На полях Качуринцев Волочиского района на Хмельнитчине густо пошли в рост сорняки. Считанные коровы и телята понуро пасутся в лебеде. Село, мрачное и нервное, вышло на улицу, обсуждает последние новости.
НА УРОКИ НЕ ХОДЯТ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ВО ЧТО ОБУТЬСЯ
— Зина, внучка их, — показывает на пожилого дядю 66-летняя Галина Кнец, — пошла утром в школу в соседнюю Выдаву. Вернулась с полдороги, потому что последние туфли порвались. И уже не ходит на уроки. Не во что обуться.
— Не ходит, — грустно соглашается дед Зины. — Где же ее родители на обувь ребенку заработают?!
И все кивают в ту сторону, где несеянные-непаханные поля, пустые фермерские здания.
— Нет хозяина, и что же нам делать, к кому приклониться? — жалуется Галина Кнец.
— А было все — и скот, и свиньи, и трактора, комбайны. Нивы засеянные. Куда же оно все исчезло? Вон идет Михаил Катеринчук. Он был бригадиром тракторной, знает, что сделалось, — поддерживает ее 76-летняя Анна Островская.
Бывший бригадир Михаил закуривает папиросу, тяжело вздыхает:
— Беда черная. После войны такого не было. Сынок мой Николай был трактористом широкого профиля. Приехали исполнители, взяли трактор за долги. Жена и трое детей у него. Что дам им из своей пенсии, то и есть на проживание. Свет за долги отрезали — дети уроки не учат. Где же мой Николай заработает? Заступом свой пай не обработает. Вот весна, видите. Молодые идут помогать пенсионерам картошку сажать. Дали ему за помощь бутылку водки. Выпил с горя — и все. Хорошо, что не буйный, когда выпьет. Говорю, что беда в селе черная. Это уже пять лет такое продолжается...
Все в селе перевернулось с ног на голову. Пожилые люди поддерживают молодых, чтобы не пропали с голода в этом существовании без света, без обуви, без нормальной одежды, — донашивают еще советские галоши и юбки. Весна не принесла в Качуринцы ни единой надежды. Все наоборот. Благословенная пора только растравливает человеческие души.
— Отправили к нам фельдшерицу из района, так уже три недели прошло как закрыла медпункт и куда-то уехала, — рассказывает Галина Кнец. — А чего она здесь не видела?! Разве должна с нами пропадать, — стала в защиту молодой фельдшерицы чья-то добрая душа. Она была единственной представительницей района, которую видели Качуринцы в этом году. Начальство обходило село десятой дорогой. Не желает знать, что село училось на трактористов, комбайнеров, приобретало опыт мастеров машинного доения, ездовых, свинарок, телятниц. Однако теперь не к чему свои работящие руки приложить, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Село получило землю, но не знает, что с ней делать.
ПЕНСИЯ, ЧТОБЫ КУР НАКОРМИТЬ
За Качуринцами — Броневка. Такая же нищая, ограбленная, пожилая по возрасту. На краю дороги — хата Андрийчуков, Ольги и Николая. Супруги сажают картошку на огороде.
— Бывало, что за межу ссорились и судились, писали в инстанции и даже дрались. Да прошло... Вон ее, земли, сколько! — облокотившись левой рукой на заступ, показал правой через дорогу Николай Андрийчук. Так же, как за Качуринцами, по широкому полю пасется кое-где скот. Есть где разгуляться, но не на чем напастись.
— Там и наши паи. Мой, его и мамы нашей, — тихо говорит Ольга. Не до паев. На 80 сотках огорода проходят оптимальные сроки посадки картошки. Супруги просят Бога, чтобы еще долго была на белом свете их мать. А как же, — по большой любви просят. Пенсионерка же. Представительница той самой прослойки населения Броневки, которая раз в месяц получает «живые» деньги. Почтальон приносит.
Страстные молитвы за здравие пенсионеров, к сожалению, далеко не всегда бывают «услышаны». Как весна в лето, село уверенно «перетекает» на кладбище. По естественным причинам. Вместе с пожилыми — и молодые, которые от горя, безысходности спиваются и пропадают. И кому же это останется их непаханная-несеянная земля?..
— Кто-то возьмет, — считает маленькая, словно горошина, с большими натруженными руками женщина, которая назвалась бабой Натальей. Шла откуда-то или куда-то — остановилась. И она же — собственница земли: «Свой и тот пай, который от мамы в наследство остался, на себя переписала. А что с того?..».
Баба Наталья получила пенсию за март, «пошла в кооперацию, купила комбикорма, чтобы дать курам есть». Эта прожорливая птица в количестве 17 голов съедает всю ее пенсию. Для подсвинка уже ничего не остается. Село уже забывает те времена, когда жило, как люди: от урожая до урожая. Однако помнит обещания: возьмете паи, отдадите в аренду, будете иметь что в мельнице смолоть, скоту дать. «Дожились», — говорят.
