Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Выбраться из статуса провинции — через туризм

Как занесли 10-тысячный польский городок в Книгу рекордов Гиннесса
2 июня, 1996 - 20:15
О НЮАНСАХ РАБОТЫ ПАРОВОЗНОГО ДЕПО И, В ЧАСТНОСТИ, МАШИНИСТА МОЖНО УЗНАТЬ НА ПРАКТИКЕ: РАЗРЕШАЕТСЯ ЗАЛАЗИТЬ К МАШИНИСТУ В КАБИНУ, ПРОБОВАТЬ, ПОД ЕГО ПРИСМОТРОМ, КАК РАБОТАЮТ МЕХАНИЗМЫ, ЗАПУСКАТЬ ПАРОВОЗ. ПРАВДА, НУЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ ПОСЛЕ ЭТОГО УДОВОЛЬСТВИЯ ДОЛГО МЫТЬ РУКИ

Как минимум, до 2012 года Польша будет нашим едва не ближайшим партнером и страной, с которой мы себя будем сравнивать, чему-то будем учиться и, конечно, в случает надобности — делиться своим опытом. Туризм — особая отрасль, которая может приносить неплохие прибыли. В Украине это поняли не так давно, а вот в Польше уже удалось хорошо развить свои пути-дорожки, просчитать и инвентаризовать все исторические достижения, определиться, что можно показать иностранцам и, что важнее, что создать. Особенно интересны места, где якобы «ничего нет», но благодаря человеческой инициативе появляются шедевры, которые заносят в Книгу рекордов Гиннесса.

ИЗ МИНИМУМА ВЗЯТЬ МАКСИМУМ

Туристическая Польша хорошо известна туристам своими прекрасно сохраненными дворцами и костелами, а еще хозяйственным отношением ко всему созданному ранее. Потому особый интерес возникает именно не к Кракову, Познани или Варшаве, а к небольшим городкам типа Нового Томышля или Вольштына, в которых не более 10—15 тысяч человек. Основными туристами в Польше везде считают немцев.

— Больше всего нас интересуют богатые немецкие туристы. Западная граница нам намного ближе, чем восточная, поэтому наше промоционное направление — рынок немецкий, — рассказал маршаллок Великопольского воеводства (в Украине — руководитель области) Марек Возняк. — Кроме того, у нас ныне строится автострада до Берлина, и мы надеемся на улучшение туристической отрасли благодаря хорошей дороге. У нас все адаптировано именно для этого контингента. Сейчас в Польшу, в частности, западную, приезжает много туристов, особенно — туристов-бизнесменов.

Если взять пример Вольштынского уезда (района), в котором проживает 55 тысяч жителей, то здесь хоть и нет моря и гор, все-таки есть пять охраняемых законом заказников, живописные, хорошо убранные озера, а еще — остров ландышей. Вольштынцы любят вспоминать, что у них жил и работал немец Роберт Кох, исследовавший туберкулезную палочку, и хотя период его пребывания в городе был недолог, память об этом увековечена в доме, где он жил. В целом за всем, что осталось в наследство, поляки бережно следят и не жалеют денег на рекламу.

Молись и работай — основное правило вольштынцев, как и, видимо, всех поляков, так как я это слышала во время литургии в познанском костеле. Первое упоминание о городе датируется 1420 годом, также упоминается, что ранее здесь были болота, которые поляки с немцами привели в порядок, и ныне эффективно занимаются сельским хозяйством.

— Как людям живется у нас? Хорошо живется... У нас нет большой промышленности, основное, чем занимаются люди в нашем уезде, — сельское хозяйство, в частности, выращивание грибов, плюс туризм. Безработных у нас — 5%, возможно, из-за кризиса их количество возросло еще на 2,5%. У нас есть очень много туристических путей, давно отмеченных на специальных картах. Все это работает много лет, у нас есть типично туристические города, куда всегда приезжали поляки отдыхать, а в советские времена — даже коммунисты, — улыбается Вольштынский староста Ричард Курп. — Операторы на туристическом рынке соответствуют высоким стандартам услуг, между ними существует конкуренция. Нужно отметить, что эти стандарты значительно выросли после 1989 года... Все туристические центры — в частных руках.

Паровозное депо — это основная туристическая особенность Вольштына. Здесь собраны 30 различных паровозов со всего мира, семь из них — действующие (в основном — немецкие), и туристы на них любят кататься. Те, которые непосредственно стоят в депо, также могут быть действующими — просто их «разогревают» старинным способом и это занимает 10—12 часов. Самый старый паровоз — 1883 года выпуска, а специальная «оборотница» (круглые рельсы, на которых стоит машина, соединяющая паровоз с вагонами) — с 1908 года, до сих пор действующая. Это единственное такое депо не только в Европе, но и во всем мире. Как рассказали руководители города, в начале мая здесь состоялся парад паровозов, когда были собраны старые модели со всего мира (Китай, Великобритания, Япония, Австралия и другие страны).

