Недавно несколько народных депутатов пригласили журналистов на пресс-конференцию, чтобы рассказать о проблемах с внедрением системы электронного здоровья. Один из них — Олег МУСИЙ, заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам здравоохранения, яркий оппонент и.о. министра здравоохранения Уляны Супрун и всего, что внедряет ее команда.
Вместе с ним разносить в пух и прах информационную реформу в Минздрав собирались и.о. председателя Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Юрий Савчук, председатель Комитета по вопросам информатизации и связи Александр Данченко, президент БФ «Развитие современной медицины» Всеволод Конотоп, который помогал Мусию, когда тот занимал должность министра здравоохранения, запускать eHealth.
Удивило появление среди этих спикеров и.о. генерального директора ГП «Электронное здоровье» Романа ЕГОРЧЕНКО. Ведь это предприятие непосредственно подчинено Минздраву, поэтому его позиция должна бы совпадать с министерской.
ПРЕТЕНЗИИ ОППОНЕНТОВ
Последний рассказал, что теперь на предприятии новый руководитель, который ни дня не работал на — Андрей Сучик, близкий к заместителю министра Павла Ковтонюка. Кстати, Роман Егорченко был назначен и.о. директора после того, как Минздрав уволил с должности директора Дениса Мацуя за обнаруженные нарушения. На то время Егорченко работал его заместителем.
«Тестовая система eHealth стоила 400 тысяч долларов по состоянию на 1 апреля 2018 года, документы были поданы Ковтонюку на согласование в декабре 2018 года, но где система, где техническая документация по ней, никто не знает, — рассказывал СМИ Роман Егорченко. — При этом Минздрав должен уже завершать верификацию всех собранных данных, чтобы потом соединить их в единую базу и передать Национальной службе здоровья. Кроме того, Минздрав полгода уже не проводит тендеры, чтобы продолжить вливать восемь других реестров в центральный компонент (программное обеспечение, которое накапливает информацию, поступающую из медицинских информационных систем или другого программного обеспечения), но ничего не делается, а деньги заморожены».
Информатизация медицинских заведений действительно опаздывает. Но это еще полбеды. Как утверждали участники мероприятия, до сих пор не работает система защиты персональных данных. По словам Всеволода Конотопа, из 17 существующих медицинских информационных систем работают легитимно только две, остальные не имеют комплексной защиты информации.
Свежий скандал в Ирпене только сгустил краски над репутацией Минздрава и eHealth. Как сообщала Национальная служба здоровья, из-за нарушения было деактивировано в электронной системе более десяти тысяч деклараций о выборе врача, которые якобы подписали жители Ирпеня с коммунальным заведением «Ирпенский центр первичной медико-санитарной помощи» Ирпенского городского совета.
В частности, некоторые экземпляры деклараций не были вообще отпечатаны из электронной системы здравоохранения; большая часть отпечатанных деклараций не содержали подписи пациента, часть деклараций были заполнены не по установленной форме, а часть — заполнены не в электронной системе здравоохранения, а «от руки», объясняли в НСЗУ.
КРИТИКА СТОРОННИКОВ
Теперь Минздраву нужно сильно поработать с громадой Ирпеня, чтобы объяснить, что каждый должен проверить, не исчезла ли его декларация и было ли все заполнено законным способом. Вместо этого в Минздраве всего лишь обнародовали для общественного обсуждения проект Концепции информатизации здравоохранения. А председатель НСЗУ Олег Петренко отметил, что система eHealth безопасна и защищена.
Если заявлениям нардепов еще можно найти какое-то объяснение, потому что они так или иначе в оппозиции к Минздраву, то критика от упорных сторонников Супрун и ее помощников доказывает, что с внедрением электронного здоровья не все так просто.
«Хорошо известно: я всячески поддерживаю медицинскую реформу и готов бороться за нее. Однако у меня есть много вопросов к тому, каким образом происходит внедрение электронной системы здравоохранения, — написал в своем блоге на «УП» Тимофей БАДИКОВ, заместитель председателя общественного совета при Минздраве и председатель правления ОО «Родители за вакцинацию». — Нет открытого технического задания, понятного пациентам, комитетам и правительственным структурам, разработчикам МИС (медицинских информационных систем). Последние уже два года инвестируют свои средства и рассчитывают получить оплату. Но до сих пор нет ни одного документа от Минздрава, который бы им это гарантировал. А все из-за того, что нет нормальной нормативной базы. Есть только обещания «прозрачного» заместителя министра Павла Ковтонюка, который курирует в министерстве вопрос eHealth, но так и не смог обеспечить нормальную работу ГП «Электронное здоровье».
Также Бадиков добавил, что в прошлом году в НСЗУ возникли проблемы с подписанием договоров с медучреждениями. Сейчас служба вынуждена исправлять ошибки, связанные с электронными рецептами. Откладывается полноценный запуск программы «Бесплатная диагностика». Как утверждает эксперт, все это из-за отсутствия решений или неправильно принятых решений, за которые отвечал именно Павел Ковтонюк.
Учитывая это, Тимофей Бадиков советует временно остановить запуск в эксплуатацию новых режимов центрального компонента — например, медицинские записи, направления и прочее. А теперь лучше усовершенствовать уже существующие медицинские онлайн-сервисы — декларации и электронные рецепты.
ОЖИДАНИЕ МЕДИКОВ
Однако некоторые пациенты и врачи с нетерпением ждут полноценного запуска eHealth, например, те, кто на собственном опыте почувствовал преимущества от информатизации системы здравоохранения. Одними из первых на этот путь стали медицинские заведения в Мукачево. В 2016 году по инициативе городского головы отдел здравоохранения разработал, а Мукачевский городской совет принял программу создания единого медицинского информационного пространства города.
«У нас создалась единая система обмена данных, когда семейный врач видел, что делает специалист с пациентом в стационаре, и наоборот, — рассказал руководитель КНК «Центр первичной медико-санитарной помощи города Мукачево» Евгений МЕШКО. — Если раньше у нас возникали проблемы с тем, что терялись карточки или какие-то данные терялись, теперь этого нет. Любая информация за последние два года сохраняется в информационной системе. Это очень мощный инструмент. К тому же пациенты хотят качественной медицины. Когда есть база с медицинской историей жизни пациента, это облегчает диагностику и лечение. Для врачей оцифрованная информация упрощает также работу и экономит время, особенно, когда речь идет об обработке данных и сборе статистики».
«Мы ожидаем, что кроме деклараций и электронного рецепта, в центральном компоненте заработают другие составляющие, — продолжил врач. — На очереди — электронный рецепт. Многие страны-соседи такого не имеют. Также на этапе введения медицинский эпизод, то есть любое посещение врача теперь собирают только на уровне заведений. На завершающем этапе внедрения электронных посещений на государственном уровне. Соответственно, НСЗУ будет видеть общую статистику, кто с чем обращался к врачам. Пока еще все преимущества заметны лишь на местах. Если это все заработает на государственном уровне, состоится обмен информацией о пациентах. Этого нет даже в развитых странах мира. В прошлом году мы были с ознакомительным визитом в США, где пациент переносит данные с одного заведения до другого на диске. А в Украине, будучи в любой точке страны, можно обратиться к врачу, и будет все известно о диагнозах, предыдущем лечении, сопутствующих заболеваниях и тому подобное».