По Крыму прокатилась серия «рыночных» бунтов. Не так давно участники пикетов в Алуште перекрыли трассу Симферополь — Ялта, что почти на три часа парализовало движение курортного транспорта, перекрывались транспортные магистрали в Судаке, в Симферополе, в других населенных пунктах. Торговля на рынках все более становится источником социальной напряженности. Об этом с большой тревогой говорят и представители власти, и представители бизнеса. Рынок сегодня — это средоточие многих проблем и противоречий. О процессах, которые происходят в рыночной сфере, наш корреспондент беседует с Председателем постоянной комиссии по внешнеэкономическим связям, торговле и предпринимательству Верховной Рады Крыма Владимиром РЯБОШАПКО.
— Владимир Иванович, в старые советские времена рынок в его бытовом, а не научном значении, считался чем-то второстепенным, второсортным. Что такое рынок сегодня?
— Так случилось: то, что когда-то пренебрежительно именовали базаром, в условиях распада плановой экономики стало важным социально-экономическим явлением в обществе: во- первых, многие потребители от 50 до 70 процентов, а иногда и все 90—100 процентов и промышленных, и продовольственных товаров покупают именно на рынках. Поэтому он стал мощным социальным стабилизатором, через который удовлетворяется большинство потребностей населения, а с другой стороны, он обеспечил рабочими местами тех людей, которые в условиях экономического коллапса потеряли работу и вообще все средства к существованию. В-третьих, рынок стал учителем экономики и для бывшей торговой сферы и для производства — на нем появились товары такого качества и ассортимента, которые были недосягаемы для советской торговли и промышленности. К тому же именно на рынках сосредоточена большая часть нашего малого и среднего бизнеса. Поэтому сегодня к рынку надо относиться совсем иначе — изучать тенденции и организовывать его работу надо на научном уровне. К сожалению, многие наши нынешние управленцы этого еще не поняли…
— Рынок, как и раньше, полностью стихийная сфера или в нем есть признаки управляемости? С другой стороны: это хорошо или плохо?
— По моему мнению, в рыночной сфере есть вещи, которые должны управляться, а есть вещи, к которым это недопустимо. Например, нельзя вмешиваться в политику цен, самостоятельность предпринимателей, но можно и нужно — в организацию рынков, их размещение и санитарное состояние и так далее. Власть, коль уж рынок стал значительной частью экономики, должна помогать совершенствовать и развивать эту сферу, чтобы она становилась все больше цивилизованной. Внешне упрекнуть правительство в недостатке внимания к этой сфере нельзя. Регулярно комитетами по торговле и по защите прав потребителей проводятся совещания, контролируется выполнение Закона Украины «О защите прав потребителей» и Правил торговли на рынках, выполнение Указа Президента Украины «О мерах по совершенствованию функционирования рынков по продаже продовольственных и непродовольственных товаров», принимаются постановления Совета министров, Верховной Рады Крыма, разработаны «Мероприятия по упорядочению и улучшению работы рынков в Автономной Республике Крым». А в марте 2002 года принята даже «Концепция совершенствования функционирования рынков по продаже продовольственных и непродовольственных товаров в Автономной Республике Крым». На основании этих документов во всех городах и районах республики приняты программы развития рынков, при исполкомах созданы межведомственные комиссии. Но казусы, подобные Алуштинскому и другим — рыночные торговцы и представители малого бизнеса в последнее время стали наиболее активными пикетчиками! — тем не менее, нередки... И это происходит потому, что зачастую роль государственных органов разного ранга и назначения сводится к назойливым и малоцивилизованным проверкам. И это в то время, когда рынки нуждаются в помощи и содействии. Получается так, что, являясь стихийной народной инициативой, рынки и малый бизнес развиваются абсолютно на свой страх и риск, а органы, которые должны им помогать и управлять их развитием, только паразитируют на народной инициативе и пытаются извлечь выгоду в таких масштабах, которые угрожают самому существованию этого бизнеса. С другой стороны, органы власти на местах иногда предпочитают действовать только методами запрета, не вникая в сущность проблемы. Так было в Алуште: запретили торговать на пляжах, не считаясь с масштабами этого явления и возможностями для устранения нарушений. А когда люди пришли в горсовет, чтобы обсудить проблему и найти варианты решений, городского начальства даже не оказалось на месте. Вышло только хуже: и инцидент с перекрытием дороги возник, и горсовету на внеочередной сессии пришлось отменить свое непродуманное решение. Лучше бы сразу действовали умно.
