Как-то просматривая в библиотеке очередной детектив, неожиданно обнаружила любопытные страницы, содержащие откровения героини — «имиджмейкера и пиарщика», хозяйки агентства по проведению предвыборных кампаний. Она охарактеризовала свою работу, как сплошную головную боль и жуткую мороку, которая зато и оплачивается соответственно затратам. Ведь главное не столько в оказании помощи своему клиенту, сколько в том, чтобы утопить его противников. Можно сказать, в полном смысле слова — особо вредная работа. «Обмазывание человека грязью — дело тонкое», — изрекла героиня романа.
Политическая действительность дает фору самым крутым сюжетам любого художественного произведения. Даже наиболее блистательная писательская фантазия порой не успевает за бурно прогрессирующим процессом обмазывания грязью всего и вся. Производство грязи, именуемое специфическим термином «избирательные технологии», постоянно в цене, потому что — неизменна цель: избирательно отстреливать неугодных политиков. Наш избирательный процесс трудно назвать демократическим, он скорее «металлургический», поскольку давно уже носит характер непрерывного производства. По окончании одних выборов — сразу же стартует подготовка к следующим. И все бы ничего, если бы усилия «технологов» были направлены на развитие общественно- политических процессов, а не на их деградацию. «Высокие технологии» плетутся в хвосте антидемократических традиций азартной охоты на наиболее ярких политических деятелей. Как только светлая голова начинает возвышаться над уровнем «болота» и мешает ему жить, на нее тотчас обрушивается поток грязи. Производство грязи в предвыборных кампаниях и не только — инвестируется соответственно грязными денежными потоками. Поэтому под прицел «черных технологов» попадают прежде всего те, кто инициирует и контролирует борьбу с отмыванием грязных денег, кто мешает проведению финансовых афер и теневых схем приватизации государственной собственности. Кроме защиты теневых бизнес-интересов, особый цинизм грязным технологиям придает хронический недостаток политической культуры или же ее полное отсутствие.
Источником культуры западной цивилизации является Библия. Ее заповеди основополагающи и в бизнесе, и в политике. Там же, где люди продолжают действовать по «законам джунглей», белые одежды совершенно демократических институтов вряд ли им помогут. Основной принцип теоретической духовной концепции Иисуса Христа на практике проявляется тогда, когда человек относится к другому человеку так, как бы он хотел, чтобы этот человек относился к нему. Наши же бизнесмены и политики, наоборот, делают своим конкурентам такое, чего бы они никогда в жизни не хотели испытать на себе. Есть, конечно, исключения из правил, но эти люди и подвергаются наиболее агрессивному информационному нападению, как посмевшие быть моральными. Мораль — наиболее слабое звено в бизнесе и политике, все еще скованных тоталитарным принципом «цель оправдывает средства». Поэтому наши предвыборные кампании с большой долей иронии можно назвать праздниками демократии на пиршестве заказных грязных политтехнологий. «Заказывают» человека, предприятия, государственные структуры и даже — страну. В производстве грязи задействованы немалые деньги, крохи от которых перепадают и «желтой» прессе, чье рвение порой превосходит границы здравого смысла и уровень оплаты за услуги.
Подобные размышления приходят в голову всякий раз, когда криками «Пожар! Пожар!» пытаются до предела накалить атмосферу, чтобы самому остаться за пределами всеобщего внимания.
