому очень актуальна мысль Отто фон Бисмарка: «Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости».
Без такой государственной политики по отношению к учителю вообще и учителю истории в частности, мы просто, как государство, не выживем.
В своей профессиональной работе я пользуюсь множеством различных источников, среди которых есть книги из «Библиотеки газеты «День» — «Україна Incognita» и другие. Также я использую работы наших украинских историков — Ярослава Грицака, Натальи Яковенко, Станислава Кульчицкого, и зарубежных ученых — Тимоти Снайдера, Павла-Роберта Магочия, Эндрю Вильсона и многих других.
В школьных программах по истории не предусмотрено изучение текущих событий. Считается, что это политика, а не история. Должно пройти, как минимум, пять лет, чтобы событие попало в программу и, соответственно, в учебники. Но, если говорить о первоочередных изменениях в преподавании истории, то я бы назвал такие:
— Программа по истории не должна быть регламентирована до мелочей. Так, например, сделано в Финляндии — определяются общие рамки событий, программа носит рекомендательный характер. Учитель сам выбирает учебники и учебные пособия.
— Необходимо создание активного, творческого профессионального сообщества учителей истории. Аналог такого — Euroclio — сообщество, объединяющее учителей истории стран ЕС. У него есть своя группа в «Фейсбуке». И, к сожалению, такого общенационального профессионального сообщества у нас, украинских учителей истории, пока нет. Хотя есть хороший ресурс «Нова Доба», представляющий одноименную ассоциацию. Кроме того, на востоке Украины нужны материалы на русском языке — сейчас мы это почувствовали особенно остро.
— Необходимо создать современный, интерактивный информационный контент по истории Украины и Всемирной истории для украинских учителей. Пока что самому, вручную, приходится его делать или искать то, что есть в сети. Например, замечательный фильм польского режиссера Ежи Гофмана «Рождение нации».
— Нужны специальные интернет-ресурсы для учителей истории, и не только. Мне пришлось некоторое время работать в проектах EdukIT и School Champion, которые фактически создали общенациональную сеть школьных сайтов — она охватывает 800 школ Украины.