Детский досуг — постоянная головная боль взрослых. Родителям, учителям, воспитателям важно знать, что ребенок вне школы находится в безопасности, под присмотром специалистов, что это время малыш проводит производительно и полезно. Хотя основное образование дает школа, именно учебные учреждения внешкольного образования берут на себя развитие интересов, навыков, талантов, формируют личность, помогают определиться в профессиональном плане. Что могут предложить детям взрослые?
Как оказалось, все, что угодно! Школьники — народ любознательный и активный. Если в школе по каким-либо причинам неинтересно, ребенок уклоняется от учебы и идет на улицу, где со временем становится склонным к правонарушениям, употреблению алкоголя, попрошайничеству. Другое дело — досуг во внешкольных учреждениях. Сейчас их в Киеве очень много: только государственных и коммунальных центров для детей и подростков в столице 55, а еще филиалы, клубы по месту жительства, десятки и десятки школьных кружков, клубов и студий при разных учреждениях. Сотни предметных, туристическо-краеведческих, социокультурных объединений, коллективов художественного и технического творчества охватывают более 230 тысяч представителей ученической молодежи — 92% детей Киева. По данным Главного управления образования и науки, больше всего в Киеве творческих школьников — более 30 тысяч детей занимаются в объединениях художественного творчества. Клубы по месту жительства охватывают все районы, едва ли не каждый квартал города, и обеспечивают досуг 19 тысячам детей. Еще почти 6 тысяч приходится на исследовательские общества Малой Академии наук.
В основном внешкольными учреждениями занимаются коммунальные предприятия, органы исполнительной власти на местах, общеобразовательные школы. От них зависит, например, организация содержательного отдыха детей на каникулах, обеспечение подарками ко Дню святого Николая, на Новый год, приглашения на праздники через разные учреждения и организации, билеты на спектакли в центры культуры и искусств, театры.
В последние годы приоритетными направлениями, кроме технического и гуманитарного, становятся спортивное, правовое и патриотическое образование. О его эффективности свидетельствуют факты: например, в прошлом году состоялось 12 заседаний Общественных советов делегатов детских прав при участии школьников города относительно защиты прав детей и молодежи. Уже пять лет работает общественное правозащитное объединение учеников — Бюро защиты прав личности. Во внеурочное время школьники изучают не только историю Украины, но и составляют летописи собственной семьи, чтут память жертв войны, Голодомора, политических репрессий. В сфере допризывно-патриотической подготовки развивается козацкое движение, детско-юношеские организации «Пласт», «Сечь» и другие.
«День» решил лично убедиться в качестве внешкольного образования и отправился в городской координационный центр научно-технического творчества молодежи «Сфера». Это учреждение начало свою деятельность еще в мае 1989 года, и уже в течение первого года в более чем ста кружках занимались свыше полутора тысяч детей. Традиционным здесь стало проведение районных выставок детского творчества, спортивно-технических соревнований, конкурсов по начальному моделированию...
Сейчас в просторном холле посетителя встречает огромная, самая большая в Киеве автомобильная трасса — 45 метров длиной! — где воспитанники тренируются и соревнуются в запуске трассовых моделей. Здесь же, в коридорах, — выставки фоторабот, отдельные изобретения и изделия. В комнатах для занятий светло, чисто и удобно. Вот только мебель, таблицы, половое покрытие отнюдь нельзя назвать новыми...
На выставке детских работ особое место занимают изделия из необычных материалов — пенопласта, пластиковой посуды, макулатуры, разных других подручных средств, которые в быту по большей части идут в мусор. Такой неожиданный подход уже стал для детей традиционным: ведь покупать производственные материалы, особенно дорогие и редкие, они вынуждены сами. Но «сферовцы» и тут выкрутились. Например, для моделей автомобилей вместо дорогого дерева используют пластик из навесных покрытий, а под потолком выставочного зала машет крыльями длинношеяя птица, изготовленная из туалетной бумаги...
