Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Второй аттестат ученика — аттестат здоровья

Институт экологии человека предлагает методику наблюдения за физическим состоянием детей
15 сентября, 2008 - 18:45
ЧТОБЫ ШКОЛА ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ МЕСТОМ, ГДЕ ДЕТИ ТЕРЯЮТ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ, ЕКСПЕРТЫ РЕКОМЕНДУЮТ ВВЕСТИ МОНИТОРИНГ ИМЕННО ЗДЕСЬ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Характерный признак периода независимости Украины — демографический и этнический кризисы, феномен так называемого креста Украины, когда смертность, начиная с 1991 года, непрестанно растет. В основном мы говорим об экологии окружающей среды, о кризисной ситуации, влияющей своими внешними факторами на здоровье человека, появление экологических болезней и сокращение продолжительности жизни. Однако мало кто задумывается, что экологическая катастрофа назревает внутри каждого из нас и связана она с эндоэкологическим загрязнением организма человека. Можно наверняка утверждать, что эпицентр экологического кризиса переместился из окружающей среды во внутреннюю среду каждого из нас.

ЭНДОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ «ДЕФОЛТ» КЛЕТОК ОРГАНИЗМА

Характерная особенность жизни человека сегодня — то, что загрязненность окружающей среды во многих регионах страны человек довел до предельно неблагоприятных условий для своего здоровья. Природа сегодня больна человеком, и это печально. Человек — неотъемлемая часть природы, он получает с водой, воздухом, едой все то, что есть в его жизни. Потому и происходит постоянная загрязненность внутренней среды организма человека, что ведет к цепным реакциям ослабления его здоровья, к болезней и к вымиранию. Обязательно необходимо постоянно очищать организм, выводить из него все то, что ему не нужно и вредно.

По определению, которое впервые дал Клод Бернар, «все жизненные процессы имеют лишь одну цель — поддержание постоянных условий жизни во внутренней среде». Таким образом, нормализация обмена веществ в организме — это прежде всего проведение детоксикации организма как целостной живой системы. И восстановление к норме защитных функций организма.

Экология внутренней среды организма, или эндоэкология, отображает способность организма адаптироваться к переменчивым условиям окружающей природной среды. Эндоэкология изучает состояние динамичного равновесия систем организма, состав и свойства внутренней среды организма и его физиологических функций в условиях действия на него интенсивных раздражителей физической, химической, биологической, социальной природы и отображает реакцию организма, адекватную интенсивности раздражителя. Слишком неадекватная реакция организма на подобные раздражители приводит к формированию стрессовых состояний, к нарушению гомеостаза организма.

Особенно чувствительны к окружающей среде дети, организм которых развивается, формируется. Состояние внутренней чистоты организма важно для формирования физического и психического здоровья ребенка. Видимо, эндоэкология детского организма может рассматриваться как направление педиатрии, учитывающее воздействие окружающей среды на развитие ребенка.

Итак, главной целью безопасности здоровья ребенка сегодня является обеспечение чистоты организма путем постоянной эндоэкологической детоксикации и реабилитации организма каждого ребенка. Связано все это с тем, что с воздухом, водой и едой в организм человека попадают десятки различных ядовитых веществ. Усваивание организмом таких ядов индивидуально зависит от особенностей самого организма. Для детей всех возрастов, организм которых растет, эндоэкологическое загрязнение значительно более негативно влияет, чем для взрослого человека. Содержимое эндотоксинов часто измеряется микродозами, но действие одного яда усиливается действием другого. Кровь разносит яды по органам, где токсины выделяются из кровеносных сосудов и накапливаются в окружающих клетках соединительных тканей. Конкретные проявления экологически стимулированной болезни в основном зависят от среды проживания и характера жизнедеятельности человека.

