Как-то привычно растворяясь в пешей прогулке по киевским задворкам, иногда с конкретной целью, случается, и ориентируясь на подсказку сердца, проходя мимо двора по улице Богдана Хмельницкого, 72 и 74, услышала от своего спутника: тут прошло мое детство. И, конечно, посыпались, как в таких случаях бывает, восклицания: вот тут, на этом месте, смотри, было то-то, там стоял домик моей бабушки, а тут — ограда, на которой я, шестилетний, неудачно повис, взбираясь вверх, и порвал новые брючки! Очень боялся, что мама сильно будет ругать. А эти каштаны, видишь, какие они мощные, уже в моем детстве были более чем зрелыми, возле них стояла скамеечка, и в каштановой прохладе любили отдыхать и детвора, и взрослые.
АХМАТОВА И ГУМИЛЕВ (КОПИЯ). 25 АПРЕЛЯ 1910 ГОДА В ЦЕРКВИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ, НАХОДИВШЕЙСЯ В НИКОЛЬСКОЙ СЛОБОДКЕ, АННА АХМАТОВА И НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ ОБВЕНЧАЛИСЬ. МЕСТО ЭТО — РАЙОН ТЕПЕРЕШНЕЙ СТАНЦИИ МЕТРО «ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ». ОРИЕНТИР — КОЛОКОЛЬНЯ ЛАВРЫ
Судя по возрасту этих деревьев, сопоставляя даты, получается, что, когда по этому адресу у своего брата жила Анна Ахматова в 1912 году в свой киевский период, могла и она вдохновляться в этом местечке, размышляли мы.
ДВОР ДОМА №72 НА БЫВШЕЙ УЛИЦЕ ФУНДУКЛЕЕВСКОЙ (НЫНЕ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО), ГДЕ ЖИЛА АННА АХМАТОВА. ЭТИ ДВА КАШТАНА ЕЕ ПОМНЯТ ТОЧНО!
«Тогда, в детстве, имя известной поэтессы для нас ничего не значило, ведь я тут жил в 60-е годы прошлого века, и меня интересовали только мои детские заботы, но теперь понимаю — эти каштаны несомненно ахматовского периода», — уточнил Сергей.
ДОМ НА УЛИЦЕ ТАРАСОВСКОЙ, ГДЕ АННА ГОРЕНКО, КАК СЧИТАЕТСЯ, ВЗЯЛА СЕБЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПСЕВДОНИМ И СТАЛА АХМАТОВОЙ
Анна Ахматова (Горенко) на протяжении нескольких лет жила и училась в Киеве. Последний класс проходила в Фундуклеевской гимназии, которую окончила в 1907 году. Она находилась на углу нынешней Богдана Хмельницкого и Пушкинской, и Высшие женские курсы тоже располагались на этой же улице — в доме № 51, и Анна была одной из лучших учениц.
БЫВШАЯ ФУНДУКЛЕЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ, В КОТОРОЙ УЧИЛАСЬ АННА АХМАТОВА. СЕЙЧАС — РЕКОНСТРУИРОВАННАЯ И НАДСТРОЕННАЯ. ЭТО УГОЛ УЛИЦ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО И ПУШКИНСКОЙ
На Тарасовскую, 23 уже отправились из любопытства, сохранился ли дом, где юная поэтесса Анна Горенко, устав от упреков и требований отца не подписывать его фамилией свои декадентские стишата, угрожавшего при неповиновении лишить наследства, взяла псевдоним Анна Ахматова — фамилию своей бабушки. В доме на Тарасовской, 23, зайдя в жилищную контору, которая тут на первом этаже, попытались уточнить: может, кто-то знает, в какой квартире в начале ХХ века жила семья Горенко. Одна работница, не отрываясь от компьютера, ответила, что всех жильцов помнить не обязана, и вообще, она тут работает недавно, а другая урезонила: у нас обед, кстати.
Живо откликнулась только жительница этого дома — пани Валентина.
Я живу тут 40 лет и, если честно, не являюсь большой поклонницей творчества Ахматовой, у меня другие имена в сердце, но я люблю Киев, и все, что связано с его историей, с именами известных людей, которые тут жили в разное время, меня волнует. Не забыла, что некоторые строки из ее поэзии были в свое время созвучны с моими переживаниями, и потому, видимо, запомнились. У крыльца дома женщину ждали две огромные собаки — Рада и Зюня. «Это моя любовь, — пояснила хозяйка чудных породистых животных, у которых в их паспортах имена-то графские, а вот эти звучат по-домашнему мило и просто. — Сейчас они — моя главная защита, на склоне лет это становится особенно понятным и ценным».
В ахматовские времена район, где находился этот дом, назывался Латинским кварталом. В основном тут обитала небогатая публика — художники, поэты, писатели, студенты. Богемный ветерок гулял, видимо. Сохранился и милый факт из биографии девочки Анны. Гуляя по Владимирской горке вместе с гувернанткой, 5-6-летняя девочка нашла возле известной беседки — а это было зимой — золотую брошь в форме лиры. Воспитательница воскликнула: это знак, будешь поэтом! Зачем-то девочка закопала свой клад там же, где и нашла. Вернулась же сюда, веря и не веря, что найдет свою лиру, уже будучи гимназисткой.
И брошь ее дождалась и как бы подтвердила: будешь поэтессой.
Мы же встретимся вновь за незнакомым поворотом.