Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Я вернусь в Донецк. Украинский...»

Пять вопросов пяти вынужденным переселенцам
29 октября, 2014 - 13:08
«Я вернусь в Донецк. Украинский...»
ФОТО REUTERS

В украинском информпространстве уже немало рассказано и написано о проблемах переселенцев из Донбасса. Однако не так часто во всех этих материалах можно увидеть или услышать прямую речь представителей этой новой для нашей страны группы населения. Еще реже транслируются их гражданско-политические мнения, которые далеко не во всех случаях ограничиваются лишь социально-экономическими вопросами...

«День» пообщался с пятью дончанами, которые переселились из шахтерской столицы в другие украинские города не только из-за боевых действий в родном городе и регионе, но и по причине того, что свою дальнейшую судьбу они связывают не с «ДНР», а с Украиной. С украинским Донбассом...

Эти пять дончан — Юлия, сейчас живет в Днепропетровске, Юрий — в Запорожье, Сергей — во Львове, Артем — в Киеве и Станислав — в Днепропетровске. «День» предложил ответить им на следующие вопросы:

1. ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ НА ДОНБАСС?

Юлия (Днепропетровск): — Я очень хочу вернуться домой, но понимаю, что это невозможно. Я не вижу никаких перспектив у города, в котором я родилась и прожила всю жизнь. И не хочу жить с террористами, которые отняли у меня мой город...

Юрий (Запорожье): — Возвращаться домой пока что не планирую, потому что там по-прежнему сохраняется тяжелая социально-политическая обстановка. Также из-за отсутствия работы по должности — я работаю в банковской сфере, а все банки из Донбасса ушли, у малого и среднего бизнеса нет возможности полноценно функционировать.

Сергей (Львов): — Домой ехать не планирую. К сожалению, ситуация в Донбассе далека от разрешения, а в моем родном Донецке террариум из террористов. Возвращаться туда просто опасно для жизни.

Артем (Киев): — Вернулся бы домой с удовольствием, но только в Донецк, находящийся в составе Украины. Однако в такую перспективу верится с трудом.

Станислав (Днепропетровск): — Сейчас, к сожалению, нет никакой надежды на скорое возвращение домой. И дело не только в том, что в Донецке постоянно происходят столкновения и обстрелы. Для меня и моей семьи очень важно внутреннее чувство свободы и возможность выражения своей точки зрения. Поэтому ситуация, когда тебя преследуют за «инакомыслие», для меня так же страшна, как и бессонные ночи под свист снарядов.

2. КАК В ЦЕЛОМ ОЦЕНИВАЕТЕ СЕГОДНЯШНЮЮ СИТУАЦИЮ В РЕГИОНЕ?

Юлия (Днепропетровск): — Я думаю, что все это закончится очень нескоро. Донбасс, на мой взгляд, превратится во второй вариант Приднестровья. Никто не будет признавать регион в качестве отдельного субъекта международных отношений, следовательно, не будет никаких перспектив на сотрудничество с другими государствами, а самостоятельно это непонятное псевдогосударственное образование не выживет.

Юрий (Запорожье): — Ситуация в регионе довольно депрессивная, мягко говоря. Тотальная неопределенность в завтрашнем дне...

Сергей (Львов): — Донбасская ситуация паршивая во всех смыслах. Во-первых, за время так называемого «перемирия» погибло более 50 мирных жителей, и что-то подсказывает, что это не конец. Во-вторых, грядет зима. Если летом и осенью коммунальные службы в Донецке и в области еще справлялись с ситуацией, то вовремя зимы, возьмусь предположить, все будет не так гладко. В-третьих, социальная ситуация. На неподконтрольных Украине территориях не платят зарплаты и пенсии. Террористы «ДНР» уже заявили, что «социалка» — это неподъемная для них ноша. Почему Киев ничего не делает? Как власть собирается решать этот вопрос? Или она решила кинуть людей один на один с бедой?..

Артем (Киев): — Нынешняя ситуация на Донбассе, как пишут на сайте нашего Горсовета, «стабильно напряженная». Знаю это не понаслышке, так как в Донецке остались мои родственники. С ними стараюсь общаться каждый день. С удивлением узнаю, что ни о каких «перемириях» или «днях тишины», о которых так любят говорить наши политики, они не слышали. Без шума выстрелов не проходит ни дня.

