Прокуратура Автономной Республики Крым и Региональный центр прав человека направили в Международный уголовный суд (МУС) седьмое представление с доказательствами принудительного перемещения Россией гражданского населения из Крыма. Об этом во время брифинга «Убегать нельзя остаться. Новые доказательства преступлений РФ в Крыму» сообщил прокурор АРК Игорь ПОНОЧОВНЫЙ.
В документе предоставляются доказательства того, что внедренная Россией политика «интеграции» и атмосфера страха привели к перемещению крымчан и изменению демографической ситуации на полуострове. Авторы представления показали широкомасштабность и систематичность вытеснения населения из Крыма.
Информационное сообщение в МУС основывается на более чем тысяче протоколов допросов переселенцев, которые собрала прокуратура АРК за последние три года.
Авторы документа выделили приблизительно 30 основных факторов в шести областях общественной жизни, которые побуждают людей к перемещению. Среди основных причин — навязывание российского гражданства, преследования за политические или религиозные убеждения, нарушение свободы слова, мирных собраний, отсутствие справедливого судопроизводства, экспроприация или потеря имущества, сложности с доступом к медицинским и социальным услугам без российского паспорта, невозможность учиться на украинском языке, призыв в российскую армию.
«Эти действия направлены, в первую очередь, на проукраинское и крымскотатарское население, нелояльное к оккупационной власти, и имеют цель вытеснить из Крыма любое проукраинское население и заменить его людьми из Российской Федерации, чтобы изменить демографическую ситуацию на полуострове в интересах России... Такие действия представляют серьезные нарушения международного гуманитарного права, предусмотренные Римским уставом, IV Женевской конвенцией 1949 года и Европейской конвенцией по правам человека», — рассказал Игорь Поночовный.
По словам юриста Регионального центра прав человека (РЦПЧ) Виталия НАБУХОТНОГО, авторы информационного представления пытались убедить суд в Гааге в том, что события в Крыму имеют аналогию с событиями в Югославии. У трибунала из бывшей Югославии уже были первые прецеденты.
По данным Минсоцполитики, на конец 2019 года из полуострова выехало почти 43 тысячи внутренне перемещенных лиц. Однако, по данным ОБСЕ и украинских общественных организаций, общее количество де-факто переселенцев может достигать 100 тысяч.
«Мы обратили внимание, что в течение шести лет оккупации количество лиц, которые выезжают из Крыма, не меняется. К тому же за определенные месяцы количество людей даже растет. Это происходит из-за аккумулятивного эффекта. Ведь у человека, который длительное время находится на этой территории, увеличивается количество причин, чтобы покинуть полуостров», — говорит эксперт РЦПЧ Роман МАРТИНОВСКИЙ.
По данным РЦПЧ, за время оккупации из Крыма выдворили 2 425 лиц, из которых приблизительно тысяча — граждане Украины, остальные — граждане 37 иностранных государств.
МУС получил приблизительно 200 досье на украинских заключенных, которые отбывали наказание в местах лишения свободы и были депортированы на территорию России.
«По нашим подсчетам, по меньшей мере 12 тысяч граждан Украины уже было перемещено из территории Крыма на территорию РФ для отбывания уголовных наказаний», — добавляет Роман Мартиновский.
Также, по данным Регионального центра по правам человека, в ряды российской армии призвали по крайней мере 14 тысяч крымчан. 71 человек оккупационная власть привлекла к уголовной ответственности за уклонение от призыва.
Количество неправительственных организаций в Крыму после требования о перерегистрации по российскому законодательству уменьшилось с 10 тысяч до 360. Свыше 2 500 крымских СМИ вынуждены были прекратить свою деятельность после обязательной перерегистрации медиа на полуострове.
Оккупационная власть сократила на полуострове количество мест, где можно проводить публичные акции, до 366.