— Мы практически каждый день катаем на них людей. Особенно радуются дети — туристы всегда приходят с детьми. Стоит это немного — два злотых. Туристы любят нам «помогать»: радуются, когда вручную крутят «оборотницу», толкая ее, любят запускать под моим наблюдением механизмы, давать сигналы. Особенно интересуются мужчины, хотя любопытных среди женщин хватает... Мы радуемся, что все здесь старое, мы не хотим ничего модернизировать, — рассказал фанат паровозного дела Веслав Йокель, бывший механик, который даже на пенсии здесь работает, потому что не может расстаться с машинами.

Возле депо открыт музей, в котором можно увидеть всю историю паровозного депо: немецкий план депо, одежда, в которой ходили его служащие, документы на немецком языке и тому подобное. Также здесь есть большой макет паровозного депо: по словам механика, все работает: вода качается, паровозы ездят — поэтому в случае надобности механизм можно запустить в движение...

ВИКЛИНА (ЛОЗА), ШПАРАГА И ХМЕЛЬ

Жители Нового Томышля Вольштынского уезда, который находится за несколько десятков километров от уездного города, решили, что особенностью их округа будут три вещи. Первая — это виклина (лоза). Здесь создали Музей лозы и хмеля, в котором уже провели 15 всемирных пленэров лозоплетельщиков, а еще здесь есть самая большая в мире корзина из лозы, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса. Второй — хмель. Это само по себе, потому что в Польше с давних пор работает пивоваренный завод, и, как утверждает польская молодежь, пиво пользуется неплохой популярностью. Третье — это шпарага (так звучит на польском, аналога в украинском языке не нашлось). Речь идет о сельскохозяйственной культуре в форме тонкого белого корня, из которого варят уху или запекают. Поляки говорят, что шпарага лучше всего растет именно в их местности, и суп из нее (что-то похоже на пюре), который не едят из ложки, а пьют из суповой чашки, является их национальным блюдом.

А еще несколько десятков лет назад казалось, что в Новом Томышле нет ничего особенного. Люди, по словам старосты новотомского Анджея Волконского, «повстали» (проявили инициативу) — и вот сюда приезжают на мировые пленэры, а о гигантской корзине благодаря интернету знает весь мир...

«Одна ветвь — и тысячи способов», — наверное, это жизненное кредо жителей Нового Томышля. Имеется ввиду ветвь ивы, которую, пофантазировав, можно по-разному использовать. В 1930 году здесь начало действовать первое предприятие по переработке и изготовлению изделий из лозы, поэтому у жителей города уже сложились традиции. А одну из улиц, которую официально открыли в честь вступления Польши в Евросоюз, специально украсили изделиями из виклины: балконы домов, подъезды, горшки с цветами (впечатление такое, будто национальные цветы Польши, по крайне мере в мае, — анютины глазки) — есть даже летнее кафе, в котором все из лозы. Но если в Украине лоза в основном светлая, то в Польше — темно-коричневая.

— Люди любят украшать свои дома. Здесь был один очень заброшенный и страшный проход между домами. Так люди «повстали» и за свои средства сделали ремонт, украсили его виклиной, теперь водят показывать его гостям города, — рассказал староста Анджей Волконский.

Конечно, всем гостям города показывают еще одну инициативу новотомышлянцев — самую большую в мире корзину из лозы. Ее высота — почти 9 м, длина — около 20 м, а ширина — 9,5 м. На строительство ушло более 12 тонн лозы и 11 тонн железных прутьев. Стоит отметить, что внутри корзины растут деревья, и есть стремянка, по которой можно подняться на ее верх.

Музей лозы и хмеля находится в парке, где отдыхают люди. Здесь есть большой деревянный овин (кладовая), в котором собраны лучшие образцы лозоплетения. Особенно много мебели в натуральную величину, предметов быта. Он открыт для туристов даже зимой. Также больших размеров изделия из виклины стоят на дворе — гриб, ангел, арка, журавли (иногда нужно догадываться, что сделал мастер). На входе в другое помещение — музей хмеля — есть надпись-поговорка, популярная в Польше: «Панна без красоты, конь без хвоста и пиво без хмеля имеют одинаковую ценность». Кроме того, что его используют пивовары, хмель незаменим в фармацевтике: хорошо помогает при болезнях желудка, его принимают как обезболивающее и тому подобное.

И это еще не все: чтобы угодить всем, неподалеку от музея создали «зоо» — небольшой симпатичный зоопарк, посещение которого бесплатно. Неподалеку стоит еще один шедевр из лозы: огромная плетеная «шапка», которая вечером светится. Здесь есть места для сидения (поместится человек 30—40), и учителя часто используют «шапку» для проведения уроков, игр, творческих соревнований. Действительно, одна лозина, и тысяча способов...

Поляки верны своим принципам любви к родине, работе, Богу и, в целом, к жизни. И хотя здесь, как у всех стран, есть естественные миграции, никто особо не убегает в большие города — люди находят себя там, где родились. Один из государственных служащих, который был временным экскурсоводом группы, воскликнул: «Я не знаю города лучше, чем Вольштын!».

Оксана МИКОЛЮК, «День». Киев — Варшава — Познань — Новый Томышль — Вольштын — Познань — Киев, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