Не так давно в газете («День», 17 марта 2007 г.) я рассказал о государственном заповеднике «Каменные могилы». Правда, повод был не совсем приятный — один из его объектов, а именно маленькая часовенка, «попала» на скамью подсудимых. Кстати, до сих пор местная Фемида решает «глобальный» для донецкого края вопрос — быть или не быть святыне на заповедной территории.
Будем надеяться, что и истец, и суд в конечном итоге прозреют и откажутся от абсурдной затеи. Тем более что в ближайшее время сюда предполагается ощутимое увеличение числа туристов, ученых и чиновников различного ранга. Во всяком случае, на это надеется небольшой коллектив заповедника. Поскольку есть для этого серьезный повод — именно весной, а точнее 5 апреля 1927 года заповедник «Каменные могилы» официально получил свой нынешний статус.
Следовательно, этот год для него особый. И возраст солидный — восемьдесят. А это тот возраст, когда уже есть немалые достижения. Т.е. есть что показать и о чем рассказать. Ведь район урочища Каменные могилы, где на 400-гектарной площади расположен заповедник, является уникальным и репрезентативным в геологическом, биологическом, историко-археологическом и художественно-экологическом аспектах. Как научно-исследовательская организация он является одним из четырех отделений Украинского степного природного заповедника, непосредственно подчиненных Национальной Академии наук Украины. Т.е. покровитель у него солидный.
По-видимому, именно это высокое опекунство и способствует тому, что этот волшебный и неповторимый уголок нетронутой природы до сих пор сохранился и служит источником знаний для многих поколений отечественных и зарубежных исследователей. Ведь по площади и высоте это самая большая интрузия на Донбассе и вообще в Приазовье.
Уникальные граниты этой горной страны в миниатюре не имеют аналогов в мире по химическому составу и физической структуре. Их возраст около двух миллиардов лет. И, по утверждению геологов, они образовались вследствие извержения вулкана. Горный массив представлен Западной и Восточной грядами, где высота отдельных вершин достигает 100 метров (когда-то она составляла 3—5 км).
Граниты имеют розовый цвет, их поверхность покрывают 60 видов лишайников и 20 видов мхов. В солнечный день горы похожи на черных великанов среди необозримых степей. По-видимому, именно из-за этого местная река имеет название Караты, т.е. черные камни. Среди сотен скелетных выходов наиболее контрастными с окружающей равниной и заметными за десятки километров являются пять, имеющих необычные исторические названия Лягушка, Витязь, Маски и т.п. Именно они дали геологическому урочищу ассоциативное название Беш-Таш, что в переводе с тюркского означает «пять камней».
Славится эта местность и тремя источниками самой вкусной и чистой в Приазовьи водой. На восточной границе заповедника, возле высоких скал, разлилось огромное (20 га) озеро глубиной до 6—7 метров.
Растительный мир заповедника относится к петрофитному (каменистому) варианту разнотравно-типчаково-ковыльных степей. Поэтому в пору цветения (апрель—май) радует глаз разноцветный наряд степи: от бриллианто-розовых композиций мхов и лишайников до ярко- желтых и сине-голубых ковров тюльпанов гранитных и гиацинтиков. Настоящее цветочное море, своеобразный парад красок и весеннего цветения.
Но визитной карточкой заповедника является все-таки ковыль, который среди необозримых украинских степей сохранился только здесь. Сегодня в заповеднике под государственной охраной находится 11 видов ковыля, занесенных в Красную книгу Украины. А всего на его территории растет около полутысячи уникальных растений.
Не менее интересен животный и птичий мир «Каменных могил». Среди дикой природы гнездятся сотни разных птиц и имеют постоянное жилище десятки крупных и мелких зверей. Именно растения и животные являются настоящими хозяевами заповедника. А в роли «охранников» служат каменные бабы скифских и половецких времен.
Итак, благодаря усилиям небольшого коллектива, который уже более 20 лет возглавляет большой энтузиаст заповедного дела, патриот родной земли Виктор Сиренко, удалось не только сохранить и приумножить природные достояния урочища Каменные могилы, их научную ценность, но и убедить так называемых местных «князьков», что урочище — это зона не для охотничьих браконьерских упражнений и разного рода веселых массовых гуляний на природе, а историческая святыня и достопримечательность, которой следует гордиться и которую нужно охранять всей общиной. Сейчас здесь, кроме организованных экспедиций и научных конференций, другие мероприятия запрещены. А что касается охраны, то самыми первыми защитниками являются местные казаки.
— А как и когда планируете отметить юбилей? — спрашиваю у руководителя этого заповедника В.А. Сиренко. — Ведь пятое апреля уже позади.
Виктор Александрович, по- видимому, не ожидал такого вопроса, а потому не был готов к ответу. А точнее — не знал, как себя вести в данной ситуации. Ведь ни одного поздравления в связи с 80-летием в адрес заповедника ни от органов местной власти (района и области), ни от Национальной Академии наук не поступило. То ли забыли об этой круглой солидной цифре, то ли не заметили ее в календаре выдающихся и памятных дат НАНУ?
Директор Украинского степного природного заповедника, составляющей которого являются «Каменные могилы», Л.П. Мордатенко забывчивость своих кураторов из Киева объясняет просто:
— «Каменные могилы» самостоятельной структурой были с 1927 до 1961 года. Потом они как отделение вошли в состав Украинского степного природного заповедника. Поэтому на предыдущую дату, по-видимому, не обратили внимание. На местном уровне в третьей декаде мая в г. Володарске планируем провести научную конференцию. Пригласим ученых, представителей различных государственных организаций.
Замечу, что это может произойти только при условии, что местная власть Володарского района Донецкой области выделит соответствующие средства для проведения конференции. Пока на позитивное решение этого вопроса с ее стороны надежда небольшая. Подчеркиваю, пока. Хранят молчание по этому поводу и областные чиновники, у которых возможностей значительно больше.
Не знаю, какой будет реакция НАНУ после моего телефонного звонка, который, по существу, оказался неожиданным для главного куратора заповедника «Каменные могилы», директора Института ботаники им. М.Г. Холодного, члена-корреспондента НАНУ Я.П. Дидуха. Яков Петрович честно признался, что о юбилейной дате впервые слышит, и обещал выяснить, как могло такое случиться. Тем более что непосредственный научный «опекун» заповедника, доктор биологических наук В.С. Ткаченко недавно там был и о юбилее, наверное, шла речь на месте. Почему тогда же не доложил, так сказать, наверх по инстанции? Мягко говоря, странная позиция.
А чему тут удивляться? Заповедники, независимо от их статуса и подчинения, структуры не коммерческие, не рыночные, а следовательно — мало привлекательные для тех, кто привык ценность объектов измерять только собственными интересами. Тем более — если эти объекты далеко в степи, где ни престижного коттеджа не построишь, ни одной сотки земли не продашь. А что касается их природной и научной ценности, духовного и культурно-просветительного значения, то разного рода чиновники об этой думают меньше всего. Отсюда и безразличие к тому, что составляет общенациональные интересы.