Изменение внешней среды, например, электромагнитный смог, накопление токсинов и различного рода бактерий, вирусов, прионов, химических факторов не только в медицине, но и в сельском хозяйстве (вмешательство человека в генетические механизмы растительного, животного царства, а сейчас на очереди и сам человек) — все это стало причиной того, что собственная санитарная служба организма, защищающая и контролирующая внешнюю среду, оказалась на уровне декомпенсации процессов, формировавшихся за последние тысячи лет. Каждое поколение, смена поколений накапливает в этой внешней экологической грязи утомляемость, которая существенно отличается от утомляемости, которую мы называли стресс или иммунодефицитом, или нарушением гомеостаза.

Примеры конфликтов эндоэкологической утомляемости известный ученый России, академик Казначеев В.П. приводит следующие. «Беспороговая» внешняя экология, когда внешний процесс, проникая во внутренние среды организма, концентрирует до сотни и больше таких новых химических факторов, каждый из которых может и не является токсином, однако вместе они создают уровень беспороговой декомпенсации. Это называется синдромом беспороговой экологии, утомляемости (хронические травмы), меняющей структуру нозологии того или иного заболевания.

Эндоэкологический синдром утомляемости, когда во внутренней среде людей всех возрастных групп, особенно детей, взаимодействие бактерий кишечника, легких, мочеполовых путей, кожи, всех покровов, бактериально-вирусных и протозойных факторов меняется. Все это создает словно монолитное, единое, эндоэкологическое начало внутри человека и из защитного постепенно превращается в полного «монстра», поедающего внутреннюю среду организма здорового человека.

Точно установлено клинически, что с возрастом вязкость, текучесть внутриклеточных и межклеточных коллоидов плазмы и крови интенсивно меняется. Увеличивается вязкость, в результате чего эндокоагулопатическая фазовость (старение) нарастает все больше и больше.

И еще одно. Установлено, что в результате термодинамических изменений, информационных взаимодействий, клетки дистанционно информируют друг друга за счет их излучений, полевых потоков. В клетках всех возрастов нарастает явление «генетического дефолта». Это явление в прошлом было довольно редким, а сегодня может охватывать до 15 и больше процентов клеток организма, когда кажется, что макромолекулярная генетическая конструкция делящихся клеток нормальна (нет дефектов, известных в классической генетике), однако реализация этого генома информационно проблематична, поскольку информационная сфера внутри организма изменена. Генетические факторы не могут реализоваться нормально, и это явление в клетке вызывает не мутации, а «генетический дефолт». Именно «генетический дефолт» — это феномен эндоэкологии, являющийся самой большой угрозой в ХХІ веке. Напомним, что за 70 лет жизни человека организмом производится и усваивается около 7 тонн клеток крови, а вся клеточная масса составляет свыше 20 тонн. Речь идет о клетках генеративной системы. Клетки тканей, органов, особенно мозга, генеративного резерва оказались в экологически неадекватной среде, что ведет к формированию новых уровней утомляемости и патологии.

Ученый подчеркивает, что минимальная доза не только радиации, химии, а других факторов, в частности, физических полей, могут вызывать в клетке возбуждающий эффект и агрессивность, и методом тканевых культур он подтверждает этот феномен.

Все эти факты свидетельствуют, что эндоэкологические эпидемии могут иметь различные внутренние механизмы, которые по своим свойствам связаны с изменением внутренней среды и с нарушением барьерных механизмов: защиты клеток организма человека. Это иллюстрируется следующим. В начале ХХ века в заболеваемости людей острые процессы составляли 70%, а хронические — 30%. На начало ХХІ века это соотношение изменилось на противоположное. Мы являемся свидетелями стремительного нарушения экологического баланса земного шара, когда быстрыми темпами происходит формирование не ноосферы, а некросферы.

Количество нозологических и хронических форм нарастает везде, и это нарастание будет и дальше расти. В эволюции реализуется идея В.И. Вернадского об автотрофности человечества. Все эти отмеченные проблемы сегодня позволяют очертить основные и неотложные направления эндоэкологической профилактики и реабилитации. А пока что эндоэкологическая глобальная эпидемиология является феноменом ХХІ века.

ЭНДОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

За последние несколько десятков лет появилось значительное количество публикаций (научных статей и монографий) посвященных нарушению состояния здоровья детей вследствие загрязнения окружающей среды. Сейчас количество экологически обусловленных заболеваний детей настолько велико, что стало общепризнанным утверждение о том, что детский организм является наиболее чувствительным индикатором степени экологических неурядиц окружающей среды. Это объясняется рядом причин, в частности, ксенобиотики окружающей среды влияют на организм ребенка в утробе матери во время беременности и во время перинатального и неонатального периода его развития. Кроме этого, растущий организм ребенка, во всяком случае до семи-восьми лет, еще не имеет надежных ферментативных систем дезинтоксикации и защитных компенсаторно-приспосабливаемых механизмов. Организм ребенка не имеет груза хронических болезней, серьезных травм, вредных привычек, непосредственного воздействия производственных или возрастных изменений. Таким образом, относительно здоровый от природы, родителей организм ребенка в «чистом виде» позволяет выделять из сложного комплекса действующих факторов патогенетическую составляющую, которая в свою очередь, связана с ростом содержания в окружающей среде токсинов.

По причине такой специфической зависимости состояния здоровья ребенка от окружающей среды сегодня в рамках экологии человека выделяется отдельно «детская экология», или экология детства или даже экологическая педиатрия.

Интересно в связи с этим отметить, что почти 100 лет назад знаменитый русский врач Г.А. Захарьин подчеркивал, что вредное воздействие «испорченной атмосферы и воды в городах сильнее всего проявляется в детстве и юности в виде плохого аппетита, бледности, вялости, меньшей прочности душевных сил, большей впечатлительности организма и сниженной способности противостоять вредным воздействиям, а также золотухи, цинги, заболеваний верхних дыхательных путей и органов пищеварения, головных болей, нервных болезней и склонности к чесотке. Поэтому особенно активно следует противодействовать этому в детстве».

Сегодня по обобщающим данным, сделанным русским педиатром Ю.Е. Вельтищевым, характерное влияние экологии окружающей среды ребенка проявляется в росте частоты врожденных пороков развития, нервно-психических расстройств, в прогрессивном росте хронических заболеваний, даже в появлении таких «старых» инфекций, как туберкулез.

Именно для детей определен ряд экологически детерминирующих синдромов и болезней: синдром экологической дезадаптации, синдром химической гиперчувствительности; синдром экзогенный интоксикации.

Вполне закономерно, что рост экологически зависимых заболеваний среди детей четко фиксируется во многих крупных промышленно-загрязненных регионах и городах. Что касается проявлений иммунных нарушений, аллергических заболеваний и реакций у детей, которые подпали под негативное воздействие различных загрязнений окружающей среды, то они все больше приобретают черты закономерностей в том, которые растут экологически обусловленные нарушения состояния иммунной системы. Отметим, что вредное воздействие химических загрязнителей касается фактически всех звеньев иммунной системы.

ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЗДОРОВЬЕМ РЕБЕНКА

XXI век характеризуется сохранением противоречий между человеком и природой, основой которых является нарушение того сложного равновесия между ними, сложившееся в течение предыдущих тысячелетий и которое изменилось вследствие многопланового, в первую очередь техногенного, вмешательства человека в развитие природы. Изменения окружающей среды, в которой живет человек, проявляются, в свою очередь, новыми его болезнями. Наиболее чувствительными к условиям существования человека в природе, к экологии окружающей среды являются дети. Формирование их организма является экологически зависимым.

Среди детей дошкольного и школьного возраста относительно здоровых детей с каждым годом в Украине становится все меньше и меньше: в среднем таких — около 20—25%. Другая статистика — на 100 новорожденных, относительно здоровых детей меньше половины (40%). Это такой ползучий эндоэкологический геноцид детей.

Сегодня необходимо иметь четкие определения экологической зависимости организма ребенка и эффективные методики постоянной детоксикации детского организма, восстановления защитных функций организма. Иными словами, необходимо иметь систему экологической безопасности здоровья ребенка.

