Верховная Рада Крыма и Министерство образования и науки автономии просят Министерство образования Украины разрешить выпускникам крымских школ проходить независимое внешнее тестирование на русском языке. Так, глава Верховной Рады Крыма Анатолий Гриценко заявил журналистам, что он считает «очень поспешным решение Министерства образования Украины касательно языка тестирования». По его мнению, «невозможно посреди учебного года принимать такие решения, тем более в Крыму, в сельских школах, которые не компьютеризированы, это создаст большие проблемы и неравные возможности для поступления в высшие учебные заведения». По его словам, он обратился к министру образования Украины с просьбой, чтобы на Крым не распространялась норма о тестировании только на украинском языке: «Я направил письмо министру образования Ивану Вакарчуку с тем, чтобы в Крыму тестирование проходило на русском языке», — сообщил Анатолий Гриценко. Он считает, что обязательное внешнее тестирование для поступления в вузы на украинском языке нужно вводить поэтапно. «Думаю, надо вводить, но не в этом году и не в Крыму».
ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ. КТО ВИНОВАТ?
Примечательно, что в прежние годы крымское Министерство образования обращалось в Киев с просьбой разрешить выпускникам крымских школ писать выпускные сочинения не на украинском, а на русском языке, и Министерство образования Украины каждый раз удовлетворяло эту просьбу. В нынешнем году с аналогичной просьбой к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко обратился также народный депутат Леонид Грач. А в Министерстве образования и науки считают, что отстаивать возможность проведения внешнего оценивания на русском языке должна была Верховная Рада Крыма.
«Профильная комиссия должна была отстаивать, пользуясь теми полномочиями, которые есть у наших депутатов. Наше министерство не проводит тестирование, у нас нет своих полномочий. Оно проводится Украинским центром независимого оценивания и качества образования. Наша работа — чисто организационные моменты», — заявил журналистам заместитель министра образования Крыма Владимир Каврайский.
Следует сказать, что Министерство образования и более 500 русских школ Крыма попали в патовую ситуацию. Несмотря на то, что уже много лет активисты украинских общественных организаций Крыма заявляют, что выпускники крымских школ, которые не владеют государственным языком, неконкурентоспособны на рынке труда и высшего образования и являются, по сути, «выпускниками второго сорта», ни Верховная Рада, ни Министерство образования Крыма ничего не делают для помощи крымским детям и для кардинального решения проблемы с изучением государственного языка в крымских школах.
— Следует считать, что нынешняя ситуация в русских крымских школах свидетельствует о профессиональной неспособности Министерства образования Крыма на необходимом уровне организовать учебный процесс, в частности, изучение государственного языка, а также украинской литературы и истории, — считает председатель крымского комитета по мониторингу свободы прессы Владимир Притула. — Именно по их вине страдают крымские дети, тысячи из которых ежегодно выходят из школы и не могут нормально устроиться в жизни из-за незнания государственного языка. В силу этого они вынуждены либо навсегда оставаться в Крыму, либо поступать в крымские филиалы российских вузов, либо уезжать в Россию. Очевидно, именно с этой целью в Крыму из года в год фактически саботируется расширение изучения украинского языка, литературы, истории и точных наук на украинском языке, ибо активными противниками этого выступают пророссийские организации, инспирируемые из-за рубежа. В последнее время они требуют закрытия тех нескольких украинских школ, которые есть в Крыму, и запрещения изучения государственного языка. В то же время, формально украинский язык в Крыму начал изучаться еще в 1955 году, когда была построена первая украинская школа, — и за 53 года ни управление образования, а потом и Министерство образования Крыма, ни школы оказались не в состоянии организовать учебный процесс на должном уровне. Формально также с 1990 года в Крыму продолжается переходный период, за время которого учебный процесс в школах должен был быть реорганизован, но даже за последние 17 лет Министерство образования и науки Крыма оказалось не в состоянии решить эту проблему. Какой же еще переходный период нужен крымчанам, чтобы перестать портить жизнь выпускникам своих школ?
