Андрею Москаленко вскоре, 5 марта, исполнится 34 года. По образованию — экономист (в 2009 году закончил Львовский национальный университет им. Ивана Франко по специальности «Экономика предприятия». Аспирант заочной формы обучения ЛНУ, экономический факультет).
Попал в городской совет в 2008-м. И за эти годы очень успешно поднимался по карьерной лестнице — от студента-стажера до первого заместителя — заместителя городского головы Львова по экономическому развитию.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что Андрей Александрович — самый молодой за несколько десятилетий чиновник такого ранга в львовской ратуши.
Как же все происходило? Не возникало ли желания продолжить карьеру за границей? Какие самые проблемные аспекты в хозяйстве Львова? И есть ли амбиции возглавить город? Обо всем этом и не только — далее в разговоре с Андреем Москаленко.
«МНЕ ЭТО БЫЛО ИНТЕРЕСНО»
— Я был одним из первых участников «Первого карьерного шага» — программы стажировок в городском совете, которую анонсировал городской голова Львова Андрей Садовый, — рассказывает Андрей Москаленко. — Стажировался девять месяцев. После этого начал работать как главный специалист. Затем — как руководитель отдела, руководитель управления, руководитель департамента, руководитель двух департаментов, заместитель председателя по вопросам развития. И сейчас имею честь занимать должность первого заместителя — заместителя городского головы Львова по экономическому развитию. И на самом деле довольно большое количество студентов, приходящих на стажировку во Львовский городской совет, остается в ратуше на работе. Кто-то возглавил управление, кто-то является руководителем отдела или главным специалистом, кто-то работает в ведомствах. Для меня большая честь работать в масштабной команде Львовского городского совета. Сейчас я уже сам имею полномочия приглашать на работу — формировать команды. И могу сказать, что «Первый карьерный шаг» — очень правильная, действенная программа. Приглашаю студентов к участию.
— Но что все-таки вас побудило остаться работать в городском совете по окончании стажировки?
— В первую очередь, мне всегда было интересно понять, как работает город. Кроме того, увидел в мэрии очень активных людей, которые работали с семи утра до двенадцати ночи, и меня это зажгло. Сначала мы с одногруппником приходили в ратушу после обучения — в восемь, девять вечера. Час-полтора стажировались, смотрели, кто как работает, входили в курс дела, потом на следующий день шли на учебу, вечером снова на короткое время приходили на работу и даже имели за это небольшие деньги. Повторяю: мне это было интересно. Потому что когда работаешь в городе, очень быстро можно увидеть результат. И работа в хорошей команде — это всегда очень хорошо.
«ДЕЛО — В ЭНЕРГИИ»
— Я помню, что вы — самый молодой в мэрии чиновник такого ранга.
— Похоже.
— Не возникало ли из-за возраста споров мировоззренческого характера с гораздо старшими коллегами?
— Мировоззренчески — точно нет. Если и возникали, то это были дискуссии по решению того или иного вопроса, потому что для получения оптимального результата необходимо учитывать все аспекты. У нас в команде есть как студенты, которые учатся на третьем курсе, так и люди с 30-летним опытом работы в органах местного самоуправления. В конце концов дело даже не в возрасте и не в опыте. Дело — в энергии, и многие эту энергию имеют. У нас работает очень много сильных людей, которые вышли, допустим, из общественного сектора, из бизнеса, которые являются специалистами высокого качества. И я на самом деле многими из них восхищаюсь.
— Сейчас распространенной является практика для людей молодого возраста, совершивших успешный старт на родине, продолжить карьеру за рубежом. Не планировали ли вы такое?
— Да, у меня была такая возможность. Но я принял решение остаться в городском совете, потому что мне предложили новую позицию по работе, и я ее принял. Мне интересно, когда есть возможность видеть результат, когда есть амбициозный проект, а это было, мне кажется, в период завершения «Евро-2012».
«ГОРОД — ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ»
— Удалось ли за годы работы в должности заместителя городского головы выделить самые проблемные аспекты в хозяйственной сфере города? Каковы они?
— Город — живой организм. То есть каждый день возникают те или иные вопросы, которые нужно решать. Это могут быть и вопросы хозяйственные, и гуманитарной сферы. На эти проблемы нужно реагировать, их нужно прогнозировать и определять приоритеты. Мы сейчас работаем по программе «24/7», где уделяем внимание крупным инфраструктурным вопросам. Одним из проектов, например, является питьевая вода из кранов. Также в приоритете медицинская отрасль. Относительно образования и культуры, они у нас всегда были на первых позициях. Также решаем вопросы канализации улиц, общественных пространств в районах города, освещения, обустройства велодорожек, ремонта дорог... Вопросов много. Над ними работает много сильных команд.
— Из года в год на разных ступенях власти в Украине говорится о коррупции. То есть власть меняется, а проблема остается. В этом контексте спрошу, предлагали ли вам за решение определенных вопросов вознаграждение?