— Какими масштабами характеризуется развитие рыночной сферы в Крыму?
— По данным исполкомов городских советов и райгосадминистраций, в Автономной Республике Крым сегодня работает 243 рынка на 43,2 тысяч торговых мест. В прошлом году их было 267. И это не отрицательный, а положительный результат: были ликвидированы не приспособленные, стихийные, незаконно работающие рынки. И построены новые современные, крупные. Поэтому количество торговых мест на рынках не сократилось, а увеличилось на 1,5 тысячи. В Крыму 47 продовольственных и 29 непродовольственных рынков (в том числе 7 авторынков, 9 цветочных, рынки стройматериалов, радиорынок и книжный рынок), а также 156 смешанных рынков. В городах Крыма 158 рынков на 35,8 тысячи рабочих мест, что составляет 65 процентов общего количества рынков и 83 процента всех торговых мест. По формам собственности: 26,3% приходится на долю частных рынков, их 64, 28,8% — коллективные — 70 рынков, 17,7% — рынки потребкооперации — 43 рынка, 27,2% — коммунальные.
Строительство и реконструкция рынков, как правило, проводится за счет средств владельцев рынков и с большими затруднениями. Только в Симферополе за 2001 год в строительство и развитие рынков вложено около 15 миллионов гривен частного капитала. В Ялте нашелся инвестор, который готов вложить в ремонт фасада Ялтинского центрального рынка около 200 тысяч гривен. Еще 160 тысяч гривен будут потрачены на ремонт внутреннего помещения пассажа, где осуществляется торговля мясом, птицей и изделиями из них для курортников. Это радует…
— Какие тенденции проявляются в развитии рынков и малого бизнеса?
— Объем товарооборота на рынках постоянно возрастает. За истекший период 2002 года на рынках Крыма населению и отдыхающим продано около 34-х тысяч тонн продуктов животноводства и овощеводства, что на 3,7 процента больше уровня прошлого года. Увеличилась продажа рыбы в 3 раза, мясопродуктов и птицы в 1,7 раза, меда в 1,4 раза, яиц, круп, сахара, масла растительного в 1,2 раза, муки и молока в 1,1 раза… Бюджетные поступления от рыночной торговли только за 5 месяцев текущего года составили 18,2 миллиона гривен, в том числе 4,3 миллиона рыночного сбора. По сравнению с таким же периодом прошлого года рыночный сбор увеличился на 17,5 процента…
Поскольку большинство малых предприятий, созданных населением, также торговые, и в той или иной форме присутствуют на рынках, то небезынтересна статистика по малым предприятиям. Тем более, что и МП создаются и развиваются также исключительно на свой страх и риск, не надеясь на помощь государства. Как свидетельствует управление по статистике Крыма, в 2001 году малые предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, реализовали 77,1 процента всех проданных на полуострове зерновых культур, 54,9 процента топлива и ГСМ, и 55 процентов алкогольных напитков. Доля малого бизнеса в торговле кондитерскими изделиями и безалкогольными напитками на оптовом рынке Крыма составляет примерно 16 — 17 процентов, в торговле медикаментами — 45,5 процента, табачными изделиями — 0,4 процента. Малые предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, в 2001 году реализовали продукции на 1,4 миллиарда гривен, что составляет 52,7 процента общего объема оптового товарооборота в Крыму.
По данным управления статистики Крыма, в 2001 году функционировало почти 11 тысяч малых предприятий, за последние три года их количество в среднем за год увеличивалось на 22,2 процента. В расчете на 10 тысяч человек наличного населения в республике приходится 53 малых предприятия. В городах сосредоточено 82 процента их общего количества. 73 процента МП функционирует в сфере услуг, что обусловлено более быстрой окупаемостью вложенных средств без весомых затрат. Малым бизнесом охвачено 75,6 тысячи человек, что составляет 13,2 процента общего числа занятых во всех сферах экономической деятельности. Доля производимой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг малым бизнесом в 2001 году в экономике республики по сравнению с 2000 годом составила 12,6 процента и в целом МП произведено продукции, работ и услуг на 948,5 миллиона гривен.
