5 сентября 2017 года войдет в историю реформирования украинской школы. Именно в этот день Верховная Рада поддержала закон «Об образовании» — за него проголосовали 255 народных депутатов. Над документом работали четыре года! Впереди еще более длинная дорога — его реализация. А это реформа среднего образования в рамках программы «Новая украинская школа», в частности введение 12 лет обучения, переход от школы знаний к школе компетенций, увеличение зарплат учителям, признание неформального образования и самообразования, новая система повышения квалификации учителей, в общем — иные образовательные стандарты.
Составляющие закона еще нужно прописать в подзаконных актах и других нормативных документах. Министр образования и науки Лилия Гриневич назвала это приятной работой, поскольку это будет вкладом министерства в развитие украинского образования и государства в целом. А еще министр поблагодарила всех педагогов, ученых, общественных деятелей, родителей, сотрудников МОН и ВР за упорный труд. И отметила: эйфория прошла, время браться за работу.
«Данный закон — базовый, его принятие разблокирует возможности для последующего реформирования сферы образования, принятия законов «Об общем среднем образовании», «О профессиональном образовании», «Об образовании взрослых». Также депутаты должны будут рассмотреть изменения к закону «О высшем образовании». Нужно понимать, что принятый документ — это шанс для нашей системы образования измениться, так как без новых возможностей, заложенных в закон, развитие было бы невозможно», — отмечает Лилия Гриневич.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Помимо новой системы обучения школьников предусматривается создание других условий работы для учителей. Так, педагог сам будет решать, где и сколько времени повышать квалификацию. «Государство из средств специальной образовательной субвенции, а также местные органы оплачивают повышение квалификации для учителей, даже если педагоги выбирают платные курсы. Местные органы власти лишатся права контролировать образовательный процесс, в их полномочиях останется исключительно создание соответствующей образовательной среды. При этом на базе Государственной инспекции учебных заведений будет создан независимый орган — Агентство обеспечения качества образования, в полномочия которого будут входить вопросы аккредитации образовательных заведений (кроме высшего образования)», — разъясняется на сайте Министерства образования и науки.
Однако педагоги вместе с поздравлениями Лилии Гриневич выражают обеспокоенность. Прежде всего из-за возможности учиться на языке национальных меньшинств, хотя, как заметила министр, дети смогут выбрать его только с 11 класса. Украинский язык будет обязательным абсолютно для всех учеников.
Родители в очередной раз пожаловались, что не хватает учебников для учеников четвертых и седьмых классов. Многих пугает новый срок обучения — 12 лет. И не только из-за баек, что кое-кто будет праздновать выпускной вместе со свадьбой. Планируется, что реформа даст первые плоды через 10—12 лет, но для этого ее внедрение должно начаться с 2018 года. Следовательно, к этому времени нужно подготовить все для будущих первоклассников новой школы — от программ и учебников до учителей. А это значительные средства, усилия чиновников и время. Впрочем, большинство экспертов приветствуют принятие нового закона об образовании, считая, что изменений от его действия можно ожидать уже сейчас.
«Поскольку данный закон должен был быть принят еще года два назад, соответственно, он высвобождает творческий потенциал общества. Собственно, это есть дух закона, его основная движущая сила, — считает Светлана Благодетелева-Вовк, сопредседатель общественной организации «Точка роста: образование и наука». — Когда закон начнет внедряться, это будет следствием ситуации освобождения от пут «совка», это как раз открытие новых возможностей для тех, кто их давно ждал и готовил через восприятие этого документа. Уже сегодня родители, которые привели ребенка в школу, могут апеллировать к новому закону, требовать пересмотра прав и обязанностей в школе. Также родители могут апеллировать к местным органам власти, которым государство дало много новых полномочий и которые теперь должны заботиться о материальном обеспечении школ. Местные инициативы могут создавать рабочие группы при местных органах власти и так добиваться финансирования образовательных потребностей. Такой механизм влияния уже работает. Те, кто имеет желание что-то менять и действовать, уже вооружены данным законом. Все подзаконные документы будут иметь процедурный характер. Но нужно пытаться и требовать перемен. И сначала даже нарабатывать механизмы, а дальше их прописывать через нормативные акты — это был бы лучший путь для понимания. То есть процесс имплементации будет очень сложным, мы уже видели этот процесс относительно закона о высшем образовании, для которого должны были принять свыше 60 подзаконных актов, а есть только две трети, хотя со времени принятия закона прошло три года. Для закона об образовании понадобится пять-семь лет, чтобы подготовить необходимые подзаконные акты. Поэтому сегодня лучше ориентироваться на то, как начнут реформы на местах, какими механизмами будут пользоваться инициативные группы, и брать их за основу нормативных документов».