Война меняет наши привычные жизни и отбирает то, в чем, собственно, она происходила – дома, университеты, горсоветы, больницы, школы, парки, дороги… Пожалуй, не стоит лишний раз называть те города, которые российская армия уже почти сравняла с землей, превратив наши дворы и улицы в кучи мусора. Президент уверяет, что после войны все восстановим. Будет еще лучше. В одном из видеообращений Владимира Зеленского говорится: «Мы уже работаем над программами обновления нашей страны после войны. Я уверен, мы сможем быстро построить наше государство. Какими бы ни были убытки... Это будет историческим восстановлением. Проектом, который будет вдохновлять мир так же, как наша борьба за нашу свободу. Как и наша борьба за нашу Украину».
Президент обращался и к архитекторам и градостроителям, чтобы приобщались к этому делу. Они услышали. Объединились в градостроительную организацию «Украинский ренессанс» и уже наработали ряд предложений для органов центральной власти, гражданского общества и коллег. Новые города и новая инфраструктура в них должна быть совершенно иной и приспособленной к таким вызовам, как война.
Недавно эксперты провели марафон обмена мнениями по подготовке указа президента и постановлений правительства по восстановлению экономики государства, восстановлению разрушенного имущества и инфраструктуры Украины. Среди озвученных предложений было и мнение о строительстве жилых зданий с укрытиями и бомбоубежищами. Целесообразным архитекторы считают использовать опыт строительства в странах с постоянными военными конфликтами.
«Игорь Замана (проектировщик из Ирпеня) готов начать восстановление родного города уже завтра, имеет возможность предоставления проектов строительства мостов и дорог. Есть инженерные наработки и архивные сведения, - описывал итоги встречи один из координаторов платформы, архитектор, эксперт по градостроительству Виктор ГЛЕБА. – Ольга Петруня (архитектор-градостроитель, Киев) предложила провести анализ существующей градостроительной документации и откорректировать разделы Гражданской защиты и Гражданской обороны в части усиления роли фортификационных сооружений и четкой артикуляции требований к ним. Оксана Крыжантовская (архитектор-градостроитель, Одесса) советует начать с разработки методических рекомендаций по определению основных принципов восстановления жилых и производственных территорий по критериям: быстрого строительства (сборно-разборные или модульные здания и сооружения); среднесрочного строительства общественного сектора; долгосрочного строительства культурно-бытовых объектов. Александр Ткачук (инженер систем водоснабжения и водоотвода населенных пунктов Ривное) предложил немецкий опыт и технологии восстановления инженерных сетей и имеет проектные аналоги для применения в Украине».
Как видим, экспертное сообщество готово подставить плечо государству. Подробнее об инициативе «Украинского ренессанса», перспективах перехода на новые правила строительства и важности именно обновления градостроительной системы после войны «День» расспросил Виктора Глебу. Далее – прямая речь эксперта.
«РЕНЕССАНС – ЭТО ВОЗРОЖДЕНИЕ ГУМАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ»
«Градостроители, архитекторы, инженеры, проектанты, конструкторы откликнулись на призыв президента занять свои мирные посты, поскольку кто-то был на фронте, кто-то волонтерил или партизанил. Мы вернулись и создали платформу "Украинский ренессанс". Это общественная градостроительная платформа восстановления Украины. Государство после нашей победы должно заняться именно ренессансом, возрождением, а не восстановлением. Потому что не нужно восстанавливать то, что было, – коррупцию, реформы, которые без экспертов проводились, не нужно возвращаться в довоенное состояние.
Ренессанс – это возрождение культурных традиций, гуманного, человекоцентричного проектирования в архитектуре. Есть предложения от администраторов (министерств, ведомств), что нужно повторить опыт 1950-1953 годов, то есть так называемую сталинскую, а затем хрущевскую эпоху строительства временных жилых зданий. Архитектурное сообщество написало манифест, а это Союз архитекторов и Архитектурная палата, затем провело онлайн-конференцию (19 марта), к ней присоединилось 127 человек, было принято протокольное решение, с которым мы обратились в Министерство регионального развития. Реакцией на это стал общий круглый стол Минрегиона (21 марта) с Конфедерацией строителей.
Министерство рассказало о проделанной работе: созданы фонды на восстановление имущества и инфраструктуры, фонды возмещения имущества. Я понимаю, что министерство сейчас работает на срочную помощь людям. Но градостроительство и планирование – это стратегия развития, это генеральная схема планирования Украины, это региональные схемы и новый порядок. Поэтому мы категорически против восстановления старого порядка, мы за новый. Мы предлагаем в программе восстановления определить два этапа: первый этап переходного периода (военного положения) планировать на 1-3 года в условиях распоряжений городских и областных военно-гражданских администраций через прямое действие приказов и директив в интересах оборонного типа экономики. Второй этап послевоенного времени (мирный план) на 10-15 лет развития по новому технологическому укладу экономики с приоритетом социально-культурного аспекта новой экономической политики благосостояния населения.
