Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВЫБОР СУОМИ

Финляндия — социальное государство с нордическим характером
5 апреля, 2002 - 00:00

В стране, почти четверть территории которой лежит за Полярным кругом, люди пьют столько кофе, как нигде в Европе, жить не могут без сауны, и если вы попадете в их столицу, обязательно покажут вам, в каком квартале выросла их президент. Два года назад они избрали главой государства женщину, из 18 членов их кабинета министров 11 женщины, спикер парламента и мэр столицы — также женщины, но здесь не поворачивается язык говорить о каком-то там феминизме. Потому что это — Финляндия, или, как называют ее финны, — Суоми, просто страна справедливого общества.

Но будьте готовы к тому, что финны, по праву гордящиеся своими достижениями, будут требовать от вас такого же справедливого отношения к достоинствам своей страны. Шутят, что когда вы въезжаете в Финляндию, таможенники не обращают на вас никакого внимания. Однако когда вы будете уезжать, вас обязательно проверят, чтобы убедиться, что вы прикупили мобильник Nokia — предмет национальной гордости каждого финна, лицо Финляндии на мировом рынке. Вообще же, финские «брэнды» не нуждаются в долгом представлении. Каждый ребенок знает Санта-Клауса, живущего в Лапландии на севере Финляндии, и семью Мумми-троллей, которых выдумала финская писательница Туве Янсон. Взрослые же обязательно должны были хоть что-нибудь слышать о финском национальном эпосе «Калевала» и композиторе Яне Сибелиусе. Но не только эти знаменитые имена и названия представляют Финляндию в мире. Многого стоит хотя бы то, что с кем бы вы не заговорили на улицах Хельсинки, услышите в ответ такой естественный и чистый английский язык, что сразу становится понятно, — лицо этой страны создает каждый ее гражданин.

Путь Финляндии к ее месту в современном мире продолжался долго, и место это часто определяли другие, соседние государства. Вследствие нескольких крестовых походов шведских королей в ХII и XIII веке Финляндия стала частью Шведского королевства. В то же время восточный сосед финнов — Великий Новгород, а впоследствии Российская империя, также имели свои интересы на этой земле. В результате российско-шведской войны 1808—1809 годов Финляндия вошла в состав России на правах Великого княжества. Официальным языком все это время был шведский, только в 1863 году финский получил официальный статус. После революции в России 1917 года Финляндия провозгласила независимость, но сразу же в стране началась гражданская война. Согласно пакту Молотова—Риббентропа, 30 ноября 1939 года Советский Союз напал на Финляндию, до 1940 года продолжалась Зимняя война. В 1941—1944 годах СССР и Финляндия снова воевали.

Во времена «холодной войны» маленькой северной стране приходилось балансировать между двумя блоками по обе стороны железного занавеса. «Финский парадокс», который в 1961 году определил президент Кекконен, заключался в том, что чем лучше удавалось стране сохранять доверие Советского Союза к себе, как к мирному соседу, тем эффективнее развивались отношения Финляндии с Западом. Нейтральный статус страны было выбран главной гарантией ее безопасности. Но из-за всего этого Финляндия долгое время принимала довольно ограниченное участие в европейских интеграционных процессах. Только в 1989 году страна стала членом Совета Европы, в 1995 — Европейского Союза. Сейчас Финляндия участвует в миротворческих операциях НАТО, с 1992 года она является членом Совета североатлантического сотрудничества, с 1994 — программы «Партнерство ради мира», развивает свои отношения с Альянсом, но вступать в него не собирается. Как показывают исследования общественного мнения, против этого выступает большинство населения страны.


В Финляндии две официальных церкви — Евангелистско-Лютеранская, к которой принадлежат 85% населения, и православная, к которой принадлежит 1% граждан, а также два официальных языка — финский и шведский. Шведскоязычное население страны составляет немного меньше 6%, но все вывески в Финляндии обычно написаны на трех языках — финском, шведском и английском. Шведская народная партия традиционно имеет своих представителей не только в парламенте, но и в правительстве страны, у шведов в Финляндии есть свои газеты, программы на радио и телевидении. Дискуссии вокруг рациональности сохранения официального статуса шведского языка в Финляндии идут постоянно, но сами финны называют их «просто разговорами», отмечая, что это ни коим образом не политический вопрос. Финны и шведы часто подшучивают друг над другом, однако все это больше похоже на обычные соседские «подколы», чем на проблему политики. Это и не удивительно: всем и в Финляндии, и в Швеции понятно, что две скандинавские страны имеют собственные суверенитет, внешнюю и внутреннюю политику, и каждая из них самостоятельно строит свое будущее. Так, Швеция, в отличие от Финляндии, не присоединилась к зоне евро, о чем в Хельсинки весьма сожалеют — удобнее было бы вести бизнес — однако признают: это дело шведов. В Швеции никто не пытается использовать в собственных политических целях шведскоязычное меньшинство Финляндии.

Главная задача финского государства — забота о своих гражданах, независимо от их национальности или вероисповедания. Социал-демократическое правительство традиционно выделяет на социальное страхование четверть государственного бюджета, а в региональных бюджетах на эти нужды предусмотрено около 40% средств. Один из примеров внимательного отношения государства к рядовым гражданам: светофоры в Хельсинки оборудованы специальными звуковыми сигнализаторами для людей с проблемами зрения.

