Днепропетровск — прифронтовой город. И обострение боевых действий на Донбассе днепропетровцы ощущают первыми. По улицам города с сиренами мчатся из аэропорта машины «скорой помощи», а в медицинских учреждениях — больницах и военном госпитале — увеличивается поток раненых. Самых тяжелых из них везут в Областную клиническую больницу им. Мечникова, где уникальные специалисты буквально собирают бойцов по частям, а нередко и возвращают с того света. Самой горячей точкой последних дней стал Донецкий аэропорт. Практически каждый день в Днепропетровск привозят тяжело раненых, среди которых оказался и лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош. Рассказывают, что его палату в больнице им. Мечникова охраняют три десятка вооруженных бойцов. Медики скупо делятся информацией об известном пациенте. Гораздо доступнее — рядовые защитники Донецкого аэропорта, которых в народе называют «киборгами».
43-летний Ярослав Козак из Львовской области получил осколочное ранение в аэропорту, когда была перестрелка. На Донбассе он воюет еще с осени, а в аэропорту под сильным огнем был ранен на четвертый день. «Я присел, доля секунды — и бах осколком — то ли снаряд, то ли мина. А встать уже не смог», — рассказывает он. Ярослав пошел воевать добровольцем в «бандеровский» батальон ОУН. Дома, в Яворивском районе, у Ярослава осталась многочисленная родня — родители и жена, дети и двое внуков. «Зная мой характер, со мной не спорили, когда я решил идти на фронт», — рассказывает боец. В мирной жизни он был руководителем фермерского хозяйства, но теперь воевать собирается до победного конца. Каждый день связывается с друзьями, чтобы узнать обстановку. А она тревожная — «киборги» изо всех сил еще удерживают небольшую часть аэропорта. Сепаратисты атакуют Пески, куда бойцы батальона ОУН отходили на отдых. «Ничего, что новый терминал оставили, — говорит он. — Отвоюем назад!» Название «киборги» ему не нравится. «Это не наше, не украинское. Лучше быть казаком, чем киборгом», — поясняет он. По словам Ярослава, в батальоне воюют разные люди, и среди них есть даже коренные жители Донбасса. «Местные потихоньку меняют свое отношение, — говорит он. — Это — вопрос времени. Они понимают, что все мы воюем за Украину!»
Раненые бойцы благодарны волонтерам и врачам больницы им. Мечникова за лечение, прекрасный уход и питание. Благодаря этому они надеются быстро встать на ноги. У Олега Куцина, командира добровольческого подразделения «Карпатська Січ», ранение в бедро, он уже пережил несколько операций. «Врачи говорят — ходить буду», — рассказывает боец. В прошлом Олег Куцин работал директором оборонного предприятия на Закарпатье, был активистом патриотических общественных организаций. Рассказывает, что с первого и до последнего дня находился на столичном Майдане, выносил раненых и убитых на Институтской. После этого «волонтерил» на Донбассе, а затем создал боевое подразделение и отправился воевать. «В Песках у нас настоящая Сечь, — смеется он. — Там хлопцы из 93-й мехбригады, батальона «Днепр-1», «Правого сектора», ОУН, «Січ» и других подразделений». Часть бойцов ездила по ротации в аэропорт, часть — обороняла Пески. Сепаратисты обстреливали поселок и раньше, но затем началась массированная атака по периметру аэропорта, стреляли из всех видов артиллерии. 6 января во время обхода попал под артиллерийский обстрел и Олег Куцин. Сначала прооперировали в полевом госпитале, а потом привезли на машине в Днепропетровск. «Для меня это священная война. Я ее ждал давно и понимал, что рано или поздно она будет. Поэтому не вижу быстрого ее окончания. Или они захватят нашу страну, или мы защитим свою государственность», — считает он.
В палате вместе с бойцами из добровольческих подразделений лежит и офицер 93-й механизированной бригады — моложавый и симпатичный блондин. «Я замполит роты», — скромно представился он и ... отказался фотографироваться. По образованию юрист, родом из Днепродзержинска. Замполиту, по его словам, «посекло осколками ноги». «Кости целые, а вот нерв задело. Есть проблема», — поясняет он. Офицер благодарен врачам, которые пытаются поставить его на ноги. «Медицинские кадры здесь мощные», — отмечает он. На вопрос о боях в районе Донецкого аэропорта и сдаче нового терминала замполит отвечает не сразу. «Это сложный вопрос, — говорит он. — Вообще-то, я не вижу необходимости в этом терминале. Там огромная и открытая территория, даже укрыться теперь негде. Его защищали, скорее, как символ, а стратегического значения, по моему мнению, он не имеет».
Между тем за последнюю неделю в Днепропетровск из района Донецкого аэропорта привезли десятки раненых. Заместитель главврача больницы им.Мечникова Юрий Скребец рассказывает, что у большинства из них поражения головного мозга, брюшной полости, грудной клетки, переломы конечностей. В основном это результат обстрелов из системы «Град». «Поражения очень тяжелые. Мы уже сделали несколько десятков сложных операций. В одном случае пришлось ампутировать конечность. Многие раненые нуждались в переливании крови или в препаратах крови. Четверо из них находятся в крайне тяжелом состоянии, несколько человек — в реанимации», — говорит он. Врачи обратились к жителям Днепропетровска с призывом помочь раненым. На их призыв откликнулись не сотни, а тысячи горожан, которые выстроились в километровую очередь на территории больницы. Это зрелище поразило не только днепропетровцев. Патриотически настроенные люди занимали очередь с шести часов утра, хотя регистрация доноров начиналась только в десять. «Самым большим оскорблением для многих был отказ, хотя у медиков просто не хватало технических возможностей», — сказал главврач больницы Сергей Рыженко. Люди терпеливо стояли и ждали своей очереди, не теряя присутствия духа. «Я пришел сюда, поскольку узнал, что можно сдать кровь и помочь бойцам. Стою с девяти утра, — рассказал Максим, студент Национального горного университета. — Это то, что я минимально могу сделать для них, чтобы хоть как-то помочь». По зову сердца пришла в больницу сдавать кровь и финансовый директор Светлана. Она не считает это слишком высокими словами. «Мы и раньше вместе с мужем помогали украинской армии. Мой родной брат сейчас воюет в зоне АТО», — поясняет женщина.
Раненые бойцы и медики говорят, что в тылу наши люди — волонтеры и доноры — проявляют сегодня не меньший героизм, чем «киборги» на передовой. «Это настоящие патриоты, которые пришли сдать кровь, но количество желающих в десять раз превысило возможности станции переливания крови. Люди желают помочь раненым, отблагодарить их за то, что мы живем в относительно мирных условиях, по сравнению с тем, что происходит на востоке», — сказал заместитель главврача Ю. Скребец.