Ежедневно к нашей платформе присоединяются десятки людей (вместе нас уже более 300, но это не предел), которые увидели нашу инициативу и направляют конкретные предложения».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
«Моя функция как координатора этой инициативы готовить текстовые файлы (за два дня набралось почти 20 страниц с предложениями). Мы предлагаем министерствам не идти по тем старым дорогам, по которым они собираются. К примеру, строительство хрущевок – не тот вариант. Министерство предложило выкупить квартиры в западной Украине и достроить недостроенные объекты. Максимум, что это даст, 2-2,5 тысячи квартир на четыре западные области, где находится 1,2 млн человек. Сейчас мы прорабатываем совместно с ЛУН, Конфедерацией строителей Украины и другими строительно-риелторскими компаниями вопросы так называемого совместного партнерства – государства, бизнеса, проектировщиков, строителей, администраторов, чиновников.
Есть такая идея: есть собственники недвижимости, есть корпорации, которые эту недвижимость построили, но не продали. По нашим подсчетам, в новостройках приблизительно 1,6 млн кв. м жилья, а это 6 тысяч квартир. Есть возможность сделать в них быстрые ремонты, мы готовим каталоги таких наработок. Далее можно их либо купить частично (50 на 50), либо сделать этот ремонт как бонус владельцу квартиры, там пока поживут переселенцы, при этом государство компенсирует коммунальные платежи. Потому что только Киев сегодня может дать 20 тысяч квартир, в которые можно заселить, по моим подсчетам (если это квартиры по 100 кв. м, а на одного переселенца можно выделить 10 кв. м), поселить два миллиона человек. Но ведь проблема в том, что сейчас здесь не совсем безопасно. Проблема еще и в финансировании. Ибо фонды, которые созданы, имеют зарубежные капиталы. И профильный министр говорит, что мы работаем с европейцами, кто же допустит украинского дизайнера или строителя к этой программе.
Еще одно предложение касается консервации фасадов разрушенных домов. После взрыва на Варшавке (имеется в виду новый ЖК вблизи ТРЦ «Ретровиль», куда недавно попала ракета) я поехал туда. Наша градостроительная платформа в течение восьми часов подготовила проектные решения по консервации фасадов разрушенных домов, не разрушенных до основания, как в Буче, а тех, которые пострадали от взрывной волны. Мы разработали каталоги, описав типы построек (их 16) и типы повреждений от взрывной волны; плакаты и чертежи, как в зависимости от типа повреждения восстановить окна или вместе с коммунальными службами или Конфедерацией строителей, как сделать щиты, как их поставить. Представьте, один дом поврежден, в других выбиты окна, а людей выселяют из всех. Из-за выбитых окон и ночных морозов размерзаются батареи, дом становится непригодным для эксплуатации. Но его можно было бы восстановить, законсервировав, и через месяц привести в нормальное состояние. Вот в этом разница между ренессансом и восстановлением.
Кроме того, зачем нам хрущевки, когда есть конструкции из легких каркасных систем, сборно-разборные, модульные, то есть можно пойти совершенно другим современным путем. Сейчас имеются тентовые покрытия толщиной 2 мм, которые держат тепло в течение двух часов. Такие тентовые конструкции нужно только решить, где ставить.
Кстати, градостроительство – это создание нового, чистого и светлого будущего. А архитектура – это исключительно о домах. Но когда говорят о восстановлении только домов, меня это удивляет. А как же дороги, мосты, парки, по которым кадыровская техника в Буче проехала, там живого места нет. Поэтому наше предложение другое. Вот есть «Сільпо» в Софиевской Борщаговке. Сейчас магазин закрыли, потому что все уехали. Осталось здание, которое можно переоборудовать, например, для мирных жителей, для центра помощи, для центра коммуникации. Там можно поселить 5-6 тысяч человек, если быстро переоборудовать помещение».
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
«Мы не хотим ждать, пока нас кто-то услышит, а делаем уже то, что можем. Я предлагаю вообще создать отдельное министерство восстановления или обновления Украины. Около 60 человек из нашей группы считают, что нужно реформировать Минрегион. Конфедерация строителей, в свою очередь, через своих представителей начинает возобновлять работу своих строительных компаний. Мы хотим готовить предложения и вместе с министерством их реализовать.
У нас 12 админов по шести группам, есть координационный совет. И все работают как пчелы. Мы готовы вместе с заместителем министра развития громад и территорий Наталией Козловской начать мониторинг и инвентаризацию. В «Дію» уже ввели приложение для регистрации пострадавших от войны. Но как подтвердить в «Дії», что это ваше имущество, что оно разрушено? Поэтому наше предложение – создать мониторинговый центр. Мы уже наносим на карту разрушенные объекты и показываем инициативы по их восстановлению – в режиме онлайн. Но министерство не готово этим заниматься. Поэтому мы нашей инициативой пытаемся это делать сами.
Также мы предлагаем изменить принцип принятия решений. Я предложил создать орган градостроительства и архитектуры заново – центральным органом должно быть министерство, затем областная ЦВА должна иметь такой орган, и так же каждая ОТГ и каждый город, чтобы в нем находились структурные подразделения землепользования, архитектуры и контроля за строительством. И в этом органе сконцентрировать все необходимые возможности. Поэтому ренессанс как раз о том, что нужно пересмотреть систему управления, государственной безопасности, государственной защиты, потому что должен быть ренессанс гражданской защиты и гражданской обороны».