Недавно молодые веб-дизайнеры центра заняли призовые места в конкурсе, организованном компанией «Сименс», и выиграли для учреждения пять новеньких компьютеров. Кроме этого, юные автомобилисты собирают современные электромобили, картинги — также для участия в соревнованиях, из которых дети часто выходят победителями. Юные рационализаторы придумали, оптимизировали и собрали подвесную канатную дорогу, солнечный опреснитель воды и еще десятки и десятки изобретений. Отдельная гордость — курсы языка, модельная, парикмахерская, фототехническая студии, эстрадные и спортивно-бальные танцы. Кроме того, посетители автомобильного кружка имеют возможность научиться водить автомобиль и получить права сразу по достижении совершеннолетия. Это — развлечения для среднего и старшего школьного возраста. А для самых маленьких в «Сфере» есть кружки мягкой игрушки, обработки древесины, прикладных искусств, школа раннего развития ребенка.
У детей центра есть опытные, внимательные руководители и широчайшие возможности для выбора увлечений. Не лучшее ли доказательство качества преподавания — то, что «Сфера» уже давно не пропагандирует свою деятельность среди школьников. «Зачем нам реклама? Наши дети — лучшее доказательство, лучшая агитация. Они сами в своих школах и рассказывают», — говорит завуч «Сферы» Елена Зеленчук.
Несмотря на большую общественную заинтересованность в детском досуге, финансирование его — более чем скромное. Пока детскими заведениями занимаются местные власти, за внешкольное образование как услугу родителям платить не приходится. Они традиционно обеспечивают только производственные материалы — цветную бумагу, пластилин, краски, костюмы, детали. Но в последнее время наметились тенденции к передаче этих учреждений досуга, в частности клубов по месту жительства, частным предпринимателям, которые, конечно, хотят на этом зарабатывать. По состоянию на 1 января 2006 года лицензию на осуществление внешкольного образования получили уже 69 частных учебных заведений. Здесь получают образование по разным направлениям более 22 тысяч детей — пока, кроме отдельных случаев, за деньги владельца.
Существенной государственной поддержки требует спортивно-туристическая сфера. В Украине нуждаются в полной или частичной реконструкции спортивные сооружения, в первую очередь — школьные стадионы. Дело это долгое и трудоемкое. Например, на реконструкцию стадиона «Пионер» в Киеве ушло 2 года и 2,5 млн. гривен...
А тем временем внеурочной физкультурно-спортивной работой заняты более 13 тысяч детей. Сеть детско-юношеских спортивных школ составляет свыше полутора тысяч по всей Украине, тут занимается более 720 тысяч школьников — почти 10% юношества Украины! Перспективы у маленьких спортсменов огромные — одаренные дети имеют возможность перевестись в специализированные школы, попасть в большой спорт.
«Еще двадцать лет назад существовала специальная лотерея — «Спортлото», средства от которой перечислялись на нужды спортивных учреждений, в том числе и детских, — рассказывает Мирослав Дутчак, директор департамента физкультуры Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта. — Теперь такой лотереи нет. Как следствие в стране работает только половина бассейнов, из 55 тысяч спортивных площадок 85% — с грунтовым покрытием. В спортивных школах почти не соблюдены элементарные гигиенические нормы — нет душевых комнат, раздевалок и тому подобное».
Еще одна подобная проблема — организация активного досуга. Мирослав Дутчак рассказал, что основным учреждением спортивного туризма являются станции юных туристов. Однако и здесь не без беды — остается открытой проблема классификации и упорядочения туристических маршрутов, в частности определение мест для отдыха, безопасных переходов с учетом возраста туристов. В стране недостаточно и инспекторов, волонтеров. «Кадры катастрофически стареют, а молодых — нет, потому что очень низкая зарплата», — говорит пан Дутчак.
Идеальный вариант — когда с детьми работают люди, независимые финансово. Но таких — единицы, а увеличения количества профессиональных и независимых преподавателей в ближайшее время не предвидится. У нынешних воспитателей слишком много забот, чтобы уделять достаточное внимание детям.