О необходимости медицинской реформы в Украине говорили давно. В настоящее время она продолжается в Киеве, Днепропетровской, Донецкой и Винницкой областях. Но пока в ее адрес звучит больше критики, чем одобрительных отзывов. Когда Министерство здравоохранения только бралось за изменения в медицине, «День» обращался к его специалистам за комментариями. Тогда сложилось впечатление, что чиновники не имеют четкого представления, что и как реформировать. Все это можно было объяснить отсутствием конкретного плана действий. Но, как выяснилось, его нет до сих пор. Институт экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) недавно завершил проект «Анализ реформы здравоохранения в Украине». В резюме исследования, которое базируется на результатах 60 интервью с медиками, пациентами и представителями органов власти в пилотных регионах, а также опросах пациентов и врачей в фокус-группах говорится: «Медицинская реформа проходит неэффективно, поскольку нет комплексного подхода к ней, который бы основывался на тщательном планировании и достаточном финансировании».
«ЗАКУПИЛИ НАМ СУМКИ СЕМЕЙНЫХ ВРАЧЕЙ, И СТОЯТ ОНИ НА ШКАФУ...»
Для полного перехода на семейную медицину (а именно это — основа медреформы) у Украины есть еще семь лет. Пока сделан лишь первый шаг, отмечают специалисты. Это открытие амбулаторий общесемейной практики. Именно сюда должны обращаться пациенты за помощью, а не идти в поликлинику к терапевту, хирургу или окулисту. Ведь семейный врач, по замыслу реформаторов, это универсальный медик, который лечит все и всех. Так должно быть в идеале. Но в действительности все выглядит не совсем так. «Нам дали сумки-укладки, предназначенные для оснащения семейного врача, но они стоят на шкафу, поскольку нет ни нужных знаний, как использовать это оснащение, ни желания это делать», — рассказывали врачи в ходе опроса ИЭИ.
Чтобы создать базу семейных врачей, в Минздраве решили пойти путем переквалификации уже работающих медиков. Сначала на такие подготовительные курсы выделялось шесть месяцев, а теперь — четыре. «Выходит, что на освоение ЛОР-заболеваний предусмотрено четыре дня, на ознакомление с работой окулиста — три дня, чтобы научиться помогать женщинам-роженицам или беременным, дается две недели, — рассказывает председатель Донецкой областной ассоциации врачей общей практики семейной медицины Сергей СЕВЕРИН. — В такой ситуации никакой семейной медицины не будет».
В министерстве между тем отчитываются: за два года реформы удалось подготовить восемь тысяч семейных врачей. Но признают, что 48% этих врачей — это пенсионеры или люди предпенсионного возраста. Тогда зачем было тратить деньги на их переквалификацию? Координатор проекта «Анализ реформы здравоохранения в Украине» Александра БЕТЛИЙ считает, что готовить семейных врачей нужно в вузах. Поскольку, как показало исследование, терапевты с 20-летним стажем не готовы лечить детей, а педиатры — пожилых людей, потому что медики привыкли к своей категории пациентов.
О МЕДИЦИНСКИХ СТАНДАРТАХ, КОТОРЫХ НЕТ...
Как дальше будет реформироваться медицинская отрасль, у министерства до сих пор нет четкого представления. «Модель на сегодняшний день не сформирована, потому что она имеет много элементов, которые внедряются разными темпами, — рассказал начальник управления реформы медицинской помощи Константин НАДУТЫЙ. — Сначала вводится юридическое разграничение первичной и вторичной помощи, чтобы кабинет семейного врача не находился рядом с кабинетом травматолога или эндокринолога. Потому что пациент с сахарным диабетом пойдет в кабинет эндокринолога, а не к семейному врачу. А нужно, чтобы он заходил к врачу первичного контакта. Амбулатории должны взаимодействовать с поликлиниками, но в наших условиях это пока невозможно, потому что вторичное звено сегодня абсолютно доминирует с точки зрения кадровых и финансовых ресурсов. Также нужно разрабатывать медицинские стандарты — за последний год утверждено более 30 таких документов».
Не поздно ли начали разрабатывать стандарты и схемы? Сергей Северин говорит, что неоднократно проводились круглые столы для семейных врачей, где они выдвигали собственные предложения относительно реформы, но чиновники Минздрава к ним так и не прислушались. А как может быть реформа успешной, если нет диалога между ее авторами и исполнителями?
