Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За два шага до спасения

20 тысяч гектаров нашего леса могут стать пралесовыми памятниками природы
20 декабря, 2019 - 12:11

Этот новый статус означает: никаких вырубок или строительства дорог. От его получения леса отделяют рассмотрение департаментами экологии Закарпатской и Ивано-Франковской области, а также решение областных рад о предоставлении этого статуса. Если все удастся, то площадь пралесовых памятников природы Украины увеличится в 200 раз (пока их площадь равняется 100 гектарам во Львовской области). Так  как же WWF Украина (World Wide Fund for Nature — Всемирный фонд природы. — Ред.) вместе с другими нашими организациями удалось это организовать? Ответы давали на днях на пресс-конференции.

«ПРАЛЕСА НУЖДАЮТСЯ В ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ ОХРАНЕ И СОХРАНЕНИИ»

Предоставление украинским пралесам (девственным лесам) официального статуса памятника природы — один из самых весомых проектов WWF Украина в Карпатах. Это закономерно следует из общей стратегии организации, в которой лесной вопрос является одним из приоритетных, поскольку леса богаты биоразнообразием, сохраняют климат и обеспечивают потребности человека. Мероприятия в этом плане проводятся в следующих направлениях: сохранение самых ценных лесов; внедрение практик постоянного ведения лесного хозяйства (что учитывает экологические, социальные и экономические условия); востановление лесов на тех землях, где они были раньше, но исчезли из-за хозяйственной деятельности человека. «Сохранение пралесов является украинским вкладом в это мировое направление WWF. Девственные леса являются теми самыми ценными лесами в Украине, которые нуждаются в первоочередной охране и сохранении», — замечает Андрей ПЛЫГА, руководитель лесного направления WWF Украина.

Соответствие каким критериям предусматривает понятие «пралес»? Об этом детальнее рассказал Михаил БОГОМАЗ, координатор проекта по поддержке постоянного лесного хозяйства WWF Украина. Оказывается, что «пралес» — это относительно новый термин, который был введен из-за изменения законодательства. Что касается критериев, то самый первый очевидный — это возраст. В среднем, по методике, существующей в Украине, пралесом считается тот, которому более ста лет. Кроме того, он должен вырасти естественным путем, то есть не быть посаженым человеком. Поэтому логично, и это третий критерий, что в нем должны быть только те виды, которые присущи этой территории. Четвертый критерий (как станет понятно — часто решающий) — в этом лесу должны отсутствовать свидетельства антропогенного влияния: дороги, рекреации. Несмотря на довольно жесткие требования, таких территорий в Карпатах много.

Сохранение девственных лесов — это не просто вопрос того, как мы относимся к природе. Их сохранение имеет несколько прагматичных причин, на которые тоже указал Михаил Богомаз. В первую очередь, наверное, самый актуальный для украинцев вопрос — эти леса часто являются тем «буфером», который принимает на себя значительные осадки, уменьшая их потоки в долину. К тому же они важны биоразнообразием и семенной базой, а также тем, что являются своеобразным «депо углерода», который накапливали веками. Если их сжечь, то количество выделенного углекислого газа будет огромным. И, конечно, причиной является и туристическая привлекательность.

ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ЛЕСОВ В СМЕШАННЫЕ И МНОГОВЕКОВЫЕ

Еще одной важной причиной сохранения пралесов является научная составляющая. «К нам приезжают ученые, которые изучают девственные леса, особенно из Западной Европы, потому что в Германии или Нидерландах таких участков фактически не осталось. Они ездят в украинские, например, буковые леса и переносят эту систему функционирования экосистемы на свои территории», — рассказывает Михаил Богомаз.

На одном из компонентов этой научной части детальнее остановился Владимир РЕВУЦКИЙ — начальник отдела лесовосстановления и лесоразведения Государственного агентства лесных ресурсов Украины. «В последнее время в Европе началось изменение подходов к ведению лесного хозяйства, которое предусматривает приближение к природе лесоводства», — заметил он.

Что именно это значит? Как объяснил Владимир Ревуцкий, на сегодняшний день применяется ведение лесного хозяйства по так называемому методу классов возраста, то есть «создаются преимущественно одновозрастные насаждения на любых площадях после сплошных рубок». А затем, через определенный период времени, лес опять вырубается. Еще один важный штрих — такие леса преимущественно однородные по составу. Этот метод, как рассказал эксперт, тоже пришел к нам из Западной Европы, его начали использовать для больших прибылей, но в то же время такие леса в своих биологических свойствах менее стойкие и имеют меньшее биоразнобразие.

