При поддержке фонда «Возрождение» общественные организации провели независимый мониторинг обеспечения прав на образование граждан, выехавших из зоны АТО. Выбрали девять регионов: Харьковскую, Днепропетровскую, Запорожскую, Луганскую, Херсонскую, Сумскую, Одесскую, Киевскую и Волынскую области.
Основные выводы: для дошкольников не хватает места в детсадах, хотя в подавляющем большинстве всем переселенцам с маленькими детьми идут навстречу; родители-переселенцы надеются, что «скоро все закончится», поэтому часто дети школьного и дошкольного возраста не посещают школу; студенты из Донецкой и Луганской областей имеют большие проблемы с пересечением территории, неподконтрольной Украине (и наоборот) — в связи с внедрением пропусков.
— В Харькове и Чугуеве значительная часть родителей-переселенцев не хотят отдавать детей в дошкольные учебные заведения. Мотив — они здесь временно. Иногда это «временно» продолжается полгода, год, а то и больше. Другая проблема — что и по всей Украине: детские сады — переполнены. На 100 мест — 113—117 детей. «Плюсом» является то, что в Чугуеве принято решение о бесплатном питании для детей, приехавших с территории проведения АТО, — рассказала координатор Чугуевской правозащитной группы Орыся Пекаренина.
По оценке общественности, проблемы зачисления детей в учебные заведения озвучили только 5 % родителей-переселенцев. Учебные заведения идут навстречу в приеме, однако у переселенцев часто не хватает средств собрать детей в школу.
— Что касается дошкольных заведений, то я вижу проблему в конфликте, который сегодня назревает. Например, в Киеве жители столицы занимали очередь в дошкольные детские учреждения за 1,5—2 года. Сейчас на эти места принимают переселенцев. Может пройти полгода, и конфликт будет очень ощутимым. Поэтому уже сегодня надо это предотвратить, — говорит председатель общественной организации «Крымская правозащитная инициатива» Людмила Скворцова. — Но основная проблема практически всех взрослых — финансового характера: часто родители не могут купить элементарные материалы для развития и творчества. В местах компактного проживания мы увидели, что у детей нет даже карандашей. Мы увидели, что дети — очень травмированы, психологи же говорят, что у них нет навыка работы с детьми, пережившими войну.
По оценкам координаторов общественных движений, были случаи, когда отказывались принимать детей в учебные заведения в Херсонской и Николаевской областях. Специалисты говорят, что единственным выходом будет принятие национальной программы помощи детям ВПЛ: чтобы прописали механизм финансовой защиты.
Как рассказала координатор общественной инициативы Запорожья «Степь» Ая Андрух, в Запорожье и пяти районах области только 35 % детей в возрасте от шести до 16 лет учатся в средних школах. В Херсоне и шести районах — только 20 % от всех зарегистрированных детей.
— Есть проблема, что люди, очевидно, регистрируются, а затем едут назад. Ни один департамент нам не дал информацию о количестве зарегистрированных и количестве тех, кто проживает фактически. Поэтому сложно сказать, что с этими детьми: чаще всего они просто не посещают учебное заведение, — говорит Ая.
О критическом материальном состоянии взрослых и студентов говорят представители всех регионов: свыше 97 % опрошенных студентов сказали, что у них ухудшилось материальное положение после переезда. К счастью, часто помогают местные жители. По словам представительницы Общественной организации «Трибун» Екатерины Яценко (Рубежное Луганской области), в школах Рубежного проводится акция «Собери портфель другу»: местные жители помогают детям из зоны АТО. Еще там организовали для этих детей бесплатное питание.
Хорошей новостью является утвержденная МОН процедура пересечения границы выпускниками, которые проходят ВНО: их должны пропускать без дополнительных документов.
— Дети, которые живут на оккупированных территориях и будут сдавать ВНО в пределах Донецкой и Луганской областей, в городах, подконтрольных Украине, предварительно готовились поступать в высшие учебные заведения. Они подавали заявления на сдачу ВНО и зарегистрированы в учебных заведениях на территории, которая контролируется Украиной. Все они уже владеют информацией: им направили приглашения-пропуски на электронную почту; у них есть номер, по которому они зарегистрированы, и они знают, когда и где будут сдавать экзамены. Знают и как осуществлять пересечение линии разграничения. Эта информация есть у нас на сайте: мы составили дорожную карту выпускника — пошагово расписали, что надо делать. Сегодня есть договоренность с координационным центром, что поступающие будут выезжать без каких-либо пропусков только при наличии приглашения Украинского центра оценивания качества образования и соответствующих документов (паспорта и регистрационной карточки), — объясняет директор Департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Украины Юрий Кононенко.
Часть из этих детей вскоре пополнит ряды студентов-переселенцев, которых в Украине — 9,3 тысячи. Они учатся в 101 высшем учебном заведении (5,5 тысячи — на бюджете). Это — данные мониторинга, проведенного ОО «Национальный студенческий союз».
Представители «Национального студенческого союза» лоббируют вопросы, которые должны облегчить учебный процесс и получение дипломов для этих студентов.
— Мы предлагаем внести изменения в законодательство, чтобы для въезда на неконтролированную территорию и выезда сделали исключение студентам и преподавателям и выпускали и впускали их по документам, которые удостоверяют личность (паспорт, студенческий, удостоверение преподавателя). Вторая проблема, которая тревожит выпускников, — получение дипломов, когда есть академическая разница. 16 апреля мы направили письмо в МОН относительно того, чтобы оценки можно было переставлять из зачетных книжек или документов первичного учета семестрового контроля. К сожалению, вузы не понимают, что документом первичного контроля может быть зачетная книжка или академическая справка, выданная учебным заведением. Представители вузов говорят, что должен быть приказ МОН. Мы подготовили соответствующий проект приказа и передадим его в министерство, — объяснил представитель «Национального студенческого союза» Андрей Черных.
Сегодня все предложения общественности обобщаются и вскоре будут предложены соответствующим министерствам и ведомствам.