«В Украине работает 63 научно-исследовательских учреждения при Минздраве, которые до сих пор не разработали стандарты нашей работы, мы даже не знаем, сколько времени теперь мы должны уделять для консультации пациента, — объясняет Сергей СЕВЕРИН. — Что касается повышения заработной платы до 5—6 тысяч гривен, то это миф. Зарплата врачей и медицинских сестер в семейной медицине не увеличивается. Вводятся надбавки за дополнительно прикрепленное население к одному врачу. Но это столько писанины и бумажной работы, а деньги — мизерные. Например, один из приказов Минздрава предусматривает, если врач высшей категории обслуживает до двух тысяч населения, то за одного человека он получает 1 гривну 80 копеек, если же количество его пациентов вырастет до трех тысяч, за одно лицо он получит... 48 копеек».
НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — ПОКАЗАТЕЛИ, А НЕ БОЛЬНЫЕ
В частном разговоре «Дня» с медсестрой одной столичной амбулатории, медработница призналась, что скоро забудет, как делать прививку, ведь теперь основная ее работа — это ведение учетных журналов, подготовка отчетов и всего для того, чтобы выйти на необходимые показатели, утвержденные Минздравом. Например, 95% пациентов одного участка должны сделать прививку, но почему-то министерство не принимает во внимание, что часто вакцины закупаются несвоевременно, и их просто нет по полгода. Медсестра говорит, что приходится идти на хитрость. Если одна вакцина многокомпонентная, например, от коклюша, дифтерии и столбняка, то в журнал ее записывают как три прививки, а не одну.
В конце сентября киевляне массово заполняли в поликлиниках анкеты, чтобы выбрать себе семейного врача. Но на самом деле это какое-то очковтирательство. Из собственного опыта автора этой статьи: для детей мы выбирали прикрепленного поликлиникой педиатра, а для себя — своего участкового терапевта. Выбор без права выбора, когда в цепочке «врач — пациент» абсолютно ничего не изменилось. Когда пришлось обратиться к якобы семейному врачу за помощью (ребенку стало очень плохо), нам посоветовали сесть в маршрутку и ехать в детскую поликлинику. То какой смысл в амбулатории, где якобы работают врачи для всей семьи?
И таких жалоб по всей стране соберется множество. «За последние месяцы наша организация собрала более 20 тысяч подписей винничан, которые требуют приостановить медицинскую реформу, — рассказывает председатель винницкой ОО «Родители против медицинской реформы» Людмила СТАНИСЛАВЕНКО. — У нас, на Виннитчине, абсолютно уничтожена педиатрия, в центральной поликлинике нет педиатра, который бы смог осмотреть ребенка, когда его привозят на машине скорой помощи. Отчеты у нас прекрасные, деньги выделяются, обустраиваются кабинеты, но старые кровати и отсутствие горячей воды в детском отделении больницы, когда в одной палате находятся по шесть матерей с детьми, почему-то никого не волнуют. Очень многие хорошие специалисты попали под сокращение. Поэтому нагрузка на врачей невероятная. Когда идут профессиональные осмотры, врачи за три часа приема должны осматривать более 100 детей».
ПРИШЛО ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
Во время исследования Александре БЕТЛИЙ удалось найти несколько позитивных моментов медреформы. «Есть амбулатории, где семейные врачи имеют компьютеры и могут проконсультироваться с центральными поликлиниками. Например, если есть кардиограмма пациента, но врач не знает точно, что делать, то он имеет возможность напрямую проконсультироваться со своими коллегами. В Киеве при проведении фокус-групп один врач рассказывала, что ей такая система работы очень импонирует. Она оказывает помощь утром, прикрепленная к ней территория — три дома рядом, она быстро может обойти все вызовы, с собой у нее есть анализаторы, при необходимости она может определить сразу показатели крови больного и назначить лечение», — делится впечатлениями пани Александра.
Но это такая капля в море. И позиция министерства по этому поводу, честно говоря, удивляет: «Найдите сами примеры хороших амбулаторий, когда пациенты довольны, что медучреждения расположены за 200—300 метров от их дома. А то всегда рекламируется негативный опыт», — призвал пан НАДУТЫЙ. Хорошо хоть то, что в Минздраве обещают провести работу над ошибками и не повторять их в тех регионах, где реформа только начинается.