С назначением секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгения Марчука первое, что привлекло внимание, — это изменения в сторону максимально возможной открытости, гласности. На заседаниях СНБОУ стали рассматриваться самые острые проблемы, представляющие угрозу безопасности граждан и страны. Ни одно письмо граждан не остается без внимания и ответа (чего, к сожалению, от местной власти не дождешься). Люди поняли, что это одна из немногих государственных структур, которая не только сама не коррумпирована, но и реально перекрывает каналы многих теневых афер. Поэтому на протяжении двух лет СНБОУ и его секретарь подвергаются критике и обвинениям. Е. Марчука обвиняли в «некомпетентности», «недемократичности», «непатриотичности» и даже во «враждебности к Интернету». Большую роль сыграл СНБОУ и в стабилизации общественно-политической ситуации в период «кассетного скандала». Поэтому лево-правые экстремисты жаждали отставки секретаря СНБОУ. Но главным «козырем» тех, кому мешает жесткий контроль со стороны СНБОУ, стала «незаконная торговля оружием», в чем Украина за два года обвинялась четыре раза. После тщательной проверки обвинение не подтверждалось и через некоторое время выдвигалось снова. В народе о таких «обвинителях» говорят жестко и презрительно: «и отца, и мать продаст» или «всадит тебе нож в спину» для достижения своих алчных целей.
Наглая информационная атака на секретаря СНБОУ теневыми дельцами чем-то напомнила мне другую грязную кампанию... И вот, что удивительно (а может быть, и нет!), в ней фигурировали те же фамилии, те же названия газет, и главное — схожи повод и метод ведения кампании. Повод — 50% + 1 акция контрольного госпакета акций металлургического комбината им. Ильича. Когда стало ясно, что руководство и работники комбината твердо стоят за приватизацию предприятия трудовым коллективом и «жирный кусок» уплывает из рук теневых дельцов, в СМИ развернулась широкомасштабная кампания по дискредитации генерального директора В.С. Бойко и коллективной формы собственности как якобы неэффективной. Метод — беспочвенные обвинения, заказные статьи, извращения фактов, ложь и даже подделка писем трудящихся. Одним из наиболее активных участников этой кампании стала газета... правильно, «Киевский телеграф» А. Деркача. Поэтому неизвестные «меценаты» выписали нам на библиотеку аж пять экземпляров! Тогдашний глава СБУ Л. Деркач (папа) разыскивал по всему свету мифические зарубежные счета В.С. Бойко. В Мариуполе распространялись клеветнические листовки о том, что якобы такие счета уже найдены. Подключилась к этой кампании и оппозиционная меткомбинату им. Ильича мариупольская газета, на страницах которой любую информ ацию могут преподнести как жареное блюдо под пикантным соусом. Вот и недавно на первую полосу была вынесена публикация под названием «Секретарь Совбеза — контрабандист?» Примечательно, что в интервью, данном именно «Киевскому телеграфу» (9.04 — 15.04. 2002 г.), главный редактор так обозначила круг интересов читателей своей газеты: «В принципе, людей больше интересует, что готовить, чем стирать, как уничтожать тараканов и колорадских жуков, чем политика и политики». Надо полагать, что за претендующим на дешевую сенсационность заголовком стоит попытка заинтересовать читателей политикой и политиками, а то, по мнению главного редактора, «...отношение, скажем, к Тимошенко просто обывательское: «А вот они там денег нахватали...» К этому можно только добавить, что мнение о читателях как ограниченных обывателях само по себе обывательское.
А одним из оппонентов приватизации комбината трудовым коллективом был М. Чечетов, утверждавший, что это «больно ударит по инвестиционному имиджу Украины». Время показало, кто и как больно ударил по имиджу Украины.
Случайность или закономерность в том, что первый заместитель главы Фонда госимущества М. Чечетов выступает теперь «в качестве «лоббиста» сомнительной для государства сделки», предлагая продать контрольный пакет акций АХК «Укрнефтепродукт» на «конкурсных условиях» (как некогда и контрольный пакет акций ОАО «ММК им. Ильича». — Г. А. («День», № 237)? Время даст ответ на этот и другие вопросы.
Не случайным будет одно: циничная «спецоперация» против Евгения Марчука, СНБОУ и Украины потерпит крах и справедливость восторжествует! Чего всем искренне желаю!
С уважением, Галина АЛЕКСАНДРОВА, Мариуполь