Из-за карантина подготовка к ВНО одиннадцатиклассницы Ангелины Бурковский из Ямпольской гимназии перешла из усиленного в настоящий турборежим. Теперь ее учебный процесс длится с утра и до самого вечера: в первую половину дня онлайн-уроки из школы, после обеда онлайн-занятия с репетиторами и подготовка к ВНО. Раньше, жалуется Ангелина, она имела время хотя бы на прогулку в школу и из школы, к репетитору и обратно домой, а теперь вынуждена целый день сидеть перед компьютером и обработать материал — преимущественно самостоятельно. И это ей еще повезло, признается девушка, ведь в Ямполе более-менее нормальный интернет, который позволяет без лишних нервов загружать учебники, карты, подключаться к онлайн-урокам или сбрасывать выполненные задания. А в отдельных селах выпускникам (и другим жаждущим знаний ученикам) приходится чуть ли не на дерево взлезать, чтобы поймать сигнал и увидеть своего учителя по ту сторону экрана.
«Самое сложное, что всю информацию приходится обрабатывать самостоятельно. Учителя проводят онлайн-уроки по Skype или Zoom, сбрасывают задания, но приходится перечитывать информацию по два-три раза, чтобы понять, как выполнить задание. Все сбрасываем на проверку — это как гарантия того, что ты усвоил этот материал. Но времени на такой формат работы расходуется гораздо больше, — признает Ангелина. — Пока сложнее всего даются химия, физика — без опытов и доски с уравнениями — понять сложно. Благо, что я не планирую их сдавать на ВНО, но закрыть год и получить аттестат надо.
На ВНО сдавать украинский язык и литературу, английский язык и историю Украины. После уроков по каждому из этих предметов я занимаюсь с репетитором. В формате виртуального тет-а-тет работать легче. Я даже рада, что ВНО таки состоится. Это оценка моих стараний. Но жаль тех сверстников, которые хотят учиться, но не имеют для этого возможности. Из-за плохого сигнала интернета вынуждены «грызть» учебники или переезжать к родственникам, у которых лучше интернет-условия. Многие переключаются на мобильную связь, но потому, что Ямпольский район на границе с Молдовой, он, бывает, подвисает, а следовательно, занимает больше времени. Хотя есть уроки по телевизору, что-то полезное можно выловить и там, но опять же, будут ли стоить полученные знания затраченного — это вопрос».
«БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ И САМОКОНТРОЛЬ»
Дистанционное образование заставила в турборежиме осваивать новые IТ-инструменты и учителей. Их, собственно, оставили с проблемой один на один. Одно дело, когда молодой учитель посмотрит инструкцию и с первой попытки настроит видеоурок с детьми, а другое, когда это пенсионер, который едва овладел социальными сетями для работы с классом на карантине. Прежде чем переводить учителей на дистанционную форму работы, их должны научить применять программы для онлайн-уроков. Но даже на курсах повышения квалификации, которые учителя проходят каждые четыре года, к дистанционной форме обучения никак не готовят. Не учат снимать или монтировать видео, настраивать онлайн-связь. Не рассказывают, как работать с классами над решением сложных математических задач или виртуально проводить практические занятия по химии ... Фактически получилось так, что на школы спустили распоряжение об организации дистанционного обучения, но имеют ли они условия для качественного его обеспечения — не спросили.
«В прошлом году мы провели в школе скоростной интернет, как будто чувствовали, что он пригодится, — рассказывает Екатерина ЗАЦЕРКОВНАЯ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы села Высшеольчедаева Мурованокуриловецкого района. — Дистанционное обучение организовали сразу, как ушли на карантин. Сначала поддерживали связь с детьми в соцсетях, а затем, согласно рекомендациям департамента образования, на сайте школы разместили график организации учебного процесса. Теперь ежедневно учителя размещают видеоуроки и презентации с объяснением новых тем, дети выполняют домашнее задание, самостоятельные или контрольные работы и сбрасывают на электронку учителю.