До оккупации в Крыму было зарегистрировано 1 400 религиозных общин, еще 674 действовали неофициально, без регистрации. Российская власть обязала верующих согласовать свою деятельность с законодательством РФ и перерегистрироваться до 1 января 2015 года. 10 августа того же года Федеральная налоговая служба РФ обнародовала список из 53 местных религиозных организаций, которые прошли перерегистрацию.
МУС — первый в мире постоянный международный суд с юрисдикцией относительно военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида. Основным принципом его работы является принцип комплементарности. Он заключается в том, что суд вмешивается в рассмотрение тех или иных дел только тогда, когда национальные правовые системы не в состоянии или не желают расследовать и привлечь к ответственности лиц, виновных в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях.
Работа суда разделена на стадии предыдущего изучения событий в определенной стране, официального расследования и судебного разбирательства. Теперь суд в Гааге находится на завершающей стадии предварительного изучения событий в Украине, чтобы окончательно определиться, есть ли основания для открытия дела. Суд до сих пор принимает информационные сообщения о возможных международных преступлениях в Украине
В то же время Крымская правозащитная группа приводит данные по состоянию на 7 сентября 2019 года, в соответствии с которыми в пределах политического мотивированного и/или религиозного преследования Россия лишила свободы 86 лиц. Из них 67 — за участие в «Хизб ут-Тахрир» и «Таблиги Джамаат».
Также по состоянию на июнь 2018 года полуостров покинуло 115 крымчан с ВИЧ, после того как Россия сделала невозможным для них продолжение заместительной терапии.
«Такие действия оккупанта могут нарушать статьи 7(1)(d), 8(2)(a)(vii)/ 8(2)(b)(viii) Римского устава МУС. В сообщении также приведен перечень должностных лиц РФ, которые в большей или меньшей степени являются ответственными за нарушение прав человека в Крыму. На рассмотрение офиса прокурора МУС мы предоставили перечень из 14 представителей высшего государственного руководства Российской Федерации, которые должны отвечать за совершенные преступления», — отметил Игорь Поночовный.
В то же время он уточнил, что в представлении есть перечень должностных лиц, причастных к международному преступлению, в высшем руководстве РФ, ФСБ, Следственном комитете, полиции, Вооруженных силах РФ и в оккупационной администрации, которая реализовывала и реализовывает политику преследования на полуострове.
Напомним, МУС — первый в мире постоянный международный суд с юрисдикцией относительно военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида. Основным принципом его работы является принцип комплементарности. Он заключается в том, что суд вмешивается в рассмотрение тех или иных дел только тогда, когда национальные правовые системы не в состоянии или не желают расследовать и привлечь к ответственности лиц, виновных в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях.
Работа суда разделена на стадии предыдущего изучения событий в определенной стране, официального расследования и судебного разбирательства. Теперь суд в Гааге находится на завершающей стадии предварительного изучения событий в Украине, чтобы окончательно определиться, есть ли основания для открытия дела. Суд до сих пор принимает информационные сообщения о возможных международных преступлениях в Украине.
Предыдущие шесть обращений, которые направляли в МУС правозащитные организации и Генеральная прокуратура Украины, касались депортированных из Крыма украинских узников. Два — выселение на основании решений оккупационных судов за нарушение миграционного законодательства РФ. Остальные три — сообщения о нарушении права собственности, о незаконном призыве и применении незаконных методов ведения войны («живые щиты» из гражданского населения во время захвата украинских военных частей — ред).
Правозащитники призывают жителей Крыма направлять материалы, которые подтверждают международные преступления Российской Федерации и оккупационной администрации полуострова. Они просят присылать копии подтвердительных документов, фото— и видеоматериалов по электронному адресу Регионального центра прав человека ([email protected]) или в прокуратуру Автономной Республики Крым ((АРК — [email protected]). Правозащитники гарантируют конфиденциальность и заверяют, что такие доказательства помогут им в привлечении к ответственности организаторов международных преступлений в Крыму.