— Мне вознаграждений не предлагали. Возможно, кто-то хотел делать намеки, но я таких вещей просто не понимаю. И здесь, скорее, нужно исходить из той позиции, как с этим бороться. Речь идет не о процессе, как с этим бороться, а как выстраивать среду, где коррупция невозможна. Но, конечно, нужно понимать, что есть прямые и косвенные формы давления. Например, через социальные сети, куда забрасывается много ложной информации. Я до недавнего времени возглавлял админкомиссию по штрафам. Мы штрафовали юридических и физических лиц, и не всем это нравилось. У меня было много судов. Не буду давать никаких оценок. Скажу только, что это отнимает время. Поэтому необходимо совершенствовать систему. На мой взгляд, не нужно молчать. И нужно четко осознавать, что следует изменить. Необходимо понимать, что это — публичное управление, и многим это может не нравиться. Но никто не имеет морального права прессовать органы местного самоуправления. К примеру, когда речь идет о сохранении памятников архитектуры. Соответствующим образом должна действовать правоохранительная система, которая обязана на такие вещи оперативно реагировать. И есть закон, которого должны придерживаться.
«ЭТО — НАШ ВЫБОР»
— Имея большой, почти 13-летний опыт работы в органах самоуправления, можете сказать, что самое сложное в этой работе?
— Самое важное понимать, что мы являемся органом публичного управления. Поэтому все, что касается и нашей работы, и нашей жизни, является публичным. Это нужно понимать. И это нужно четко осознавать всем, кто принял решение работать в органах публичного управления. Также важным моментом является формирование команды, потому что один человек не в состоянии делать дело. И третий важный момент — самоотдача. Работники мэрии не находятся на работе по графику — с девяти до шести. Это трудно даже физически. Лучше об этом знают родственники наших сотрудников.
Есть разные ситуации — штатные и внештатные. Часто приходится работать в выходные. И это — наш выбор. Поэтому мы не говорим, что это — хорошо или плохо. Просто так есть. Поэтому тот, кто принял решение работать в мэрии, должен это понимать и просто работать. Мы должны улучшить жизнь львовян. Мы, команда Львовского городского совета, живем во Львове и заинтересованы, чтобы было лучше, чем сегодня.
— Многие люди в моем окружении, то есть те, с кем по журналистской специальности приходилось работать, говорят о вас как о примерном чиновнике — в том смысле, что и выслушать умеете, и помочь. Это характер или должность обязывает? А может быть, это зависит от человека, который к вам обращается?
— Мне сложно самого себя оценивать. На самом деле мне хотелось бы быть более эффективным, чем я сейчас, и больше времени иметь для коммуникации. Но специфика работы такова, что спланируешь одно, а получается другое. Хотя должен признаться, что общение с людьми очень заряжает, несмотря на то, что речь идет о проблемах. Когда эта проблема решается, это прибавляет мотивации.
— Не могу не спросить о негативе, часто — грязи, от которой, учитывая даже широкую огласку в социальных сетях, а этого сейчас предостаточно, не спрячешься. На первый взгляд, вас не задевает. Но действительно ли не задевает?
— Если есть какое-то замечание, касающееся работы, и это замечание справедливо, то это нужно учитывать в работе — с целью решения вопроса. Потому что это действительно могут быть наши недоработки, и этого нельзя не замечать. Конечно же, могут быть какие-то эмоциональные вещи, иногда чем-то спровоцированные, или же в избирательный период возникает большое количество ботов, созданных с целью формирования картинки негативных комментариев. Но вместе с тем ничего не поделаешь. Нужно относиться к этому адекватно. Еще раз повторю: я занимаю публичную должность, и нужно быть готовым к этому.
О НЫНЕШНЕМ МЭРЕ
— Вы пришли в мэрию под председательством Садового, который по состоянию на данный момент в должности городского головы уже третий срок. Если бы мэром был другой человек, работали бы вы в горсовете столько времени?
— Я уже упоминал о том, что самая большая ценность в работе — люди. Андрей Иванович Садовый смог сформировать очень сильную команду. И однозначно для меня ключевым моментом пребывания в городском совете является то, что мэром является Андрей Иванович Садовый. Я готов работать в его команде и точно не работал бы в команде другого мэра. Наш мэр на самом деле — очень требовательный. И к себе, и к подчиненным. Но то, что он формирует команды сильных людей — большая ценность, и я горжусь быть членом его команды.
— О вас часто говорят как о преемнике Садового. Планируете ли вы в перспективе занять это место?
— Для меня очень высокой является та позиция, на которой я сейчас нахожусь. Очень благодарен мэру и депутатам городского совета, которые поддержали предложение мэра, проголосовав за меня на сессии. Поэтому главная задача для меня — воплощение тех проектов, которые мы запланировали. Кроме того, я на последних выборах баллотировался в городской совет в качестве кандидата в депутаты и был избран депутатом горсовета от Сиховского района Львова — меня и мою программу поддержали 1856 сиховчан. Несколько дней тому назад сдал полномочия депутата, но продолжу работать над проектом развития Сихова, потому что эту программу мы нарабатывали с местной общиной и для меня принципиально ее воплощение.