Одиннадцатилетняя Вика — застенчивый и скромный ребенок. Самая большая ее мечта — иметь папу и маму, а еще собаку, которую она бы назвала Лаки. Такое прозвище она придумала недаром, говорит, что когда ничейная собачка живет с хозяевами, она уже счастлива. О родителях мечтает и двенадцатилетний белокурый мальчик Валера. Когда его спросили, кем он хочет стать, когда вырастет, тот поднял глаза кверху, некоторое время думал, а затем сказал: «Еще не знаю, но хочу быть таким, как папа».
Вику и Валеру, а с ними еще около 150 украинских детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, Марьинского и Донецкого областного интернатов, донецкие террористы уже несколько дней пытаются вывезти в Россию — в Новгородскую область «на оздоровление» — и сейчас оформляют документы, оказывая давление на местных чиновников. Волонтеры и социальные работники до последнего ищут им опекунов и усыновителей. В настоящий момент идет процесс усыновления значительного количества детей — они уже знают, кто их будущие родители, вопрос лишь во времени — когда должно завершиться оформление документов. Поэтому если вывезти этих детей, то они могут потерять надежду на усыновление в Украине, а семьи могут быть разрушены. Сейчас же сепаратисты избрали очень влиятельный метод давления на Украину — с помощью детей-сирот.
ПОД УГРОЗОЙ РАССТРЕЛА ЗАСТАВЛЯЛИ ДИРЕКТОРА ДАТЬ СОГЛАСИЕ НА ВЫВОЗ ДЕТЕЙ В РОССИЮ
11 июля 2014 года, вооруженные люди ворвались в Марьинскую школу-интернат. Под угрозой расстрела заставляли директора дать согласие на вывоз детей в Россию. «Дети начали плакать, отказываться, — говорит Дарья Касьянова, руководитель программы «Сиротству — нет!». В следующий раз вооруженные представители «республики» пришли через несколько часов — в 1:30 ночи, когда в Марьинке уже велись боевые действия. «Насильственно всех детей, а их около пятидесяти, в том числе несколько выпускников, посадили в автобус и вывезли в Донецк, в областную школу-интернат», — продолжает Касьянова. В тот же день вооруженные люди вместе с так называемым заместителем министра социальной политики «республики» Еленой Коровкиной взялись требовать разрешения от директора уже Донецкого областного интерната Ольги Волковой. Боевики решили вывезти не только 50 сирот из Марьинки, но и 93 воспитанников ее заведения. Волковой стало плохо — она потеряла сознание.
Но, по словам работников Донецкого интерната, это не помешало представителям самопровозглашенной «ДНР» опять вернуться. Говорят, они забрали документы всех детей — сказали, что самостоятельно оформят нотариальные разрешения для пересечения детьми границы с РФ.
Впоследствии Елена Коровкина привезла в интернат несколько микроавтобусов и собиралась вывозить детей. «Как их хотят вывозить из Донецка, неизвестно. Вокруг Донецка блокпосты Национальной гвардии. По полям же они не смогут проехать», — говорит Дарья Касьянова.
Известно, что на протяжении прошлых выходных длились переговоры. С террористами говорили все, у кого была хоть какая-то возможность и какое-то влияние. «И я говорила... Чьи телефоны нам давали, с теми мы и пытались общаться. Кроме аргумента, «что вы их везете в Украину на органы», у них никаких больше нет», — говорит руководитель программы «Сиротству — нет!»
ДЕТЕЙ ПРОСТО ПОХИЩАЮТ
Так называемое постановление так называемой ДНР о запрете на вывоз детей-сирот действует с 25 июня. Но еще в начале июня представители террористов обошли все интернаты и сказали: «Дети-сироты — это наши дети, дети Новороссии! И никто не имеет права их никуда вывозить, кроме как на территорию России». Они были и в службах по делам детей, собирали данные о том, какие именно дети находятся в заведениях.
История с детьми из Марьяновки — не первая. Сепаратисты пытались выкрасть детей из интернатов области: несколько недель назад они взялись за воспитанников из Снежнянского детдома. Тогда детей даже вывезли в Россию, но совместными усилиями воспитанников удалось вернуть в Украину.
Этим процессом тогда и теперь фактически руководит уже упомянутая Елена Коровкина — сорокалетняя женщина, которая еще недавно, имея квартиру, подаренную Виктором Януковичем, жила в университетском профилактории с двумя детьми на социальные выплаты, назначенные ей как матери-одиночке и малообеспеченному лицу, а в настоящее время пытается распоряжаться сотнями детских жизней.
«Мы знаем, что дети напуганы и категорически не хотят выезжать, потому что большинство имеют родственников в Украине, — говорит Касьянова. — Они и против того, как это подается, мол, их вывозят в Россию, потому что хотят защитить. На самом же деле, чтобы защитить, мы имели много возможностей — предлагали всем вывезти школьников как можно дальше. Но террористы и слышать не хотели ни о каком оздоровлении. Нам даже не позволили вывезти их куда-то в пределах области — в Святогорск или на Азовское побережье».
Стоит сказать, что детей-сирот из зоны АТО после длительных переговоров удалось вывезти лишь однажды — из Краматорского дома «Антошка». Малышей в возрасте от двух месяцев до четырех лет — преимущественно сирот и тех, кто нуждается в особой опеке, потому что имеют дефекты развития, отвезли в Харьков. «Была еще попытка вывезти детей из Амвросиевского интерната. Но их довезли лишь до Днепропетровской области, однако заставили вернуть воспитанников в Донецкую область — их привезли в Святогорск», — говорит Дарья Касьянова.
«В СЛУЧАЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЭТИМИ ДЕТЬМИ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ЭТО БУДЕТ РАСЦЕНЕНО КАК КИДНЕППИНГ», — ЛУТКОВСКАЯ
Террористы настроены решительно: детей-сирот Донецкой области должны вывезти непременно в Россию. Но почему только РФ? На самом деле, она тоже не готова их принимать — там и своих сирот хватает, и существует проблема усыновления — россияне не слишком активны в этом вопросе. Для справки: в России около 700 тысяч детей-сирот, из которых свыше 250 тысяч в интернатах, а в Украине — всего 95 тысяч сирот, из которых 13 тысяч в интернатах.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов просит Президента Порошенко «прекратить уничтожать собственный народ и убивать детей», а также «защитить самых незащищенных — сирот Украины — и дать им возможность выехать в Россию». Он говорит, что детей не успели эвакуировать из зоны АТО, потому что гуманитарных коридоров нет. В действительности, боевики намерены похитить украинских детей. «В случае пересечения этими детьми границы Российской Федерации — это будет расценено как киднеппинг, что повлечет за собой обращение в соответствующие международные организации с целью возвращения украинских детей», — говорит омбудсмен Валерия Лутковская.
Чтобы детей-сирот из интернатов можно было вывезти за рубеж, должны иметься три разрешения: от учреждения, где они находятся, от нотариуса и от органов местного самоуправления. «Чтобы защитить наших граждан от незаконных атак, Донецкая областная государственная администрация приняла распоряжение об обязательном согласовании выезда детей за границу с губернатором области», — сказал недавно председатель Донецкой ОГА Сергей Тарута. То есть последнего разрешения у террористов точно не может быть. Поэтому нужно остановить похищения украинских детей как можно быстрее.