Роман Басараб работает учителем истории в одной из школ Запорожья. С самого начала он активный участник местного Евромайдана, куда выходит... с флагом УПА. «Почему люди, которые боролись за независимость Украины, здесь не герои?.. Эта революция не имеет цвета. Если 2004 год был «помаранчевым», то сегодня с национальным флагом выходит тот же антимайдан. А на флаг УПА обращают внимание...», — рассказывает он. Роман принимает участие и в Автомайдане, но в последнее время побаивается ездить по городу в колонне. В соцсетях он уже получил несколько угроз и говорит, что переживает за автомобиль. Даже перед Майданом в прошлое воскресенье он еще не знал: брать с собой флаг или нет. В конце концов, решил брать.
Евромайдан в Запорожье разделяют на два этапа: до и после разгона местных активистов. До разгона количество запорожцев, выходивших на воскресные вече, каждый раз увеличивалось. В день, когда произошла «зачистка» площади «Беркутом» и «титушками», под Запорожской облгосадминистрацией собралось от пяти до семи тысяч людей. Накануне на сайте мэрии и облгосадминистрации распространили информацию об автобусах с «боевиками», которые направляются из Западной Украины в город, чтобы «устраивать переворот».
«Мы вчера сделали основную работу — не дали, чтобы сегодня остановилось Запорожье. Наше дело — работать», — так высказался запорожский губернатор Александр Пеклушенко о разгоне и избиении около 200 запорожцев. Среди них, кстати, оказались обычные прохожие...
Подобных действий со стороны запорожской власти никто не ожидал. Милиция и «титушки», которых здесь называют «пеклушками» (образовано от фамилии губернатора), действовали согласованно и жестоко.
«КТО БЫ МОГ ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО СТОЛЬКО ЛЮДЕЙ В ЗАПОРОЖЬЕ БУДУТ ВЫКРИКИВАТЬ «СЛАВА УКРАИНЕ!»
Профессор Классического частного университета Зиновий Партыко открыто поддерживает Майдан в Запорожье. Он допускает, что в последнее время в городе происходит сращение органов правопорядка с криминальными элементами. Об этом, по его словам, свидетельствует «сотрудничество» «титушек» и «Беркута». Кроме того, пан Партыко отмечает, что милиция имеет еще частично советское мировоззрение, в то время как люди уже начали освобождаться от него.
«В милиции не понимают, что у нас уже не Советский Союз, а впервые сформировалось гражданское общество, которое самоорганизовывается и которому никто не платит денег. Люди знают: если сейчас ничего не изменится, то потом будет плохо жить их детям», — рассказывает пан Партыко. По его мнению, Запорожье пока остается «образцовой застойной областью», большинство населения которой находится «в советском менталитете». Такое сознание, добавляет профессор, подпитывают подконтрольные власти СМИ, советская топонимика, а также то, что Партия регионов силой подавляет оппозиционные идеи. Однако, отмечает Зиновий Партыко, сдвиги в общественном сознании произойдут при условии «преодоления информационного барьера», «этот процесс уже пошел и будет длиться бесповоротно».
«Я видел, сколько людей в Запорожье приходило на первые митинги, и сколько было 26 числа — это был наибольший митинг», — добавляет он. В то же время, по его мнению, сейчас крайне необходимо использовать народную дипломатию, «чтобы как можно больше запорожцев ездило во Львов, Европу»...
Если раньше запорожцы, как и жители других городов, выходили на площади за евроинтеграцию, то сегодня этот вопрос — второстепенный. Люди выходят в поддержку Майдана в Киеве и в других городах, за лучшие условия и уровень жизни и против установления диктатуры.
«Кто бы мог представить, что столько людей в Запорожье будут выкрикивать «Слава Украине!», — говорит журналист, краевед Роман АКБАШ. — Сейчас это общепринятый лозунг, и люди так приветствуют друг друга! Люди просто хотят жить в свободной, справедливой стране!»
«СЕЙЧАС ЗАПОРОЖСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРИХОДИТ В СЕБЯ ПОСЛЕ РАЗГОНА»
Все 46 задержанных 26 января за попытку штурма облгосадминистрации — жители Запорожья. Среди них оказался и монтажер Запорожской областной гостелерадиокомпании Евгений Удовиченко. Его коллега — журналист Виталий Бабенко — рассказывает, что не понимает, за что задержали Евгения. «То ли за то, что фиксировал действия милиции на видеокамеру, то ли за то, что стоял с государственным флагом, — рассуждает Виталий. — Носить сегодня государственную символику — это провоцировать правоохранительные органы к более пристальному вниманию к себе».
Журналист говорит, что запорожцы «не ожидали таких действий от запорожской власти, поскольку были мечтателями, думали, что смогут что-то решить без силового сопротивления». «Сейчас запорожское пространство приходит в себя после разгона. Досадно, что по причине замалчивания ситуации большое количество запорожцев даже не знает, что на самом деле произошло», — добавляет он.
Однако, по его мнению, власти не удалось запугать горожан, поскольку «она сама перепугана». Об этом свидетельствует не только разгон мирных демонстрантов с помощью «титушек», но и запрет для активистов на проведение любых акций возле административных зданий в Запорожье. Когда общественный активист Богдан Василенко пришел к мэрии, чтобы подать заявку на проведение мирного митинга, ему сообщили, что место перед ЗОГА уже «забронировано»... Партией регионов. Более того, суд запретил Василенко ходить по проспекту Ленина от облгосадминистрации к мэрии с 12-ти до 17-ти часов...
«КАМПАНИЯ ПО ЗАПУГИВАНИЮ НЕ СРАБОТАЛА»
Воскресный Майдан в Запорожье 2 февраля состоялся на площади имени Александра Поляка — любимого мэра запорожцев. Людей, невзирая на предыдущий жестокий разгон, пришло немало.
«Радует тот факт, что кампания по запугиванию не сработала. Гражданское общество начало просыпаться в Запорожье еще раньше. Официальные лидеры у нас ничего не делают, люди начинают брать инициативу на себя. Сейчас нужно проявить самому инициативу, и со временем таких лидеров будет становиться все больше. Думаю, что эти события, после разгона, помогут воспитать поколение лидеров, которые не хотят кому-то повиноваться, а хотят действовать», — рассказывает Богдан Василенко.
Правозащитник, общественный деятель, президент благотворительного фонда «Оберіг» Игорь Зубко, разделяет мнение Василенко: «Запорожцы просыпаются, становятся более активными! А власть в то же время показала, что не понимает людей и не способна на компромисс и диалог с гражданами».
На воскресный запорожский Майдан, по подсчетам организаторов, пришло от 1,5 до 2 тысяч людей. Депутат запорожского Облсовета Федор Турченко (ВО «Батьківщина») говорит, что Запорожье долгое время считалось тылом Партии регионов, но теперь перестало им быть. «Это самый главный стереотип, который в настоящий момент разрушается, поскольку народ выходит из-под контроля этих людей», — подводит итог пан Турченко.