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Ситуация осложняется тем, что сегодня в крымских школах не знают, как реагировать на требование о переходе на тестирование на украинском языке. Тестирование должно проходить по трем предметам: в обязательном порядке оцениваются знания выпускников по украинскому языку и литературе, истории Украины, а третий предмет выбирается по профилю выбранного факультета вуза. Каким образом 11-классникам выполнять задания на украинском языке по математике, биологии, физике или химии, не знают ни преподаватели, ни сами школьники. Кроме того, в некоторых вузах будущим абитуриентам сообщают о дополнительных тестах по тем же предметам, которые они собираются сдавать в школах.
Согласно положению, также тестирование должны пройти все, кто намерен поступать в 2008-м в высшие учебные заведения Украины всех форм собственности. По итогам теста абитуриент получает сертификат, который необходимо предоставить в вуз вместе с другими обязательными документами. Результаты теста должны засчитываться как вступительный экзамен в вуз. Заявление для участия во внешнем тестировании необходимо предоставить до 20 февраля 2008 года. По данным Cимферопольского регионального центра оценивания качества образования, в Крыму тестирование должны пройти 60 тысяч выпускников. Но ситуация такова, что у подавляющего их большинства шансов справиться с тестами на украинском языке просто нет.
Министерство образования и науки Крыма лихорадочно ищет возможности избежать обвинений в полном провале учебного процесса. Как пояснил журналистам первый замминистра образования и науки автономии Владимир Каврайский, сами тестовые задания будут на украинском языке, а к тестам будут прилагаться небольшие словарики терминологических переводов. Однако это никого не спасет, считает заместитель министра.
17 ЛЕТ БЕЗДЕЙСТВИЯ
«На мой взгляд, говорит он, естественно, сами тесты должны быть на языке обучения. Не думаю, что это серьезная сложность при издании тестовых заданий. Но мы не можем отстаивать эту позицию. Один из пунктов обязывает нас обеспечить исполнение этого приказа. Каким образом нам это сделать, чтобы не ущемить право ребенка на поступление в вузы?» — недоумевает Владимир Каврайский.
В то же время, в Крыму более 90 процентов школьников получают среднее образование на русском языке. По данным Министерства образования Крыма, на полуострове функционирует 555 школ с русским языком обучения, 6 школ — с украинским языком обучения и 15 — с крымско-татарским. С учетом специализированных классов, программу средней школы на украинском языке постигают лишь 3,5 % от общего числа школьников. Леонид Грач считает, что «проведение внешнего независимого оценивания в Крыму на украинском языке является грубым попранием конституционных прав крымчан, глубоко затрагивает этнические чувства учеников и их родителей, а также является, по сути, необъективным, т.к. учащиеся проходят курс обучения на русском языке, к тому же приказ издан в середине учебного года».
— Это совсем не так, — возражает ему Владимир Притула. — Леонид Грач был бы прав, если бы речь шла не о государственном языке. На самом деле все наоборот — грубым попранием конституционных прав крымчан является принудительное насаждение в Крыму только русского языка обучения и многолетнее постоянное игнорирование потребностей крымчан в обучении их детей на государственном языке, что, в конечном счете, приводит к тому, что они не в состоянии реализовать себя в собственном государстве. И если в прошлые годы на постоянные требования крымчан и того же Леонида Грача Министерство образования Украины незаконно разрешало выпускникам крымских школ поголовно писать сочинения на русском языке, даже тем из них, кто хотел писать его на украинском языке, то в нынешнем году этого допустить нельзя. За истекшие 17 лет переходного периода Министерство образования Крыма должно было провести необходимые реформы, но не провело их. Это полный провал Министерства, которое оказалось не в состоянии организовать обучение своих школьников на государственном языке. И Кабинет Министров Украины, Министерство образования Украины вместо разрешения в 17 й раз сдавать выпускные экзамены на русском языке, с моей точки зрения, должны принять решение о полном расформировании такого министерства в связи с очевидной его профессиональной непригодностью и за сознательное игнорирование потребностей сотен тысяч крымских учеников в изучении государственного языка, истории и культуры своего государства.