Сегодня — яблочный Спас. Яблоки у нас чаще всего ассоциируются с законом всемирного тяготения, Троянской войной и грехопадением. А ведь яблоки для Украины — это традиция, наиболее распространенная садовая культура и, без пафоса, символ украинского сада. Именно яблоками пахнет в Научно-исследовательском институте садоводства — яблоками, землей и... весной. Именно там «День» решил разузнать о тонкостях «плодово-ягодной» биографии Украины.
Как и всякая наука, садоводство последнее десятилетие провело в глубоком кризисе. Площадь украинских насаждений сократилась втрое. Площадь выкорчеванных растений в 5—10 раз превосходит площадь новых насаждений, таким образом демонстрируя, что у растений тоже имеется «демографическая» проблема. «На данный момент отрасль садоводства проходит завершающий этап своего катастрофического падения, — рассказывает и.о. замдиректора НИИ садоводства Украинской аграрной академии наук Василий Васюта. — Мы уже на дне, ниже которого опуститься просто невозможно, посему очевидно: нас ждет возрождение».
Государственное финансирование, понятно, не прокормит. Это при том, что три года назад снова был введен в действие закон, предусматривающий, что 1% сбора от изготовления и реализации алкогольных напитков будет идти на садоводство. Как рассказывает Василий Михайлович, финансирования хватает на то, чтобы выплатить 94% зарплат: «Ни на шариковую ручку, ни на ластик, ни на командтровку уже не хватает». Впрочем, существуют еще внебюджетные средства. Например, ученые получают деньги за выведение новых сортов.
Как вообще рождаются новые сорта? Ученые-селекционеры получают новые гибридные сеянцы. Сначала они всесторонне исследуются в институте. Потом Государственная комиссия по сортоиспытанию вводит их в Реестр сортов растений для выращивания в Украине. Новинкой в области «сортовведения» является лицензирование. В Украину завозят очень много сортов разных растений из-за рубежа, и лицензия в данном случае призвана защитить потребителя и создателей сортов. Василий Михайлович рассказывает, что в идеале на каждом саженце должна быть этикетка по типу акцизной марки, как, скажем, на вине: «Бывает, покупает человек яблоню, а оказывается, что это груша, или вообще дикая слива. Не говоря уже о путанице в сортах». Лицензия же является гарантией не только получения нужного саженца, но и того, что он — безвирусный и качественный. В последнем также должны быть заинтересованы и ученые. Производитель посадочного материала должен взять лицензию на право размножения у автора сорта, а потом выплатить ему 8% от сумы его реализации. Половина этих денег поступает лично в карман автору, а вторая половина — учреждению, в котором он создал этот сорт.
У лицензии есть и свои минусы. Например, в Украину из-за границы могут завезти вполне пригодный для размножения сорт, но пока его не проверят и госкомиссия не даст соответствующего разрешения, занеся новый сорт в реестр, размножать его запрещено. А на необходимую проверку затрачивается очень много времени — до 7— 8 лет.
Еще одна возможность заработать внебюджетные деньги — договора на оказание помощи по взращиванию приобретенных в НИИ саженцев. «Мы должны координировать эти работы, чтобы заказчики саженцев могли обращаться к нам за информацией и закладывать наиболее современные сады», — рассказывает Василий Васюта.
Основную свою задачу НИИ садоводства формулирует как возрождение насаждений и создание «высокоинтенсивных садов». Под интенсивностью подразумевается оптимальность количества и качества, а также кратчайшие сроки получения плодов и получение стабильных урожаев. Например, высокоинтенсивные насаждения способны дать урожай на первый-второй год, в то время как обыкновенные — на четвертый-пятый.
Институт садоводства также занимается изучением спроса — проводит маркетинговые исследования. Например, сегодня высока потребность в ягодной продукции. Ягоды необходимы для производства йогуртов, ягодных чаев, даже водки. Поэтому сейчас идет активная работа со смородиной. Из 29 выращиваемых в Украине сортов смородины и земляники 18 выведено Институте садоводства. Кроме того, речь идет о создании в Украине садов «короткого цикла», по примеру западных стран. Такой сад существует восемь-десять лет и позволяет наиболее полно удовлетворять спрос. Потребителю всегда нравятся новые сорта, и цены на них обычно вдвое выше, чем на старые, потому очень удобно высаживать их всего на несколько лет, пока они не устареют.
Также маркетологи НИИ садоводства знают, какие сорта яблок пользуются наибольшим спросом. Среди летних сортов наиболее любимы украинцами Папировка (Белый налив), Катя и Мелба. Среди осенних — Слава переможцям, Теремок (выведен в НИИ садоводства), Деличия. Кстати, название сорта Слава переможцям должно произноситься именно по-украински, потому что во всем мире принято называть сорт на языке его родины. Среди зимних сортов наиболее популярны Ренет Симиренко — самые дорогие яблоки, Голден делишес, Джонаголд.
Из выведенных в Институте садоводства можно отметить сорт Аскольда, который очень долго хранится, как американский Альдоред. Кроме того, говорят, Аскольда вкуснее Альдореда. Вообще главное преимущество украинских сортов перед американскими — стойкость к нашим более жестоким условиям выращивания (суровым зимам, заморозкам). Соответственно, их меньше опрыскивают, всего пять-шесть раз, и они не вредны для здоровья. Импортные же сорта яблок, как правило, опрыскивают 25—30 раз.
Не обошлось и без «вишневого садка». Черешни и вишни культивируются в Мелитопольском институте орошаемого садоводства УААН и Артемовском научно-исследовательском центре. Груши — в Крыму, Черновцах и Киеве. Интересно, что в последние 10 лет абрикосы регулярнее родят в северо-украинских хозяйствах, чем в южных. Здесь — три урожая абрикосов в год, а там — два. Василий Васюта объясняет это тем, что в нашей зоне меньше перепады температуры в зимне-весенний период. Правда, можно сказать, что северные абрикосы чуть уступают по качеству своим южным сородичам, но в целом они сохраняют истинно абрикосовое качество на 80%.