Переход на новый принцип ведения хозяйства, приближенный к природе, предусматривает переформатирование одновозрастных, чистых лесов в смешанные и многовековые. А для этого нужно иметь образец, как именно нужно это внедрять, и этим примером, по словам Владимира Ревуцкого, являются девственные леса. На практике это значит, что наконец не будет сплошного сруба, а для нужд народного хозяйства будут использовать отдельные деревья. К сожалению, как отметил Владимир Ревуцкий, такой способ ведения хозяйства будет касаться не всех лесов, а тех, например, где запрещены рубки главного пользования, но разрешено ведение хозяйства.

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ СОХРАНЕНИЯ САМЫХ СТАРЫХ УЧАСТКОВ ЛЕСА ДАТИРУЮТСЯ ЕЩЕ 1908 ГОДОМ

Несмотря на значительную ценность лесов, конкретные шаги в этом направлении начали осуществляться сравнительно недавно. Хотя если взять более широкий исторический контекст, то первые попытки сохранения самых старых участков леса датируются еще 1908 годом, как рассказал Андрей Плыга. «Эти попытки были в Австро-Венгерской империи в Закарпатье. Уже в те годы, перед Первой мировой войной, была создана сеть резервации для буковых лесов. Такие попытки продолжались в межвоенный период, 20-е, 30-е годы. Эта сеть, которая была создана перед Первой мировой войной, была значительно расширена, плюс были прибавлены участки на Прикарпатье. Следует отметить, что к охране тогда приобщался даже митрополит Шептицкий», — отметил Андрей Плыга. И все же многие те участки испытали значительное влияние, особенно во время послевоенного восстановления. Необходим был новый этап защиты украинских лесов.

Он, собственно, и осуществляется. В настоящее время, как отмечают эксперты WWF Украина, в национально— природных парках и в биосферных, природных заповедниках находится приблизительно 25 тысяч гектаров. Но это не охватывает территорию всех лесов, это лишь 20% от того, что нужно сохранить, как поделился Михаил Богомаз. Поэтому были проведены ряд мероприятий, чтобы увеличить количество сохраненных лесов.

По словам Андрея Плыги, первым шагом можно назвать подписание Карпатской конвенции (2003), в ней официально указано, что имеем в виду под пралесами (определены критерии для предоставления этого статуса) и квазипралесами (старые леса, но в которых происходило незначительное антропогенное влияние в прошлом). Приблизительно десять лет назад начались первые работы по идентификации по критериям пралесов украинских Карпат (это осуществляли WWF Украина в сотрудничестве с другими общественными, научными организациями и учреждениями).

В 2017 году, объясняет Андрей Плыга, был подписан закон о пралесах, а со временем на базе методики Карпатской конвенции была утверждена методика на национальном уровне (в мае 2018 года). Следующим шагом стало приобретение пралесами официального статуса в соответствии с нашими национальными критериями. И началось сотрудничество с Госласагентством, которому принадлежит более 70% лесов.

«К нам обратились представители WWF Украина, и мы тогда послали письма в наши карпатские областные управления, чтобы они воздержались в этих предложенных участках (до определения их окончательного статуса) от проведения каких-либо хозяйственных мероприятий. И в большинстве случаев наши предприятия прекратили там проведение рубок. Потом был полевой этап, когда каждый этот участок обследовался и относительно каждого должен был быть сделан вывод: подходит он к пралесам, отвечает он требованиям, определенным законодательством, или нет», — рассказывает Владимир Ревуцкий.

Во время полевого этапа были определены также территории, которые не могут быть зачислены к пралесам. Михаил Богомаз объяснил это на примере: «В Карпатах есть несколько участков, которым более 300 лет. Это согласно материалам лесоустройства. Одна из них под охраной — на территории Карпатского биосферного заповедника, а второй участок — Брошновский лесхоз. Это очень глухая часть Ивано-Франковской области, хребет Аршица. Часть участков не попала к пралесам, по этой методике, потому что где-то есть дороги, где-то — вырубки. Но там действительно есть 300-350 летние пихты. И сейчас ведется работа, чтобы эти леса, которые не под охраной и не попали в документы по пралесам, однако соседствовали с ними, по другим механизмам поставить под охрану».

ГЛАВНЫЕ ЕЛКИ — В КАРПАТАХ

Названием пресс-конференции стал вопрос: «Где растет главная елка Украины?». Как подсуммировала руководитель по коммуникациям WWF Украина Татьяна РЯБОКОНЬ: «В канун новогодних праздников нас всех удивительным образом тянет в места, где стоят елки. Но WWF Украина считает, что главные елки находятся там, в Карпатах. И этот тот подарок, который мы можем сделать как раз в канун праздников, если это дело завершится согласованиями областных управлений экологии двух областей и финальным решением областных рад». Будем ждать этого подарка для Карпат, а следовательно, и для всех украинцев. 

Мария ЧАДЮК, «День». Фото предоставлены WWF Украина
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