Средняя зарплата в Финляндии составляет 1700 евро, врачи, преподаватели и юристы получают в среднем 2500 евро в месяц. Цены здесь также высокие, например, одна поездка в общественном транспорте стоит 3 евро. Однако столица страны Хельсинки и ее жители выглядят довольно скромно. Архитектурный ансамбль стиля ампир в центре города создан в первые десятилетия ХIХ века, когда Финляндия была присоединена к Российской империи, и он очень напоминает старый Петербург. Из-за этого сходства американские кинорежиссеры, которые не имели доступа в Советский Союз, не раз снимали фильмы о Питере именно в Хельсинки. Но вы не ощутите никакого намека на имперский стиль в этом северном городе. Здесь все просто, все рационально, здесь нет никакого эпатажа, и финская скромность — также не эпатаж. Небольшой трехэтажный президентский дворец без всяких украшений, похожий на обычный дом на киевском Подоле, стоит прямо перед блошиным рынком неподалеку от пристани. Финны обязательно расскажут вам, что время от времени их президент Тарья Халонен выходит «на перерыв» из своего дворца и делает покупки на базаре.


Министр иностранных дел во времена президентства Марта Ахтисаари, Тарья Халонен стала первой женщиной-президентом в истории Финляндии. Юрист по образованию, член парламента разных созывов с 1979 года, президент Финляндии, кроме финского и шведского, владеет английским и немецким языками. Рыжеволосая Тарья разведена и не скрывает, что живет в гражданском браке (более чем распространенное явление в этой стране). Финляндия — парламентская республика, с начала 1990-х полномочия президента постепенно уменьшаются, часть властных прав переходит к парламенту, который формирует правительство, однако это требует от главы государства немалого умения, чтобы оставаться настоящим лидером государства. Вероятно, один из секретов этого умения Тарьи Халонен — ее абсолютная естественность. В Финляндии все знают о любви президента к театру и садоводству. В Хельсинки есть небольшой район приусадебных участков, с традиционными одноэтажными деревянными домиками, один из которых, как доподлинно известно каждому гражданину страны, принадлежит президенту страны.

Внимательное отношение к окружающей среде — одна из особенностей финского общества. Финляндия — страна, которая лучше всех в мире заботится о своей окружающей среде, согласно последнему отчету Всемирного экономического форума. Убедиться в том, что международные научные исследования не обманывают, можно, внимательно осмотрев ваш гостиничный номер в Хельсинки. На стене ванной комнаты вы прочитаете информацию о том, сколько воды расходуется ежедневно на стирку полотенец, и сколько стирального порошка попадает в окружающую среду, а также найдете предложение отказаться от ежедневной перемены полотенец. Если же вам это не подходит — бросайте грязные полотенца на пол, и их обязательно заменят на свежие. А проезжая по главной улице Хельсинки — проспекту Маннергейма, вы заметите на одной из перпендикулярных улочек очень старое дерево, растущее прямо посреди проезжей части. Эту иву охраняют с 1924 года, улицу вокруг нее специально вымостили камнями, поставили предупредительный знак — и машины вынуждены объезжать дерево. Однако шкуры северных оленей можно приобрести в аэропорту Хельсинки всего за 60 евро. Забитое животное вырастили специально, следовательно, ущерб природному балансу не нанесен. Такова рациональность финского подхода к делу, а как ее оценивать, зависит уже от нас.

Разумеется, озабоченные проблемами охраны окружающей среды финны не забывают и о своем здоровье. На улицах финских городов часто можно увидеть людей, которые энергично шагают, размахивая небольшими, будто бы лыжными палками. Сначала не знаешь, что и думать: то ли эти финны где-то потеряли лыжи, то ли им очень хочется заняться лыжным спортом, а поскольку по асфальту не очень-то поедешь, они решили ограничиться палками. Однако лыжный спорт здесь особенно ни при чем. Это — «нордическая ходьба» — относительно недавнее изобретение фитнесса. Таким образом финны поддерживают спортивную форму. Действительно, попробовав раз нордическую ходьбу, чувствуешь, что мышцы начинают прекрасно работать. А вот еженедельные семейные походы в сауну — старинная национальная финская традиция. Особенно важная часть ритуала — купание в проруби. В животворную силу ледяной воды финны настолько сильно верят, что в последние годы все больше растет число людей, занимающихся моржеванием.

Однако прыгать или не прыгать в Финляндии в прорубь, зависит исключительно от вас. Также определяйтесь сами, какое количество финской водки потреблять. Самое главное — сохранять чувство собственного достоинства, которым особенно тонко обладают финны. В этой стране ваше достоинство ни в коем случае не пострадает, даже если вы въедете на санках в ближайшую ель. Отнеситесь к этому с юмором и будьте уверены, что над вами никто не будет злорадствовать. Ведь вся история Финляндии научила ее людей тому, что самое главное достоинство — это завоеванное и дорогое право быть собой.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День», Хельсинки — Киев, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