Станислав (Днепропетровск): — На оккупированной территории, конечно, все печально. Остановилось практически все производство, у людей нет работы, заканчиваются средства к существованию. Мантрой «Россия нам поможет» сыт не будешь, и на практике эта помощь в лучшем случае составила пару килограмм крупы и банок тушенки на семью...

3. ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ ОБЩЕНИЕ С РОДСТВЕННИКАМИ/ДРУЗЬЯМИ/ЗНАКОМЫМИ, ОСТАВШИМИСЯ НА ДОНБАССЕ, В ЧАСТНОСТИ — С ТЕМИ ИЗ НИХ, КТО ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ С ВАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ?

Юлия (Днепропетровск): — Мне повезло, что люди из моего круга общения придерживаются адекватного мнения по поводу всего происходящего, и большинство  находится за пределами Донбасса. А с теми, кто поддерживает всю эту вакханалию, у меня нет никакого желания общаться, и это взаимно.

Юрий (Запорожье): — Общаюсь с родственниками, друзьями — они, как и я, придерживаются проукраинских взглядов. Но есть знакомые, которые стоят на противоположных позициях, поэтому коммуникация с ними сейчас ограничена. Некоторые из них даже удалили меня из списков своих друзей в социальных сетях...

Сергей (Львов): — Общение с родственниками, друзьями и знакомыми поддерживаю. Спорим, ругаемся. В основном, если раньше их аргументы сводились к тому, что «нам майданы не нужны, и Киев Донецку не указ», то сейчас немного изменилось в сторону «ну, «ДНР», конечно, скоты, но и Киев не лучше — он нас кинул». Общаться очень сложно: переубедить тех, чье сознание задурманено путинским телевидением, весьма непросто.

Артем (Киев): — С родственниками связь поддерживаю. С друзьями — меньше, но стараюсь. Подавляющее большинство из них придерживаются той же точки зрения, что и я.

Станислав (Днепропетровск): — Родители живут в Снежном. Это, пожалуй, один из самых сепаратистских городов Донбасса. Они, конечно же, всю эту вакханалию не поддерживают. Мой отец хоть и россиянин, который всегда любил Россию, сегодня довольно жестко высказывается по поводу этих «республик». Много знакомых осталось в Донецке, но из них никто также не поддерживал и не поддерживает террористов. Из симпатиков «ДНР» в моем кругу общения могу вспомнить разве что только соседа, который воевал за сепаратистов... Типичный пример промывки мозгов кремлевской пропагандой. Он вообще хороший, добрый человек. Сегодня он прекрасно понимает, что власть в городе захватили бандиты, которые уже между собой устраивают разборки. А также то, что они выдали оружие наркоманам и уголовникам, которые завтра будут совершать преступления против донецкого населения. Но, по его мнению, «пусть лучше это, чем украинские нацики, которые распяли мальчика в Славянске».

4. КАК ВАМ ЖИВЕТСЯ В ТОМ МЕСТЕ, В КОТОРОМ ВЫ СЕЙЧАС НАХОДИТЕСЬ?

Юлия (Днепропетровск): — Сейчас я живу в Днепропетровске. До этого проездом была во Львове и Киеве. В Днепропетровске нашла работу. Мне все здесь помогают и искренне поддерживают. В столице и во Львове при упоминании, что я из Донецка, я видела слезы в глазах людей — все расспрашивали о ситуации и желали мира, удачи, говорили, что не бросят, ведь мы братья...

Юрий (Запорожье): — Запорожье — хороший, приветливый город. Люди довольно-таки простые и открытые, всегда и везде готовы оказать как моральную, так и материальную поддержку нуждающимся переселенцам. А вот дороги здесь плохие!

Сергей (Львов): — Живу во Львове на съемной квартире. Сложно, конечно, в финансовом плане. Ну, ничего работаем, выживаем потихоньку. Во Львове люди как люди. Квартиру снял с восьмого раза... Пришлось записать ее не на меня, а на мою девушку, потому что мне с моей донецкой пропиской ничего сдавать не хотели... Понятно, что к людям из Донецка относятся скептически. Но мы сами в этом виноваты: нельзя прыгать и топтаться по украинскому флагу, а потом ожидать, что во Львове ко всем дончанам будут относиться позитивно. Классный момент: постоянно разговариваю на украинском языке, и мне это нравится. Но прописку стараюсь не афишировать и не разговаривать с людьми на русском.