Но дело в том, что к территории обслуживания нашей школы относится не только Высшеольчедаев, но и соседние Попелюхи и Беляны, откуда организован подвоз учащихся, они, к сожалению, частично имеют доступ к интернету. Не все могут подключиться и оплатить такую ??услугу в нынешних условиях. Поэтому часть детей работает с телефонов. Но большую роль играет ответственность учеников и самоконтроль: посмотрел урок, получил задание, выполнил и сдал. Так не все делают. Больше всего стараются выпускники. Их у нас 12. Серьезные дети. Они и с учителями занимаются, и пользуются доступными онлайн-ресурсами по подготовке к ВНО «.
«МЫ НЕ ЗНАЕМ, КОГДА ЗАВЕРШИТСЯ УЧЕБНЫЙ ГОД»
Пока никто из учителей, администраций школ и даже чиновников по образованию не знают, когда же выпускники будут сдавать ВНО. Не говорят об этом и в Министерстве образования, но рассматривают два сценария. Как писал «День» в материале «ВНО — без альтернативы» № 63 от 7 апреля, первый сценарий предполагает, что карантин завершится до 1 недели июня, тогда выпускники 11-х классов будут учиться до конца июня. А ВНО ориентировочно стартует в последнюю неделю июня и заканчивается ориентировочно в середине июля. Результаты основной сессии ВНО станут известны в конце июля. Вступительная кампания начнется в начале августа. Второй сценарий: карантин продолжается до начала августа. Тогда ВНО для учеников 11-го класса стартует в середине августа и заканчивается к середине сентября. В таком случае вступительная кампания завершится до середины октября, а обучение первых курсов начнется в начале ноября.
Директор Тульчинской школы № 1 Игорь ТРЕТЯК признается, что вся эта неопределенность заставляет нервничать и учителей, и выпускников, а еще больше их родителей. Поэтому в своей работе учителя решили уделить внимание именно 11-классникам. Еще до указания «сверху» учитель информатики провел для коллег инструктаж по онлайн-сервисам для дистанционного обучения. Большинство педагогов сейчас работают с платформой Google Classroom, где можно проводить тестирование, контролировать выполнение домашних заданий и давать полезные видео и презентации. Учителя создали собственные блоги с видеобъяснением. Уроки проводятся ежедневно. Если начальные и средние классы имеют по 2-3 занятия в день, то 11-классники работают в усиленном режиме. Директор говорит, что уже прошли все темы по программе и начали повторение изученного материала.
«Мы не знаем, когда закончится учебный год, — как обычно или в июне. Решили сработать на опережение и максимально вычитать все темы, чтобы дети не боялись и были готовы к ВНО, — рассказывает Игорь Третьяк. — Все села нашей громады имеют нормальное покрытие, дети пользуются смартфонами. Единицы не выходят на связь. Напоминаем ежедневно о занятиях и ученикам, и родителям для контроля. Знаете, именно карантин показал детям, гаджеты — это не развлечение, а инструмент для образования. Теперь они точно меньше пользуются телефонами для развлечения, а больше с пользой. Наблюдаю конкуренцию и между учителями, которые ищут новые платформы для преподавания, делятся своими достижениями в нашем школьном чате: кто прошел курсы и получил сертификат по дистанционному образованию, кто научился монтировать видео, и это точно нам понадобится для учебного процесса в будущем. Работа продолжается. Главное, не перегрузить детей домашними заданиями».
* * *
Новые образовательные вызовы стали настоящим испытанием и для родителей. Если дети старших классов могут самостоятельно настроить инструменты дистанционного образования, без посторонней помощи, то младшим — сложно справиться с такой задачей и они зовут ??на помощь родителей. Их, к слову, тоже не научили работать с новыми инструментами для дистанционного обучения. А что делать тем, которые увезли своих детей на время карантина к бабушке, в деревню? Для таких учеников доступными остаются разве что видеоуроки по телевидению и творческие занятия с бабушкой.
Вся эта ситуация показывает, что в отечественном дистанционном образовании заметно еще много дыр. Пока оно не способно заменить традиционную форму обучения, живое общение в формате учитель — ученик, полноценно обеспечить подготовку выпускников к ВНО, предоставив им равный доступ к образовательной услуге. И категорически отвергать ее не стоит. Как показывает карантин, число детей, жаждущих учиться и готовых самостоятельно работать над своим развитием, даже в свободное время, растет. И чем больше будет вариантов для их самообразования, тем качественнее будет становиться этот продукт.