Чрезвычайно важной проблемой, которая нуждается в немедленном решении, является налаживание постоянного экологического мониторинга состояния здоровья детей всех возрастных групп, что дало бы возможность контролировать степень внутреннего экологического (эндоэкологического) воздействия среды на здоровье ребенка и путем различных профилактических мероприятий предотвращать возможность возникновения экологически стимулированных заболеваний организма ребенка.

Поскольку влияние экологии на здоровье детей имеет массовый характер, то сегодня любая экологическая диспансеризация детей только через систему медицины — малоэффективна. Такая диспансеризация должна проводиться через систему образования, где есть возможность практически постоянно проводить экологический мониторинг состояния здоровья детей в специально организованных условиях. Именно посредством системы образования должен быть разработан и внедрен для разных вековых категорий детей экологический аттестат здоровья. Эндоэкологическая аттестация здоровья детей даст возможность иметь постоянно реальную картину экологического воздействия на здоровье ребенка, индивидуально проводить эндоэкологическую профилактику заболеваний и оздоровление детей.

Через эндоэкологическую аттестацию здоровья детей сегодня лежит путь к разрешению проблемы экологической безопасности здоровья детей.

АТТЕСТАТ ЗДОРОВЬЯ

Для определения воздействия экологии окружающей среды на здоровье необходимо иметь соответствующую методику экспрессного определения уровня здоровья ребенка. Особенность влияния экологических факторов на организм ребенка заключается в том, что оно, в первую очередь, проявляется на изменении функционального состояния организма в целом, отдельных органов относительно так называемой физиологической нормы, а не как органические изменения организма. Это значит, что сегодняшние традиционные медицинские методики диагностики, которые основаны на выявлении патологии, в большинстве случаев не позволяют выявлять воздействие экологических факторов на здоровье ребенка.

К числу нетрадиционных методик диагностики эндоэкологического состояния организма ребенка принадлежит так называемая акупунктурная биоэнергодиагностика (диагностика по В. Макацу), которая усовершенствована в Институте экологии человека и сегодня внедряется в практике постоянного мониторинга здоровья детей в условиях работы учебного заведения.

По относительно простой и доступной методике определяются основные характеристики функционального здоровья организма ребенка: величина общей биоэнергетики организма, так называемый коридор физиологического состояния и количественная картина функционального состояния 12 основных органов и систем (легкие, кровеносная система, сердце, тонкий кишечник, лимфатическая система, кишечник, поджелудочная, печенка, почки, мочевой пузырь, желчный пузырь и желудок). Основное, что определяется такими простыми измерениями: отвечает ли функциональное состояние соответствующего органа или системы коридору физиологической нормы; имеет ли место отклонения от нормы, т.е. имеет завышенный смысл — гиперфункцию, или заниженный — гипофункцию. Для здорового организма, для нормального состояния все 12 органов и систем должны иметь функциональную активность, которая помещается в коридор физиологической нормы

По числу тех органов или систем, которые имеют функциональную активность, выходящую за пределы коридора физиологической нормы, можно судить о реакции ребенка на среду, в которой он находится, в первую очередь, о нарушениях, которые обусловлены экологическими факторами. На основании таких обследований ребенок получает аттестат здоровья.

Для всей системы образования, на протяжении сентября—октября, именно после возвращения с каникул детей, необходимо провести мониторинг состояния их здоровья и к моменту начала учебного года каждый ребенок получает аттестат здоровья. Этот аттестат после учебного года опять проверяется и сопоставляется с начальным аттестатом, определяется каково конкретно воздействие условий обучения на состояние здоровья и если в учебном заведении есть методики оздоровления учеников, то какая, в итоге, эффективность такой профилактики.

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ

Еще раз подчеркиваем, что экологическая детерминированность здоровья детей в настоящее время, требует практически постоянного отслеживания состояние здоровья ребенка. Такая работа может проводиться только в системе образования. Это, с другой стороны, значит, что методика мониторинга здоровья ребенка должна быть самой простой и может проводиться медицинской сестрой, фельдшером или просто учителем, скажем, биологии, в каждом учебном заведении. Тот, кто проводит или может проводить мониторинг здоровья и имеет соответствующую простую и доступную аппаратуру такого определения здоровья ребенка, должен пройти обучение (это делает Институт экологии человека) и наконец, должен иметь простую компьютерную программу обработки данных мониторинга и получение аттестата здоровья. Это также разработано Институтом.

