Еще не эпидемия, но довольно серьезная вспышка кори произошла в Украине. В школах Одессы, Львова и Киева запретили посещение занятий ученикам без прививок от опасной болезни. В детских поликлиниках — ажиотаж. За неделю только в Киеве привито более 10 тыс. человек. Взрослые покупают для себя вакцину в аптеках. Министерство здравоохранения и чиновники городов, где вспыхнула инфекция, чуть ли не ежедневно отчитываются о количестве больных и наличии препаратов для прививки. Пока их хватает. По состоянию на 1 января этого года в Украине было около полумиллиона доз вакцины бельгийского производства. В апреле Минздрав обещает доставить еще миллион доз. Эксперты уверяют, что ситуация не выйдет из-под контроля только при одном условии — если население будет сознательным и благосклонным к вакцинации.
ПРОБЛЕМА ФИКТИВНЫХ СПРАВОК
Два года назад Украина пережила вспышку полиомиелита, сейчас бушует корь. По прогнозам иммунологов, следующими могут быть вспышки коклюша и дифтерии. Проблема низкой вакцинации украинцев стала даже темой одного из заседаний Совета национальной безопасности и обороны в конце прошлого года. Кстати, как утверждают в Минздраве, так называемая вакцина КПК, от кори, паротита и краснухи, именно бельгийского производства используется в Украине последние 18 лет. Нареканий на побочные эффекты, как иногда бывает, этот препарат не вызвал. И замечаний касательно его отсутствия или недостатка тоже практически не было.
Периодические разговоры об опасности вакцин сделали свое дело. Вернуть доверие очень трудно. Но в Минздраве снова и снова пытаются наладить доверительные отношения между прививками и украинцами. И. о. министра здравоохранения Ульяна СУПРУН недавно оправдывалась на пресс-конференции, что полтора года назад начинала свою работу на этом посту с разъяснений украинцам, зачем вакцинироваться.
«В прошлом мы имели скандалы, когда родители боялись вакцинировать детей. Эти опасения понятны. Но сегодня ситуация изменилась, — заявляла Ульяна Супрун. — Я хочу поблагодарить родителей, которые проявили здравый смысл и повели детей на вакцинацию. Я не довольна тем, что через полтора года моей работы я снова говорю о вакцинации. Надо защищать своих детей «.
В свое время Минздрав позволил учебным заведениям принимать детей на обучение без обязательных прививок. Не все родители доверяли этой новации, потому что одни заведения прислушались к рекомендации ведомства, а другие требовали справок. И родители несли, правда фиктивные.
«Почему в Украине болеют вакцинированные дети. Из-за фиктивных справок. Родители об этом молчат, — объяснял журналистам Федор ЛАПИЙ, член правления общественной организации «Родители за вакцинацию», эксперт Минздрава по направлениям инфекционных болезней, детских инфекционных болезней и паразитологии. — Конечно, сколько таких справок существует, никто не скажет. Я имею таких пациентов, когда приходят мамы и говорят, что все написанное в медицинской карте ребенка неправда. Мы делаем запись со слов мамы, данные о вакцинации фальшивые, и прививаем детей, на которых не рассчитаны вакцины».
«ПАНИКА СБИВАЕТ ГРАФИК ПОСТАВКИ ВАКЦИНЫ»
Недавно в американском издании The New York Times опубликовали статью-исследование о том, как в штате Калифорния с 2014 по 2016 год удалось преодолеть вспышку кори. Помог закон об обязательной вакцинации детей. В Украине до таких резких мер вряд ли дойдет. Но пока ответственность у граждан зачастую просыпается тогда, когда припечет. Такие себе всплески здравого смысла из-за страха за жизнь.
«За прошлый год количество провакцинированных детей возросло. По данным ЮНИСЕФ, 74% родителей поддерживают вакцинацию и только 16% — категорически против, — замечает Александр ЯБЧАНКА, эксперт «реанимационного пакета реформ». — Это результат активной медийной кампании, такое впечатление, что граждане потихоньку начинают доверять медицине. Но мы слишком дорого платим за это доверие. Сегодня уже зафиксировано шесть случаев смерти от кори. Это цена нашей недоверия к системе. Со вспышкой кори имеем ускоренные темпы вакцинации. Какое это будет ускорение, насколько массово украинцы бросятся делать прививки, прогнозировать трудно. Если большое количество граждан вдруг вспомнит, что надо вакцинироваться, а препаратов хватит, это для них будет урок, что все надо делать вовремя. И такая паника сбивает график поставки вакцин. Так как абсурдно закупать препараты в большом числе — никто не может предсказать, когда люди одумаются. Затем начнут искать виновных, но обвинять точно не себя, а министерство. Должна быть собственная ответственность за свое здоровье».
По мнению Натальи ВИННИК, инфекциониста и исполнительного директора ОО «Иммунный щит нации», тема вакцинации стала политической, и поэтому прививки вызывают недоверие. «На теме безопасности вакцинации длительное время играли некоторые политики и псевдоекпсерты, — продолжает Наталья. — Это дало результаты: отстранение и недоверие к иммунопрофилактике. По исследованиям Минздрава и ЮНИСЕФ, приверженность населения к вакцинации в последний год стала высокой. Поэтому есть другие причины, почему мы не имеем высоких показателей. Одна из них — проблема с наличием вакцин не только против кори. Имеется в виду не количество, а доступность. Вот приходит время прививаться по возрасту, а вакцины в поликлинике нет. Это дезорганизует всю систему. Конечно, должна быть информационная политика напоминание, а главное — сотрудничество врача и пациента. Надо еще с колледжей и вузов формировать медицинское сообщество и его однозначную позицию к вакцинации, чтобы у граждан во время визита к врачу не возникало никаких сомнений».