Артем (Киев): — Я не привык жаловаться на жизнь, поэтому отвечу, что живется нормально. Я лично с проявлениями агрессии или недоброжелательности по отношению ко мне как переселенцу в Киеве не сталкивался. Однако у многих моих знакомых были такие случаи. Особенно ярко выражалось при поиске временного жилья: многие хозяева сразу бросали трубки, когда узнавали, что звонят донецкие переселенцы. А одному моему знакомому даже машину разрисовали краской со словами: «Уезжай в ДНР»...

Станислав (Днепропетровск): — Мы с женой переехали в Днепропетровск еще в июне. Ни разу за это время не почувствовали к себе предвзятого отношения со стороны местных жителей. Возможно, нам просто везет, потому что слышали много историй о негативном отношении к нашим землякам. Люди в Днепропетровске почти не отличаются от жителей Донецка — тем удивительнее для меня то, почему этот город сумел за минувшие годы пройти процесс ментальной десоветизации, а Донецк, по сути, остался совковым болотом...

5. НА КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ, РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СРЕДИ ВАШЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, ПРАВИТЕЛЬСТВУ СЕГОДНЯ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

Юлия (Днепропетровск): — В принципе, я увидела достаточно неплохую госпрограмму для переселенцев. Предоставляется жилье, работа, выдаются талоны на гуманитарную помощь, что включает в себя талоны на еду, одежду, бытовую химию. Но сейчас я столкнулась с проблемой университета: часть ДонНУ, которая не поддержала «ДНР», сейчас переводится в Винницу — для студентов это неплохо, но что делать многим преподавателям? Им предоставляют общежития, но, простите, у каждого семьи, а жить в комнате по семь человек просто невозможно. В отношении патриотов Украины, которые сейчас находятся на территории «ДНР» и «ЛНР», то их нельзя бросать и сливать. Они искренне хотят жить в единой Украине...

Юрий (Запорожье): — Нужно вернуть весь Донбасс Украине, свернуть проект «Новороссия» и создать все необходимые условия возврата людей, которым пришлось покинуть свои дома из-за ситуации в регионе.

Сергей (Львов): — Нашему правительству надо обратить внимание на социальную группу бюджетников и пенсионеров, оставшихся на оккупированных территориях Донбасса. Они уже несколько месяцев копейки не видели от украинской стороны. И надо больше думать о наших военных. Скоро зима, а у солдат нет теплых вещей, нет условий, чтобы зимовать и воевать. АТО фактически содержат волонтеры, которые собирают пожертвования. Деньги у государства есть, но чиновникам их надо тратить не на мерседесы, а на людей. Что касается переселенцев, то жилье и работа должны входить для них в бесплатный соцпакет. Если не хочешь работать — отправляйся назад. Но многих переселенцев сейчас не хотят брать на работу из-за их прописки...

Артем (Киев): — Среди официально зарегистрированных переселенцев подавляющее большинство — это женщины и дети. Мужчины практически не регистрируются. Как правило, по двум причинам. Первая: «А что мне это даст?» — это пример неинформированности, ведь регистрация по новому месту жительства может помочь при поиске жилья и работы. Вторая причина: «Если я зарегистрируюсь, меня заберут воевать в АТО» — здесь уже вступают в дело дезинформация и стереотипы. Если, конечно, ты действительно не скрываешься от службы...

Станислав (Днепропетровск): — Проблемы беженцев очень важны, но на месте нашего правительства я бы задумался больше над общенациональными проблемами. Наш народ многое готов терпеть и на многое готов пойти, но только если будет видеть реальные изменения системы. Где люстрация судебной системы и органов внутренних дел? Почти все схемы, которые работали при Януковиче, продолжают существовать и сегодня. Очевидно, наши политики решили, что народ сбросил напряжение и злость, как в 2004-м, и теперь можно спокойно продолжать грабить страну. Но они, видимо, не учитывают, сколько людей уже погибло и еще погибнет за нашу свободу и лучшую жизнь...

Мне кажется, что общество не забудет этих огромных жертв и все-таки заставит власть на самом деле «жити по-новому». Иначе нас ждет новый Майдан и уже народная люстрация, по сравнению с которой поездки в мусорном баке для политиков покажутся детской забавой. И, безусловно, в сегодняшних условиях такой вариант развития событий будет только на руку врагам Украины. Ведь их основная цель — дестабилизировать ситуацию в нашей стране и дискредитировать ее в глазах мирового сообщества.

Евгений СЕРЕДА, политолог,журналист, Мариуполь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