Сегодня аттестат здоровья ученика трех цветов: зеленый — нет проблем со здоровьем ребенка; желтый — значит, что есть влияние окружающей среды на здоровье, а также указывается, каковы именно проблемы из-за влияния окружающей среды и какие профилактические мероприятия следует провести. Наконец, аттестат здоровья красного цвета — это значит, что у ребенка есть проблемы с функциональным здоровьем и указываются конкретно какие. Но в этом случае, рекомендации того, кто мониторит здоровье ребенка, заключаются в рекомендации ребенка (через родителей) обратиться к конкретным (указываются, какого профиля нужны врачи) врачам за уточнением диагноза (опровержение или доказательство обнаруженных нарушений здоровья) и если надо — назначить соответствующее лечение. Важно, чтобы была налажена система контроля уровня здоровья ребенка и возможность постоянной консультации в случае необходимости с врачом. Именно налаживание такого мониторинга здоровья детей, решается важная проблема — диспансеризация детей, которая к сожалению в стране сегодня практически не проводится, или является малоэффективной, потому что определяются только те проблемы, которые уже видны на физическом уровне.

ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ — К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЮ

Как свидетельствуют различные демографические исследования, официальная статистика медиков, педагогов, и как уже определялось здоровье наших детей за последние годы существенно ухудшилось. Мы очень часто слышим такое мнение: приходит ребенок в первый класс здоровым, а заканчивает учебное заведение глубоко больным, т.е. получает один, а то и несколько медицинских диагнозов. Отсюда как будто делается вывод, что школа — это то место, где дети теряют здоровье.

Выше отмеченные проблемы со здоровьем детей — это не только проблемы, которые дает система образования. Именно, когда в системе образования будет работать методика периодического или постоянного мониторинга здоровья учеников, то в динамике легко будет выявлять те или иные нарушения функционального здоровья ученика, принимать конкретные меры для профилактики и таким способом предотвращать проявление предпатологического процесса или патологии у ребенка. Тогда возможно для детей добиться таких результатов, чтобы после окончания обучения ребенок получал аттестат зрелости и аттестат здоровья, который бы свидетельствовал, что ребенок относительно здоров.

Многолетний опыт работы Института в этом направлении подтверждает, что только через постоянный мониторинг здоровья детей и простые методики эндоэкологической профилактики, можно сохранить здоровье детей независимым практически от экологических проблем окружающей среды.

Сегодня описанные методики внедрены Институтом с педагогами в ряде регионов страны. Лучше всего такая работа налажена в Киевской области, в том числе и в районах, где есть высокий радиационный фон окружающей среды. В Киевской области действует около 10 центров развития ребенка, которые организованы на базе дошкольных заведений. С 2008 года в области начала действовать областная программа, которая при наличии небольшого финансирования должна довести число таких центров до 17. Будем надеяться, что так и будет.

А действительно ли Программа Института гарантирует экологическую безопасность здоровья ребенка. Сегодня в тех учебных заведениях, где действует указанная Программа, в том числе и радиационно загрязненных районах, относительный процент здоровых детей стабильно удерживается на уровне — 50%. Т.е. действительно здоровье детей может быть экологически безопасным. Не менее важно то, что на основе индивидуальных аттестатов здоровья можно получить такой аттестат для всего учебного заведения. Так, в частности, было установлено, что аттестат здоровья детей в детском саду или школы — это естественный индикатор именно влияния окружающей среды, где расположено учебное заведение, на здоровье детей. Следовательно, фактически можно через мониторинг здоровья детей мониторить состояние окружающей среды.

Таким образом, на систему образования, на педагогов сейчас основная надежда в государстве, потому что именно с их помощью возможно сохранить здоровье детей, здоровье нации, и это самое главное. Надеемся, что руководители государства наконец прислушаются к проблеме сохранения здоровья здоровых детей.

Михаил КУРИК, директор Института экологии человека, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