Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Яблоня, нос, Пушкин

Участница Летней школы журналистики «Дня» Анна СВЕНТАХ — об опасности стереотипов и важности аналитического мышления в любой ситуации
30 января, 2013 - 10:59
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Вечер пятницы — это всегда время отдыха, даже для тех, кто не принадлежит к «офисному планктону». Это — время развлечений и шумных компаний, общего просмотра футбола в любимом пабе или празднования всевозможных приятных событий. А еще, оказывается, это время для стереотипов.

В одном киевском пабе компания ребят лет под тридцать шумно празднует собственную спортивную победу. В заведении играет живая музыка в стиле русского рока. В перерыве между музыкальными сетами появляется ведущий вечера, который решает добавить немного конкурсов к празднованию юных спортсменов. Парень направляется с надувными шариками к их столику и спрашивает на русском: «Знаете ли вы, кто первый высадился на Луне»? Кто-то из зала выкрикивает фамилию Гагарина — первый ляп. После нескольких неудачных попыток ведущий решает дать подсказку, мол, фамилия этого космонавта — Армстронг. Один из спортсменов выкрикивает «Луи Армстронг», и после нескольких улыбок «в пользу» предыдущей реплики, кто-то в пабе таки вспоминает Нила Армстронга. Ведущий облегченно вздыхает и говорит на все том же «общепонятном»: «Правильно. Но мы не любим американцев, поэтому на шариках, которые я вам раздам, будем рисовать Луну, космонавта в скафандре и серп и молот. Кто быстрее нарисует...» Немая сцена.

Дальше я уже не слушала. Мы не любим американцев? Серп и Молот? Стоит ли говорить, что ведущий, если и родился в Советском Союзе, то застал разве что его последние предсмертные вздохи? Стоит ли говорить, что никто из спортсменов не выразил недовольства, а наоборот — все разобрали маркеры и быстренько взялись выполнять задание? Этот паб словно перенесся во времени, а вся его атмосфера, музыка, язык, люди были неопровержимыми доказательствами этого. Только плазменные телевизоры и чешское пиво напоминали, что я нахожусь не в СССР, а в «независимой» Украине. Почему же молодые люди с такой легкостью взялись рисовать символ тоталитаризма? Откуда берет свое начало нелюбовь к американцам, олицетворению «загнивающего Запада»? Не в стереотипах ли?

Конечно, легче говорить заученными фразами, чем применить аналитическое мышление. Есть такой психологический тест. Респонденту предлагают назвать фруктовое дерево, часть лица и величайшего русского поэта. Большинство людей отвечают «яблоня, нос, Пушкин». Особенно в последнем ответе проявляется вся стереотипность мышления. Мы повторяем то, что когда-то услышали, что нам умело навязали. И именно поэтому на вопрос ведущего первым был ответ: «Юрий Гагарин» — потому что это то, что на слуху, это «наше». Как сказал мне в одном интервью журналист Андрей Куликов, «русская информационная продукция более опасна — она показывает почти таких же людей, как мы, поэтому и влиять на респондента может больше, чем, скажем, американская с таким же сюжетом. Украинская аудитория скорее будет ассоциировать себя с россиянами, чем с американцами или даже поляками».

В плену стереотипов мы играем в «верю — не верю». Есть такая карточная игра, когда один игрок выкладывает закрытые карты и уверяет другого, что это, скажем, две девятки или три туза. Другой же, по правилам игры, должен ответить «верю» или «не верю». Так и в нашей жизни. Украинскому информационному потребителю подсовывают разнообразные факты, и намного легче оценивать их методом «верю — не верю», чем проанализировать и задуматься. Почему это мы должны не любить американцев? Потому, что у них есть своя мечта, а для украинцев слово «мечта» в контексте недавних политических событий приобрело негативные коннотации? Веками нас учили, что Запад — это враг, а Украина — это Малороссия. И даже тогда, когда появилась контраргументация, стереотип остался.

Верить или не верить можно в Бога. Но когда дело касается истории, а особенно нашей собственной истории, стоит задуматься и проанализировать — действительно ли продукт, который нам подсовывают, без информационных ГМО?

Анна СВЕНТАХ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