Что же они, сработанные, «оснащенные» заступами, вилами, другим ручным инвентарем, могут сделать на своих паях? Ученые, изучив и обобщив весь зарубежный опыт, говорят: производство может быть рентабельным при условии, если в хозяйстве по меньшей мере 300 гектаров пашни. А здесь, в Броневке, как и в соседних Качуринцах, вместе взятых паев раз вдвое и втрое больше «рекомендованного минимума». Люди говорят, что отдали бы хоть и черту в зубы, чтобы только арендную плату платил. Даже в торги по размеру этой платы не вступали бы. Однако никто и ничего не обещает.
БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ
— За два последних года их здесь шесть было. Кого? Ну, тех, кто брался здесь что-то сделать. Пока не довели до ручки все, что в наследство от колхозного строя осталось, — говорит Иван Коллодий из Броневки.
Райначальство словно нарочно «бросало» в села неизвестных: берите и грабьте! Неужели и свой интерес чужими руками удовлетворяло?..
Самое незабываемое впечатление на Броневку произвела Татьяна Павловна из Хмельницкого, фамилия которой почему-то никому здесь не запомнилась. Кого не встречал в Броневке, — так все о ней вспоминали. «Она наши имущественные паи вместе с урожаем забрала и ушла», — рассказывают. И куда же это забрала и ушла? Не знают.
А как же она и иже с ней шли в это обиженное село? Конечно же, в районе адрес давали. Без согласия райначальства ни в Броневку, ни в Качуринцы, ни в другие села никто не ехал. Они же, села, всегда жили надеждами на своих знаменитых земляков, которые «в люди вышли». Стенды с фотографиями делали «Они учились в нашей школе». В Броневке проходило босоногое детство и юность председателя Волочиской райгосадминистрации Виктора Викторовича Дворника. И что же имеет в этот острый текущий момент от первого лица родное село?
Броневка — это таки не Качуринцы, к которым давно уже никто из райначальства не заглядывает. «Зачем им сюда ехать?» — объясняют качуринцы. В Броневке же родители Виктора Викторовича. Односельчане отдают должное прославленному земляку за то, что чуток и внимателен к своим родителям. «А что он обо всем селе думает, — этого мы не знаем», — отвечают.
— Инвестор нужен, — говорит Виктор Дворник.
Но похоже на то, что в селах Волочиского района уж совсем равнодушны к тому, кто идет и с какими намерениями. Потому что так сложилось, что хуже уже быть не может, а надежда, как давно известно, умирает последней.
КОММЕНТАРИЙ «Дня»
Андрей ГАВРИЛИК , начальник отдела защиты имущественных, других личных прав и свобод граждан и интересов государства прокуратуры Хмельницкой области:
— Надзорная инстанция делает решительные шаги в отношении прекращения хищения и растаскивания имущества служебными лицами, восстановления прав крестьян. По фактам выявленных преступлений только на протяжении трех месяцев возбуждено 19 уголовных дел, 12 из которых уже рассмотрено судами. К ответственности привлечены 126 должностных лиц, а по документам прокурорского реагирования возмещено около 2 миллионов гривен. В интересах крестьян в суд заявлено 423 иска, восстановлены права более 4300 граждан.
В Волочиском районе, о котором говорится в материале, служебные лица СООО «Правда» с. Гайдайки, чтобы получить банковский кредит, заключили договор на залог имущества. Собственники этого имущества согласия на это не дали, однако их подписи подделали. Залог продали, нанеся собственникам 75 тысяч гривен убытков. Незаконно сбыли распаеванное имущество и руководители сельхозпредприятий «Горизонт» с. Бедриковцы Городоцкого, «Мазниковское» с. Мазники Деражнянского районов.
Сильно ударили по имущественным правам совладельцев должностные лица частно-арендного предприятия «Горизонт» с. Адамовка Виньковецкого района. Чтобы возвратить долги, незаконно передали чужое имущество кредитору. В этом же Виньковецком районе учредитель СООО «Труженик» с. Пироговка использовал на хозяйственные потребности 11 тысяч гривен, сданных пайщиками для изготовления государственных актов на право частной собственности на земельные паи. Виновный осужден .
КСТАТИ
В Женишковцах, что на Хмельнитчине, в конце прошлой недели состоялся «День отдаленного села». «Вместе с новым председателем Виньковецкой райгосадминистрации Николаем Шпаком в Женишковцы прибыли представители всех социальных служб», — сообщил «Дню» начальник отдела внутренней политики райгосадминистрации Юрий Попович. Большинство граждан обратилось к Н. Шпаку с вопросом о материальной помощи для лечения. Поднимали вопросы о газификации села, ремонте дорог, восстановлении радиоточек. «Эти и другие вопросы обсудили за «круглым столом» вместе с депутатами сельсовета и составили программу социально-экономического развития села», — продолжил Юрий Попович. Пока шел этот разговор, врачи принимали больных: состоялось обследование условий жизни и быта одиноких стариков, инвалидов, малообеспеченных. Юрий Попович отметил, что такие поездки в отдаленные села будут проводиться еженедельно, сообщает Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День».