«Проблема скрытой работы действительно существует, — говорит директор Ровенского областного центра занятости Иван Ткачук. — Определенная категория граждан не хочет афишировать свою занятость ради все тех же льгот и денежной помощи. Кроме того, такое состояние дел выгодно и предпринимателям, которые, взяв на работу работника и не оформив документально трудовые отношения с ним, экономят на необходимых отчислениях, которые они вынуждены были бы делать из официально начисляемой заработной платы. Сам же наемный работник получает возможность паразитировать на несовершенстве и непродуманности системы социальных льгот и компенсаций, рассматривая центр занятости как ответвление системы социального обеспечения, а не как структуру, призванную помочь человеку, потерявшему работу, опять стать полноценным членом общества. Я лично поднимал вопрос на коллегии Министерства труда и социальной политики относительно ненормальности подобной ситуации, когда здоровый 30-летний безработный мужчина получает такие же социальные льготы и гарантии, как и инвалид.»
В этом контексте стоит в качестве примера привести ситуацию, сложившуюся полтора года назад на ОАО «Рiвнельон». Когда-то одно из самых больших предприятий региона, а сегодня едва прозябающее производство получило из США заказ на изготовление большой партии продукции и сырье для этого. Возникла потребность в отзыве из вынужденных отпусков полтысячи работников, около двухсот из которых на работу выходить отказались и, соответственно, были уволены. Председатель правления общества Владимир Гапончук, комментируя «демарш» своих подчиненных, отметил, что за длительное время, пока рабочие фактически были лишены возможности работать, многие из них успели найти другую работу. Однако увольняться из льнокомбината никто не спешил, чтобы не лишать себя возможности регулярно получать справки об отсутствии заработной платы, следовательно, пользоваться все теми же социальными льготами.
Относительно же роли контролирующих и правоохранительных органов, которые должны были бы следить и предупреждать подобные моменты, то рыночного торговца поймать на горячем непросто. За годы «базарный экономики» система предупреждения о проверках и подстраховывание друг друга на случай подобных неожиданностей отшлифована почти идеально. Только один штрих: немало предпринимателей нанимают для своих торговых точек двух продавцов — один обеспечивается всеми необходимыми документами, а второй — из той же славной когорты официально безработных. При необходимости просто проводится рокировка, и строгие участники проверки (базарщики именуют этот процесс уголовным термином «шмон») натыкаются на честный взгляд «легального бойца прилавка».
Если же говорить о документально зафиксированных случаях выявления людей, которые одновременно стояли на учете в центре занятости, то они, на первый взгляд, не впечатляют. Так, по словам начальника отдела организационной работы Ровенского ОЦЗ Ольги Смирновой, за первый квартал этого года в Ровном подобных случаев было обнаружено 16 (к моменту подготовки материала информация по районам области была еще не обработана). Все эти люди или в судебном порядке, или добровольно вынуждены будут вернуть деньги, израсходованные государством на их поддержку как безработных. Делаем поправку на тех, кто остался «в тени», и проектируем ситуацию на Украину в целом (а Ровенщина далеко не самый большой по человеческим ресурсам ее регион) — возможно, и не о миллионах гривен будет идти речь, но сумма убытков, которые государство несет, выплачивая деньги людям, этой помощи, по существу, не требующим, похоже, будет иметь пять нолей в конце.
Без сомнения, значительная часть граждан, которые не по собственной вине потеряли работу и не могут самостоятельно ее найти, действительно нуждаются в тех выплатах от центров занятости, и иногда они едва ли не единственный источник существования. Однако и скрытая работа, которая пришла на смену скрытой безработице, также является совершенным фактом. Руководитель Ровенского ОЦЗ Иван Ткачук считает, что так будет продолжаться до тех пор, пока у человека не будет мотивации легализировать свою занятость. И здесь требует пересмотра целый комплекс вопросов: начиная с налогов — и заканчивая льготами и субсидиями. Последние, кстати, уже давно предлагается заменить денежной адресной помощью с более тщательным изучением материального состояния тех, кто на нее претендует. Тем более, что безработица представителям структур, призванных отслеживать подобные моменты, у нас кажется, не угрожает…