Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Йосип Слипый стремился, чтобы украинцы повсюду почувствовали, что принадлежат к одному народу и одной церкви»

Бывший глава УГКЦ Блаженнейший Любомир - о своем предшественнике, который, кстати, рукополагал его на епископа
18 декабря, 2012 - 18:10
БЛАЖЕННЕЙШИЙ ЛЮБОМИР (ГУЗАР)

Завершается год, провозглашенный Годом Патриарха Йосипа. Под конец различных торжественных событий в Украине и во всем мире отставной Архиепископ Блаженнейший Любомир (Гузар) поделился своими впечатлениями об Йосипе Слипом. 16 декабря в Патриаршем соборе Воскресенья Христова, что на Левом берегу в Киеве, он прочитал лекцию-воспоминание.

— Припоминаю, — начал он, — я впервые увидел Патриарха на Крещение в 1943-м году. Это было во Львове. С ним было несколько священников. Я, малый паренек, обратился к маме: «Мама, а почему эти отцы такие большие?». Поскольку было очень холодно, то отцы под ризы одели теплую одежду и выглядели очень-очень большими.

Это было началом знакомства Блаженнейшего Любомира с Патриархом.

Он его лучше познал, когда Патриарх в первый раз приехал в США в конце 60-х годов.

Патриарх Йосип — фигура многогранная. Блаженнейший ограничивается несколькими «штрихами».

— Йосип Слипый, — продолжает он, — сын Подолья. Его родное село — Заздристь. Он родился и воспитывался в хорошей христианской семье. Думаю, это тоже имело влияние на его характер, потому что Йосип Слипый был очень-очень работящим человеком. Понятие «работать» он вынес из своего родного дома. Те, кто знал его очень молоденьким, рассказывают, что он сызмальства посвящал чрезвычайно много времени науке. Трудолюбие — одна из основных характеристик личности Патриарха Йосипа. Потом я убедился в этом лично. Он не любил бездеятельности. Не только в себе, но и в других. Как-то в Риме на нашем постоялом дворе я с одним старшим чем я отцом прохаживались по двору после завтрака. Мы не просто гуляли, а составляли план работы на ближайшие дни. А Патриарх Йосип, проживавший на третьем этаже, сошел вниз и сказал: «А вы почему здесь зря тратите время?». В действительности мы не «тратили зря время», но ему показалось, что нужно быть эффективнее. У него даже было особое слово для тех, кто зря тратил время — «не тиндайте». Говорил: «Брате, не тиндайте, працюйте!»

Свою работу он посвящал в основном науке. Где мог и как мог Йосип Слипый пытался развивать научный труд. Он не только сам работал, но и создавал эти места труда, поощрял студентов, воспитывал в них уважение к науке. Именно он, отбыв ссылку, начал в Риме создавать Украинский католический университет. Для этого он преодолевал самые разнообразные препятствия. И если мы сегодня имеем Университет, то только благодаря первым, очень решительным шагам Патриарха.

Можно спросить, а почему такое увлечение наукой? Йосип Слипый видел науку, как большую силу. Большую, чем оружие или экономика. Он был убежден, что нация, которая будет иметь ученых, будет иметь уважение, и сможет выступать не как предмет, а как объект деятельности. Наука в его понимании — была средством силы.

Кто-то может подумать, что Патриарх всю свою жизнь посвящал науке и ни на что другое не имел времени. Но он оказался еще и хорошим душпастырем. В 20—30-х годах, когда он был ректором семинарии, часто писал на общественные темы. И часто многие священники и простые люди обращались к нему по простым общественным делам.

Мы знаем, что 18 лет своей жизни Йосип Слипый был принужден обстоятельствами быть вдалеке от своей паствы, от своего родного края, но он не потерял контакта со своими людьми. Те, кто был узником вместе с ним, вспоминают, что часто обращались к нему за духовным советом, потому что чувствовали его заботу о душевном добре человека.

В те ужасные времена слуга Божий Патриарх Йосип написал определенное число посланий к народу, которые различными способами передавал в Украину, чтоб поддержать на духу тех людей, которые так терпели во времена гонений. Еще недавно в монастыре в Уневе нашли его одно чрезвычайно интересное письмо, которое было замуровано в стене. В нем Патриарх очень широко смотрит на жизнь нашего народа и старается в тех ужасных обстоятельствах поддержать его. Думаю, каждому из нас стоит прочитать письма Йосипа Слипого к людям.

Когда он вышел на волю, то два раза наведался к нашим людям от Америки к Австралии. Как он сам говорил, что два раза объехал мир. Он даже искал наших людей в Индии и Японии. Ехал всюду, откуда приходили письма. Он хотел объединить всех украинцев, духовно. Чтобы они почувствовали, что принадлежат к одному народу и одной церкви.

Мы знаем, сколько времени он посвятил, чтобы наша Церковь имела Патриархат. Он об этом заботился еще тогда, когда Украина была порабощена, когда нечего было думать. Для него Патриархат — было понятие единства церкви, чтобы украинцы в целом мире почувствовали духовное единство.

Хотел бы еще обратить внимание на некоторые, скажем так, человеческие штрихи. Как я уже говорил, Патриарх Иосиф был очень работящим. Он требовал труда не только от себя, но и от других. Студенты семинарии из-за такой требовательности Йосипа Слипого боялись его. Патриарх был одним из немногочисленных священников, которые носили бороду, потому питомцы говорили: «Больше чем огня и воды, бойся бороды», потому что он требовал и не шутил. Поэтому в народе было такое впечатление о Патриархе, как об очень строгом человеке. Но он таким не был. В то же время Йосип Слипый был очень человечным. Эта человечность проявлялась в частности к детям. Дети его не боялись, а он их радостно принимал. Припоминаю такой момент в моем приходе, когда Блаженнейший приехал в Америку. Была служба, после нее был концерт и один мальчик подходит к Патриарху, стоит, смотрит на него. Йосип Слипый спрашивает у мальчика: «Если бы я дал тебе конфет, чтобы ты дал мне?», «Я бы тебя поцеловал», — ответил мальчик, чувствовавший себя абсолютно свободно в присутствии Блаженнейшего.

В конце хочу вспомнить еще одну черту этой фигуры. Своим поведением за время заключения Блаженнейший Йосип доказал свою верность и веру Богу и Церкви. Хотя он свою жизнь не закончил, как мученик, но вполне правильно его называют «свидетелем веры». И все двадцать лет, которые ему Бог подарил после 18-летнего заключения, он свидетельствовал о своей вере. Патриарх Йосип Слипый был настоящий исповедник веры. Поэтому, когда мы сегодня почитаем его память, мне кажется, было бы неправильно остановиться исключительно на внешних, человеческих достижениях, а мы должны почитать его, прежде всего, за то, что он был исповедником веры. И должны мы, дорогие, наследовать его.

Оксана КЛИМОНЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