— Какая проблема является самым сильным тормозом в развитии рынков и малого бизнеса, связанного с ними?
— Пожалуй, здесь нет мелочей, однако больше всего сдерживает перспективу практика проволочек с выделением земли под рынки. Чаще всего у нас дело поставлено задом наперед: сначала стихийно возникает рынок, а потом с большим или меньшим успехом и скандалом его пытаются узаконить. Встает вопрос о выделении земли, и ее или вообще не отводят, или же отводят на краткие сроки — на один год, например. Так из 12 рынков Джанкойского района — документы на землю имеет только один рынок, в Сакском районе из 14 рынков официально оформлены только два. Согласно данным отдела природоохранного законодательства Крымской прокуратуры, в Симферополе из 40 рынков только 11 введены в эксплуатацию в соответствии с требованиями законов по отводу земли…
Естественно, в «безземельный» рынок никаких инвестиций не будет — поставят приспособленные столы и будут просто «базарить», нельзя от такого рынка ожидать ни настоящей отдачи, ни качества торговли. Мы считаем, что власти должны отводить землю под рынки сроком не менее, чем на 10 лет. Тогда его владельцы будут заботиться о развитии инфраструктуры, повышать культуру обслуживания, превращать рынок в торгово-сервисный центр…
— Что предпринимается в Крыму для улучшения управления рынками?
— Для регулирования предпринимательства Верховная Рада Крыма впервые специально создала в своем составе постоянную комиссию по вопросам внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства. Но я считаю, что этого механизма все равно недостаточно для управления рыночной стихией. Необходима государственная структура, возможно, правительственный орган, который бы помогал малому предпринимательству и который бы защищал его, умел с ним работать, а не только проверять и притеснять. Например, сейчас причиной большинства неурядиц на рынках и в предпринимательстве выступают несовершенные Правила торговли, которые утверждены Кабинетом Министров без согласования с предпринимательскими структурами. Большой шаг сделан вперед в том, что рынок признан предприятием. Однако правила неправомерно установили параметры торгового места: один метр прилавка и два квадратных метра территории, — тем самым создав необоснованную «кормушку» для тысяч проверяющих. Во-первых, этого места для организации торговли недостаточно — на двух квадратных метрах часто невозможно разместить запас товара и другие атрибуты, во-вторых, правила, таким образом, увеличили объем стихийной торговли. Полагаю, что Президент и Верховная Рада поддержат предложение ГНАУ и Комитета по регуляторной политике поручить разработать Правила торговли на рынках местным органам власти, и тогда мы сможем сделать действительно полезный документ.
Кроме того, нам как воздух нужен обобщающий документ — Положение или даже Закон о рынках, который бы регламентировал все взаимоотношения малого бизнеса и местной власти. Такой важный и масштабный сектор экономики, безусловно, уже заслуживает отдельного закона.
Согласно положению, если рынок не зарегистрирован, его не проверяют. Поэтому нередки случаи, когда даже по отчетам в городах в прошлом году было 12 рынков, а сегодня — только один. Но ведь торговля с того времени не уменьшилась, а даже увеличилась, просто 11 рынков стали нелегальными. А это приводит к тому, что города теряют не только качество обслуживания, но теряют значительные поступления в бюджет. Так по данным налоговиков годовые потери поступлений в местный бюджет рыночного сбора из-за стихийной торговли составляют: в Феодосии — 7,5 тысячи гривен, в Джанкое и Джанкойском районе — 10,6, в Бахчисарайском районе — 96 тысяч гривен, в целом по Крыму — миллионы…
Рынком управлять гораздо сложнее, чем фабрикой или заводом. Сегодня это самая сложная и опасная отрасль экономики. И даже за 11 лет самостоятельности наша страна этому еще не научилась. И если не будет учиться и дальше — тем больше будет «рыночных» бунтов…